Главная > Статьи > Б.Хмельников
Семьдесят лет на благо ЖКХ

Б.Хмельников
Семьдесят лет на благо ЖКХ

Борис Хмельников,
генеральный директор научно-исследовательского Центра муниципальной экономики

 


Профессионализм – это кредо ЦНИС. К компании относятся с уважением как к профессионалам все, в том числе и конкуренты по бизнесу. При этом отмечают профессионализм не только руководителей, но в первую очередь самой организации, ее коллектива. Сегодня в ЦНИС сложилась очень дружная команда единомышленников, способная преодолевать все трудности при решении стоящих задач.


 В конце 2017 г. свой 70-летний юбилей отметила одна из самых авторитетных организаций в российском ЖКХ, автор и разработчик нормативов практически для всех сфер экономической деятельности в отрасли – научно-исследовательский Центр муниципальной экономики, известный всем как ЦНИС.

История создания и развития
Организация была образована 24 декабря 1947 г. Приказом № 1053 по Министерству коммунального хозяйства РСФСР. В первые послевоенные годы в Советском Союзе возникла настоятельная потребность в специализированной организации, которая занялась бы разработкой современной системы нормирования и оплаты труда в жилищно-коммунальной отрасли, и такая организация была создана. В те годы она называлась «Центральная нормативно-исследовательская станция» (ЦНИС) Министерства коммунального хозяйства. Это название сохранилось вплоть до 1996 г., когда наша организация стала называться Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в ЖКХ. Но по аббревиатуре нас до сих пор все знают и помнят как ЦНИС. До сих пор аббревиатура ЦНИС закреплена за нами как товарный знак. Кстати, такие ЦНИСы в советское время были в каждой отрасли.
С момента создания и до 2010 г. наша организация все время находилась в собственности Российской Федерации, хотя конкретный представитель собственника на этом временном отрезке периодически менялся. До 2005 г.

Центр был унитарным предприятием. Сейчас много говорят о необходимости ликвидации всех унитарных предприятий в сфере ЖКХ. Но следует отметить, что наш Центр, будучи унитарным предприятием, с точки зрения как объективных, так и субъективных показателей оценки труда всегда был весьма эффективным.

С 1947 г. и вплоть до распада Советского Союза Центр занимался, как правило, только нормированием и оплатой труда. Вообще нормирование это основа экономики, без него невозможно правильно организовать ни один вид экономической деятельности. Какой бы мы ни взяли трудовой процесс, каждый связан с нормированием, и прежде всего необходимо определить, сколько времени занимает осуществление любого трудового процесса.

За этот период нашим Центром были разработаны все тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих и квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих для жилищно-коммунального хозяйства страны.

Значение этих документов трудно переоценить, ведь ЕТКСы в советское время были тесно связаны с системой оплаты труда, и вся система тарифных ставок в жилищно-коммунальной сфере была разработана при непосредственном участии нашего Центра.

Соответственно, вся система тарифных ставок в жилищно-коммунальной сфере была разработана при непосредственном участии нашего Центра. Данные документы в советское время выходили под эгидой ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. К таким документам относится, например, знаменитое Постановление № 1115, по которому многие продолжают работать еще и сейчас. В них был отражен связанный между собой блок, где присутствовала тарификация работ и оплата труда.

В советское время система нормирования труда была обязательной. Помимо ЕТКСов и системы оплаты труда существовали многочисленные нормативные сборники. В ЖКХ их насчитывается более тысячи. К сожалению, сейчас многие не понимают важности этого. Нынешняя система нормирования труда закреплена в Трудовом кодексе РФ, а почти все действующие нормы носят сегодня рекомендательный характер, за исключением тех, которые являются типовыми, и государство определило, что они должны быть
обязательными.

Прежде же многие нормативы для жилищно-коммунального хозяйства носили обязательный характер, и заказчиком их разработки выступало государство. Соответственно, существовала определенная процедура пересмотра нормативов. Каждые пять лет многие нормативы должны были пересматриваться. Такой пересмотр был обусловлен вполне объективными причинами: менялись организационно-технические условия выполнения работ, техника, технология, навыки и т.д. Сейчас часть этой системы сохранилась в строительстве, и государство ее поддерживает.

Современная специфика нормирования
С момента образования нашей компании прошло уже достаточно много времени. За этот период многое основательно изменилось: жизнь, страна, требования к решениям экономических проблем (а наш Центр всегда занимался только экономическими проблемами) и даже название нашей организации.

С распадом Советского Союза системой нормирования труда в отрасли мы занимаемся сами, без чьего-либо участия и поддержки. Когда мы были еще государственным предприятием, каждый год государство (точнее, в его лице наш собственник на каждый конкретный момент, например, Госстрой) нам давало задание в виде плана по прибыли. В дальнейшем эти деньги не забирались, а нам предлагалось инвестировать их в развитие системы. Сейчас практически все работы по развитию системы нормирования мы делаем сами за счет собственных средств. На сегодня есть документы, которые переходят из предыдущего времени и их нужно совершенствовать. Например, были нормы времени на работы по содержанию жилья. Мы этот сборник постоянно совершенствуем с той же периодичностью. Иногда даже приходится делать это чаще, поскольку появляются новые технологии, материалы, оборудование, и все это мы меняем, совершенствуя данный документ.

Такова одна из составляющих нашей нынешней деятельности. Мы называем ее отраслевая система норм и нормативов. Кстати, мы выяснили, что сегодня многие отрасли пользуются нашими документами, если у них есть объекты, связанные с жилищно-коммунальной сферой, которые мы нормируем. Это и не мудрено, ведь раньше подлежащая нормированию сфера ЖКХ воспринималась как более широкое понятие, нежели в нынешнее время. В предыдущие годы в эту сферу входило очень многое, начиная от городского электрического транспорта и заканчивая похоронными услугами. Кстати, до сих пор один из самых востребованных наших сборников посвящен оказанию похоронных услуг.

Даже по тем, расширенным, понятиям ЖКХ нами было произведено нормирование всех возможных сфер: гостиничные услуги, ремонтно-строительное производство, водоснабжение, водоотведение, коммунальная энергетика, городской электрический транспорт, банно-прачечное хозяйство и многое другое (фактически все, что только может быть в коммунальной сфере) было нами отработано.

Наша организация раньше состояла из 15 филиалов, и почти все ЦНИСы, существовавшие в других отраслях, тоже имели филиальную сеть. Наша сеть простиралась от Калининграда до Владивостока. Каждый филиал отвечал за свою зону действия, закрепленную за конкретной станцией. Все филиалы также были унитарными предприятиями. В изменившихся экономических условиях мы остались на этом поприще одни, без филиальной сети. Дольше всех продержался наш Санкт-Петербургский филиал, но и он, к сожалению, уже не существует. Сейчас наша компания своими силами производит работы для всей территории Российской Федерации.

пецифика нынешнего времени заключается в том, что достаточно большое количество работ мы инициативно делаем сами, и их результаты реализуются в наши сборники. Любой желающий может приобрести у нас эти сборники. Мы являемся их авторами, держателями и отвечаем за каждую цифру, каждую букву, которая там представлена.

Есть у нас и другая форма работы. Например, появляется какая-то организация, которая, либо не может, либо не хочет использовать типовые документы и просит нас разработать документ для своего персонального пользования. В таком случае мы разрабатываем документ для этой организации. В качестве примера можно привести работу, которую мы сделали совсем недавно по заказу ВДНХ. Нужно было определить стоимость расходов на содержание всех объектов, расположенных на территории ВДНХ. А определить это можно только через нормативные документы. Другой пример – разработанная нами система экономических нормативов для МОЭК и Санкт-Петербургского водоканала. Этот перечень можно продолжить – вся информация о нашем опыте размещена у нас на сайте в открытом доступе.

С полной ответственностью могу заявить, что сейчас нами пронормированы абсолютно все процессы, которые существуют в сфере ЖКХ. Если же появится новая технология, мы готовы немедленно заняться ее нормированием.

При этом надо понимать, что нормы, как правило, разрабатываются только для типовых технологий (процессов). Индивидуальные нормы применяются только для условий деятельности конкретного предприятия, поскольку единичная технология может быть еще не отработана, и в процессе ее доведения до массового уровня нормативы могут изменяться.

Хотелось бы также подчеркнуть, что система нормирования носит многомерный характер. Согласно методикам нормирования в зависимости от длительности трудового процесса порой необходимо сделать не менее 30 наблюдений прохождения данного процесса в различных условиях, например, для Крайнего Севера, стесненных условий, различных видов грунтов (применительно к земляным работам) и т.д.

Задача нормирования – не стоять на месте. Но и к исключению чего-то, казалось бы, устаревшего тоже надо подходить бережно. В пример можно привести до сих пор присутствующие в сборниках по жилью печи и деревянные тротуары. Этот факт служит основанием для упреков нам порой даже со стороны очень высокопрофессиональных нормировщиков. Мы же сделали это вполне осознанно, ведь и то, и другое продолжает в России по-прежнему применяться. Это, в частности, подтвердили наши наблюдения от недавней поездки в Ненецкий автономный округ, муниципальные образования Амурской области и Еврейской автономной области.

Соответственно, в нормах что-то остается неизменным потому, что оно и сейчас еще есть, а что-то в них вносится дополнительно потому, что появляется новое. Одно из таких новшеств – появившаяся недавно система профессиональных квалификаций. Нами уже разработаны сборники (ни в одной другой отрасли этого пока еще нет), которые сделаны под новые профессиональные стандарты. В частности, мы разработали нормативы численности управляющих организаций, расчетных центров и водоканалов.

Более того, у нас уже имеется готовый сборник для применения в условиях новой системы обращения с отходами. К сожалению, не прописана обязательность применения этого сборника, но в нем есть и мусоросжигательные заводы, и мусоросортировочные комплексы, и многие другие технологические циклы (фактически все, что используется в обращении с отходами). Любой грамотный человек может по этому сборнику отнормировать любой технологический цикл.

Название, отразившее новый профиль деятельности
Отраслевая система нормирования в ЖКХ была, есть и, безусловно, будет существовать в дальнейшем. Благодаря этой отраслевой системе в свое время выжила и наша организация. Было очень сложно, когда распался Советский Союз, и возникла Российская Федерация. В это время наш Центр выступил одним из учредителей строительной секции Российской товарно-сырьевой биржи. Экономика и нормирование в это тяжелое время никому не были нужны. И мы начали помогать своим организациям, торгуя на бирже. При этом круг наших клиентов расширился. Это позволило нам выжить в тот период.

Переломным моментом, когда мы поняли, что отрасли опять нужно нормирование, стал выход знаменитого Приказа № 50 в 1993 г. Именно введенный согласно нему сборник явился началом становления современной системы нормирования в жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации. Мы до его выхода продержались на плаву, и этот сборник впервые сделали за свои деньги, тогда как раньше подобные документы разрабатывались за счет бюджетных средств.

Уже тогда мы поняли, в каком направлении ведет нас рыночная экономика. Изменившиеся условия способствовали смене названия нашей организации. Теперь она называется научно-исследовательский Центр муниципальной экономики. Мы пошли на этот шаг потому, что реально изменился профиль нашей деятельности. Сегодня на рынке востребованы работы уже зачастую другого характера. Конечно, нормирование по-прежнему остается базовым, огромным пластом работы для нас. Но при этом и квалификация наших сотрудников, и требования времени позволяют решать нам целый спектр других задач.

Так, началась работа по производственным и инвестиционным программам ресурсоснабжающих организаций и, соответственно, по связанному с ними тарифному регулированию. Кроме того, стала востребованной работа по определению расходов на содержание дома, то есть экономика управляющих организаций и экономика дома. Еще более значимой и масштабной является работа по программам комплексного развития коммунальной инфраструктуры. Ведь не имея такого программного документа для муниципального образования, невозможно что-то системно в нем делать. Этот документ формирует на уровне муниципального образования перспективы развития отрасли. Он позволяет ответить на вопросы: куда мы движемся, как будет развиваться система, куда пойдет инвестор со строительством, какие объекты и как будут развиваться.

Кроме того, появились конкретные практические темы работ, например, нормативы потребления коммунальных услуг. Именно мы являемся авторами Правил определения и установления данных нормативов и в первом их варианте (306 постановление Правительства РФ), и во второй редакции (258 постановление Правительства РФ), в которую были внесены дополнения по нормативам потребления для субъектов Российской Федерации при отсутствии приборов учета. Потом появились нормативы потребления на общедомовые нужды (для содержания общего имущества).

Сегодня мы также разрабатываем территориальные схемы обращения с отходами. На данный момент разработаны две такие схемы. Одна из них – это территориальная схема обращения с отходами Республики Бурятия. Эта схема получила положительную оценку в данном регионе. В этой схеме присутствует план строительства на территории Бурятии завода по термической переработке отходов. Он будет построен по самому последнему слову техники. Сама разработанная нами схема – сложная, потому что на территории Бурятии расположена часть площади озера Байкал, а это озеро является особо охраняемой территорией. Нам без привлечения других субъектов, на территории которых также расположен Байкал, удалось в своей схеме решить все требуемые для таких документов проблемы охраны окружающей среды для озера Байкал.

Еще одним направлением нашей деятельности является подготовка предварительных обследований и документов для заключения концессионных соглашений. При этом, как правило, мы используем типовые механизмы, которые подходят с точки зрения их применения в нашей сфере. Более того, несколько лет назад мы участвовали в очень серьезном исследовании сферы водоснабжения и водоотведения для Всемирного банка реконструкции и развития, результатом которого стали подготовленные нами рекомендации по инструментам для развития инвестирования в данной сфере, о которых начинают говорить только сейчас, ведь водоканалам в малых городах вряд ли подойдут концессионные модели в том виде, в котором сейчас это предусмотрено законодательством.

Еще мы готовим региональные программы развития жилищно-коммунального хозяйства, стратегии развития, программы энергосбережения.

Одна из наиболее значимых проблем, решение которой мы пытаемся продвигать в отрасль – это формирование экономики дома и переход от нее к экономике управляющей организации. С этой темой мы, по инициативе профильного комитета Торгово-промышленной палаты России, выходили даже к министру строительства и ЖКХ РФ и выносили свои предложения на предмет того, что нужно в этом направлении сделать. Сегодня мы одними из немногих делаем дифференцированный расчет платы по любому дому, независимо от его «начинки», поскольку являемся авторами всей базы нормативов. Эта работа помогает прежде всего собственникам получить информацию о том, сколько требуется расходов на содержание их дома. Иногда бывает, что заказ на такую работу к нам приходит именно
«снизу», от самих собственников.

Большой объем работы сейчас связан с участием в судебных экспертизах по рассмотрению экономических проблем: определить стоимость, определить расходы, затраты, нормативы. Мы это делаем и для ресурсоснабжающих, и для управляющих организаций, и для органов власти, и для хозяйствующих субъектов бизнеса. Кроме того, в последнее время наметился возврат заинтересованности к вопросам нормирования. Некоторые организации озаботились оптимизацией структуры своего управления. А оптимизировать ее можно только через определение нормативов численности, условий оплаты труда и т.д.

Корпоративная философия
Главная особенность нашей организации заключается даже не в том, что и как мы делаем, главное – это люди. Я работаю в этой организации уже 33-й год и уверенно могу сказать, что люди отличали ее всегда. Мы создаем у себя такую атмосферу, чтобы абсолютно все сотрудники на себе прочувствовали, что работа является их второй семьей. А для некоторых она даже является и первой в силу того, что за последние 10 лет у нас здесь образовалось достаточно много семейных пар. Этот факт для руководства является очень большой радостью.
Для нас первичны человеческие отношения, система наставничества. Все это помножено на то, что я больше всего ценю в людях, а именно на профессионализм. Профессионализм – это кредо нашей компании. Как следствие – уважительное отношение к нам как к профессионалам, в том числе и со стороны конкурентов по бизнесу. У нас отмечают профессионализм не только руководителей, но в первую очередь самой организации, ее коллектива. При этом мы очень дружная команда, способная преодолевать все сложности благодаря тому, что мы – коллектив профессионалов.

Мы бережно храним и поддерживаем свою корпоративную культуру, свою историю. У нас каждый год в день рождения организации проходит «встреча выпускников», так ласково мы называем наших пенсионеров. У нас есть свой корпоративный знак, который сделан на Монетном дворе, и которым мы награждаем не только наших коллег, внесших достойный вклад в развитие организации, но и наших партнеров, способствовавших взаимовыгодному плодотворному сотрудничеству. Мы ведем Книгу рекордов нашей организации. В ней мы фиксируем самые значимые достижения наших сотрудников. Например, самый большой стаж работы, самая длительная командировка, самое большое количество командировок и другие внутренние рекорды.

Наша организация открыта для всех. Хотелось бы отметить, что мы готовы сотрудничать со всеми заинтересованными организациями и специалистами. Мы готовы предложить всем свои профессиональные знания и свой опыт. Уже сейчас мы много и плодотворно контактируем с объединениями работодателей, ЦК профсоюзов, с органами власти. Мы часто встречаемся с общественниками, с простыми людьми, предоставляя им полную информацию о себе и о наших разработках.

Сегодня у нас имеется весьма информативный сайт www.cnis.ru, мы выпускаем периодические печатные издания – журнал «ЖКХ эксперт: экономика и право» и информационно-статистический сборник «Цены и тарифы в ЖКХ», являемся разработчиками более 100 нормативных сборников. Мы подготовили два программных средства: одно для нужд города, второе для нужд жилья, у нас имеется онлайн-сервис МКД-расчет. Все это наша совместная работа, а наш дружный коллектив способен к решению любых по сложности практических задач.

Если все вышесказанное сложить вместе, то в общих чертах можно будет представить портрет нашей компании, обозначить нашу корпоративную философию, и станет понятным, почему мы смогли дожить до этого юбилея.