Главная > Актуальные темы > Энергосбережение в ЖКХ > Приближаясь к Европейским стандартам. Ю. Осипов

Приближаясь к Европейским стандартам. Ю. Осипов

Юрий Осипов,
аудитор по метрологическому обеспечению и техническому регулированию Дирекции «Энергосбыт» ГУП «ТЭК СПб»


Создание Технического регламента по организации учета энергоресурсов в социально значимых сферах позволит определить основные требования к этой деятельности на всех ее этапах. На базе такого документа можно будет разработать техрегламенты по учету конкретных видов энергоресурсов.


 

В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Российской Федерацией в настоящее время разработан законопроект «Об основах технического регулирования в РФ». Этот документ посвящен реформированию системы стандартизации, метрологии и сертификации.
Необходимо сблизить практическую, теоретическую и законодательную метрологию Российской Федерации с позицией Европейского Союза в вопросах организации учета энергоресурсов. Одним из шагов в этом направлении может стать создание Технического регламента по организации учета энергоресурсов в социально значимых сферах, прототипом которого может являться Директива 2004/22/ЕС. Такой Технический регламент должен стать базовым после утверждения законопроекта «Об основах технического регулирования в РФ».
Действующие в настоящее время на территории России Правила учета энергоресурсов (газа, электро-, теплоэнергии и теплоносителя), а также «Порядок организации учета потребления холодной и горячей воды по общедомовым и квартирным приборам учета» на территории г. Москвы необходимо полностью пересмотреть. Например, действующие Правила учета тепловой энергии и теплоносителя имеют необоснованно завышенные требования к точности измерений тепловой энергии в открытых системах. Реальная погрешность измерений составляет 12–15 % при норме 4–5 %.
На базе Технического регламента по организации учета энергоресурсов в социально значимых сферах следует создать технические регламенты учета нефти и нефтепродуктов, холодной воды, канализования стоков промышленных предприятий и городского хозяйства для всей территории РФ, а не только для отдельно взятых районов. Например, при учете канализуемых стоков отсутствует нормирование метрологических характеристик приборов, измеряющих расход самотечных сред с частичным заполнением сечения трубопроводов.
Успех реализации ст. 7 и ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении» и стт. 6–9 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений» непосредственно зависит от механизма, который будет регулировать назначение и содержание всех Правил (технических регламентов) учета энергоресурсов.
Создание технических регламентов позволит выработать единый подход к требованиям, которые следует предъявлять к:

  • метрологическим характеристикам приборов учета;
  • проектированию, монтажу, приемке в эксплуатацию и эксплуатации узлов учета в соответствии с требованиями действующей НТД;
  • объемам технической документации по узлам учета энерговырабатывающих и энергопотребляющих устройств и установок;
  • конструированию и разработке средств учета энергоресурсов;
  • единству метрологических и технических терминов и определений;
  • электро-, взрыво- и пожаробезопасности.

Таким образом, в базовом нормативном документе будут определяться основные требования к организации учета любого энергоресурса на различных этапах деятельности – от разработки средств измерений до сервисного обслуживания в режиме эксплуатации. В правилах учета конкретных энергоресурсов основные требования будут описываться более подробно, будучи увязанными с требованиями практической, теоретической и законодательной метрологии, промышленной безопасности производственных объектов и т. д.

 

В отсутствие законодательства стандарты обречены
Для разработки технических регламентов целесообразно использовать богатый опыт ведущих европейских организаций по техническому регулированию, таких как CEN, CENELEC, ETSI, EUROMET, EOQ, WTO.
WELMEC – Европейская организация по сотрудничеству в области законодательной метрологии. Эта региональная организация объединяет промышленно развитые страны Западной Европы. В настоящее время в ФГУП «ВНИИМС» разрабатывается ГОСТ под названием «Требования к программному обеспечению средств измерений и информационно-измерительных систем». Несмотря на то, что новый стандарт разрабатывается с учетом рекомендаций WELMEC 7.2, можно заранее предсказать, что получится в результате. В отсутствие законодательного механизма реализации даже самый современный и совершенный государственный стандарт обречен на неполное и искаженное применение в сфере учета энергоресурсов.
Например, ФГУП «ВНИИМС» создал и зарегистрировал в Ростехрегулировании Систему добровольной сертификации ПО СИ и ИИС (СДС СИИИС). Регистрационный № РОССRU.В317.04И300 от 16 мая 2006 г. Проводится сертификация программного обеспечения средств измерений и информационно-измерительных систем на соответствие требованиям таких нормативных документов, как ГОСТ Р 8. 596-2002 «ГСИ. Метрологическое обеспечение измерительных систем. Основные положения», МИ 2891-2004 «ГСИ. Общие требования к программному обеспечению средств измерений».
Однако в результате нечеткой формулировки п. 7.4 ГОСТ Р 8. 596-2002 сертификат соответствия ПО ИС содержит минимальные по объему и малосодержательные сведения: величину погрешности ПО при измерении и уровень защиты измерительной информации по МИ 2891-2004 (этот показатель ни о чем не свидетельствует). Практического смысла в осуществлении подобной сертификации нет.
Для практической метрологии необходима следующая информация:

  • каков уровень защищенности ПО;
  • какие методы защиты были использованы;
  • какой объем всего ПО и его частей подлежит метрологическому контролю;
  • какие критерии риска приняты;
  • на каком из 3-х уровней можно использовать данное СИ в коммерческом учете энергоресурсов;
  • кто возьмет на себя финансовые риски в случае применения данного СИ – продавец или покупатель энергоресурсов.

Такая информация, которая должна быть прозрачной, позволит обеспечить защиту рынка от фальсификаций со стороны недобросовестных партнеров и повысить конкурентоспособность продукции.

 

Порядок создания правил учета
Из вышесказанного можно сделать вывод, что технические требования должны быть сведены в технический регламент. Полный перечень требований может быть составлен только при участии всех заинтересованных сторон:

  • предприятий, занимающихся добычей, переработкой и транспортировкой энергоресурсов;
  • потребителей;
  • Департамента по техническому регулированию и метрологии Минпромэнерго;
  • Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральной службы по экологическому, техническому и атомному надзору.

 

Рис. 1. Схема построения правил учета энергоресурсов

 

На рис. 1 представлена примерная схема построения Правил учета энергоресурсов, которые могут быть созданы с учетом требований Технического регламента по организации учета энергоресурсов в социально значимых сферах. Подобный порядок создания всех Правил учета энергоресурсов позволит:

  • обеспечить эффективную реализацию федеральных законов «Об энергосбережении» и «Об обеспечении единства измерений»;
  • урегулировать порядок разработки Правил учета или технических регламентов для каждого вида энергоресурса;
  • обеспечить единство в реализации практических требований к учету энергоресурсов;
  • учесть особенности всех технических, эксплуатационных, метрологических, коммерческих и технических требований;
  • определить регламенты взаимоотношений и ответственность заинтересованных сторон.

 

Перемещение энергоресурсов: схема и выводы

Рис. 2. Схема перемещения энергоресурсов

 

На рис. 2 представлена схема перемещения энергоресурсов от природных источников к потребителям, включая точки переработки, выработки вторичных энергоресурсов, транспортные сети и узлы учета энергоресурсов.
Принятые обозначения:
ПЭР1 – продукты добычи первичных энергоресурсов: нефть, газ, холодная вода, урановая руда, твердое топливо (уголь и торф), биотопливо.
ПЭР2 – продукты переработки нефти (спирт, мазут, бензин, дизельное топливо, машинное масло и др.), бензин, получаемый в результате переработки биотоплива, а также обогащенная урановая руда, электроэнергия гидравлических, солнечных, ветровых и приливных электростанций.
ВЭР – продукты вторичной переработки ПЭР1 и ПЭР2: тепло- и электроэнергия, полученная в результате переработки жидкого, твердого, газообразного топлива и холодной воды; электроэнергия, полученная за счет преобразования солнечной, ветровой и приливной энергии, а также кинетической энергии воды (на гидроэлектростанциях), сжигания твердого топлива – угля, торфа, бытовых отходов (на теплоэлектростанциях).
Товарами купли-продажи являются для:

  • ПЭР1 – холодная вода, газ, сырая нефть;
  • ПЭР2 – мазут, бензин, дизельное топливо, технические масла и другие нефтепродукты, обогащенная руда, электрическая энергия;
  • ВЭР – тепловая энергия, электрическая энергия.

Схема перемещения энергоресурсов позволяет сделать следующие выводы:
1. необходимость учета экономических обоснований технических и метрологических требований к классам точности средств измерений, применяемых в узлах учета энергоресурсов, обусловлена наличием оптовых и розничных энергоресурсов;
2. узлы учета энергоресурсов целесообразно разделить на три уровня покупок и продаж энергоресурсов (с учетом уровней риска):
- первый – в точках оптовой покупки и продажи энергоресурсов;
- второй – в точках розничной покупки и продажи энергоресурсов;
- третий – внутридомовое распределения энергоресурсов;
3. учет первичных и вторичных энергоресурсов в точках покупки и продажи ПЭР1, ПЭР2 и ВЭР целесообразно осуществлять СИ первого класса точности, а в точках розничной покупки – второго;
4. СИ третьего класса точности целесообразно применять при организации учета внутридомового распределения первичных и вторичных энергоресурсов (газа, электроэнергии, холодной воды, тепловой энергии сетевой воды);
5. классы точности и нормирование погрешностей измерений рабочих параметров энергоресурсов необходимо обоснованно сблизить с требованиями Европейских стандартов для соблюдения единства измерений.