Главная > Статьи > Что еще стоит выпрямить в «прямых» договорах?

Что еще стоит выпрямить в «прямых» договорах?

Алексей Жиздрин 

 

Прошедший 2018 год стал первым годом реализации закона о «прямых» договорах между собственниками жилья и ресурсоснабжающими организациями. Первый блин, как это часто бывает, может оказаться комом, если не учитывать мнение жителей и экспертов. Актуальную ситуацию на местах после введения Федерального закона № 59, мы решили узнать у эксперта отрасли ЖКХ, руководителя инвестиционной компании ОАО «ДомКом Инвест» Александра Костюкова

Закон о «прямых» договорах вступил в силу весной прошлого года. Новые правила всерьез изменили отношения между тремя институтами: собственниками жилья, управляющими компаниями и поставщиками коммунальных ресурсов. Где-то с раскачкой, а где-то и сразу, но новые правила заработали. Владельцы квартир получили право самостоятельно принимать решение о заключении договоров на поставку тепла и воды напрямую с ресурсоснабжающими организациями. О том как движется этот процесс мы узнали в беседе с Александром Костюковым, руководителем компании работающей в сфере ЖКХ России.

По словам Александра Костюкова летом 2018 года, спустя всего два-три месяца после вступления закона в силу, по стране прошла первая волна общедомовых собраний. Жильцы многоэтажек голосовали за прямой договор. Однако переход проходил не везде гладко. Первые месяцы население было дезориентировано, ведь несколькими годами ранее людей агитировали переходить на прямые платежи за коммунальные услуги. А в 2018 году начался переход на прямые договоры. Словосочетания «прямой платеж» и «прямой договор» по смыслу звучали для жителей одинаково, поэтому случалось недопонимание в голосованиях и многим казалось, что этот вопрос в его доме «уже давно решен». Поэтому управляющим компаниям приходилось потрудиться, чтобы разъяснять потребителям реальную суть нового закона.

В том, что с населением активно работали именно управляющие компании, Александр Костюков тоже видит особенность перехода на прямые договоры. Анонсируя перемены, ресурсоснабжающие организации заявляли, что, засучив рукава, самостоятельно будут проводить разъяснительную кампанию среди жителей, помогая им. Однако, как ни странно, самыми заинтересованными в пересмотре правил игры оказались именно управляющие компании, разъясняет руководитель ОАО «ДомКом Инвест» Александр Костюков. Мало того, что управляющие компании страны все эти годы, подчас в убыток себе, выполняли функции абонентского отдела ресурсоснабжающих организаций, так их еще и упрекали в наращивании задолженности. Но именно управляющие компании первыми стали помогать жителям переходить на прямой договор.

Недостатком новой системы «прямых» отношений, по мнению многих потребителей, стала неготовность ресурсоснабжающих организаций к многозадачной работе. К такой, например, как прием показаний квартирных счетчиков, проведение персональных расчетов, взыскание долгов с неплательщиков, а главное — к прямому общению с людьми. В первые месяцы действия нового закона жители многоквартирных домов даже жаловались, что «ресурсники» «притормаживали» переход их дома на прямой договор под разными предлогами, в том числе ссылаясь на недоверие к протоколу собрания собственников.

Неудобство, конечно, вносило и дублирование квитанций: одна приходила от ресурсо­снабжающих организаций по новому договору, вторая — по старому договору от управляющей компании, которая продолжала собирать долги за предыдущие периоды. Многие жители, не разобравшись чем одна квитанция отличается от другой, иногда неправильно реагировали на выставленные счета, с этим приходилось работать.

По мнению Александра Костюкова, закон о прямых договорах за первое полугодие своего действия смог «законсервировать» ситуацию с накоплением долгов управляющими компаниями. По крайней мере, они не растут такими темпами как раньше. Со временем «ресурсники» взыщут все свои долги, и ситуация математически изменится. А это значит, что закон о прямых договорах выведет управляющие компании из-под удара, а долговой кризис никуда не денется. Он лишь переместится в отношения между потребителями и «ресурсниками».
Говоря о том, в каких поправках нуждается закон о прямых договорах, Александр Костюков обратил внимание, что не хватает подробного разъяснения о порядке применения ответственности за качество коммунальной услуги. К примеру, житель жалуется, что вода в кране недостаточно горячая, а «ресурсник» и управляющая компания уверены, что каждый из них оказывает качественную услугу. Каждый будет прав, т.к. пробелы в законодательстве все еще не дают детализации рассмотрения таких споров. Помочь разобраться в этом может лишь соответствующее постановление Правительства.

Кроме того, по мнению Александра Костюкова, в законе есть еще одно противоречие. Это обязанность управляющих организаций проверять обоснованность коммунальных начислений при отсутствии у них полномочий по проверке показаний квартирных счетчиков. В соответствии со ст.157.2 Жилищного кодекса РФ, житель многоквартирного дома с вопросами о качестве предоставленной коммунальной услуги должен обращаться в свою управляющую организацию. Даже, если дом перешел на прямой договор. Казалось бы, далее должен «включаться» привычный алгоритм: получив обращение, управляющая компания проверяет правильность начислений и делает перерасчет, но… После перехода на прямой договор собственники стали передавать показания своих квартирных счетчиков напрямую в ресурсоснабжающую организацию, а от них в управляющую компанию цифры, к сожалению, предоставляются не по первому запросу. Таким образом, у управляющей организации не достаточно прав, чтобы разобраться с обращением жителей.

Для комплексного исправления ситуации, очевидно, понадобятся изменения в ЖК РФ, которые бы повысили ответственность ресурсо­снабжающих организаций за несвое­временность или недостоверность данных, переданных в управляющую компанию. Сейчас такой ответственности у них нет. Кроме того, эксперт видит необходимость проводить расчет за коммунальный ресурс по году, а не по месяцу, как установлено в настоящее время. В этом случае объем потребленного коммунального ресурса будет учитывать данные квартирных счетчиков, и будет достигнута справедливость в вопросах оплаты жителями коммунальных услуг.