Главная > Статьи > Двухфазная реакция: города переходят на новые ПГМ

Двухфазная реакция: города переходят на новые ПГМ

Крупнейшие города нашей страны все активнее осваивают новые способы зимней уборки дорог с применением современных противогололедных материалов. Опыт свидетельствует: новые технологии в перспективе приносят существенную экономию.

Российские города-миллионники отказываются от устаревших противогололедных материалов и переходят на современные реагенты. Речь идет о двухфазных ПГМ, которые хорошо зарекомендовали себя на практике. Например, в Казани. Этой зимой попробовать новшество решил Екатеринбург, дорожные службы которого оценили эксперимент столицы Республики Татарстан. Оказалось, что двухфазные показывают большую результативность по целому спектру критериев. Об этом, в частности, говорили эксперты на выставке «Дорога 2018», которая прошла в октябре уходящего года.

По традиции выставка, которая в этом году «переехала» из Москвы в Казань, стала площадкой, где собрались производители дорожной техники, типов покрытий и специальных отраслевых материалов. На мероприятии были организованы пленарные заседания и круглые столы. Ключевой темой «Дороги» стали вопросы безопасности для всех участников дорожного движения.

Среди прочих спикеров докладчиком была руководитель Ассоциации зимнего содержания дорог Анна Климентова, приехавшая на выставку, чтобы обсудить с коллегами, как в ближайшие годы изменятся правила содержания улично-дорожной сети.

По словам экспертов, страну ждут серьезные перемены, так как в силу вступил новый национальный стандарт – ГОСТ 50597. Большинство профильных ведомств и служб уже изучили модернизированные регламенты, более жесткие по сравнению с предыдущей версией.

Во-первых, установлено время уборки: от 3 до 12 часов в зависимости от категории улиц и дорог выделяется на уборку от снега после осадков. От 4 до 12 часов требуется, чтобы провести очистку от ледяной корки и наката. Причем срок будет отсчитываться с момента окончания снегопадов.

Новый ГОСТ в том числе ориентирован на безопасность пешеходов и велосипедистов. В стандарте указывается, что лед должен быть убран с остановок общественного транспорта, велодорожек, тротуаров и мостов.

Для дорожной отрасли это, пожалуй, одно из значительных изменений в законодательстве. Ведь по большому счету ранее подобных норм прописано не было, а значит, ответственные службы заботились в основном о содержании в нормативном состоянии автомобильных дорог. Это приводило к тому, что пешеходные зоны зачастую чистились по остаточному принципу. Итог этого печален: ежегодно свыше 7 тыс. человек травмируются зимой в городах-миллионниках.

Однако сейчас ситуация может измениться, надеются профильные эксперты, ведомства и службы. К слову, перед ними стоит задача – подобрать те технологии и материалы, которые позволят обеспечить качественную уборку в сроки и по нормативам – до состояния «черного асфальта».

Отсюда следует, что дорожным службам постепенно придется переходить от песка и пескосоляной смеси на более качественные материалы. Поскольку устаревшие виды ПГМ не позволяют чистить дороги до нормативного состояния.

Кроме того, активные элементы в ПСС пагубно влияют на почвы, обувь, металлы, а фрикционная составляющая остается на улицах населенных пунктов, абсорбируя в своих частицах вредные элементы дорожного комплекса: канцерогены, тяжелые металлы и др. По весне подобные залежи на обочинах образуют пылевые поземки, попадая в легкие людей и животных.

Именно поэтому на выставке пользовались популярностью стенды производителей дорожной техники и материалов, предназначенных для уборки города зимой. Среди других экспозиций свои наработки в решении этого вопроса представил Уральский завод противогололедных материалов (Пермский край).

В этом году пермяки презентовали модернизированную технологию применения своего продукта, который производится под маркой «Бионорд». Ориентируясь на опыт стран Европы и Скандинавии, УЗПМ выпустил на рынок двухфазные реагенты.

Как рассказали на предприятии, новые ПГМ сочетают твердую и жидкую составляющие, которые смешиваются на распределительной тарелке дорожной техники в пропорции 70 на 30 процентов. В итоге на полотно попадает увлажненная гранула. Она начинает работать значительно быстрее, чем сухой аналог. Кроме того, сокращается выброс ПГМ на обочины, потери, связанные с выносом на колесах автомобилей и потоками воздуха.

Все это дает сразу несколько эффектов. Во-первых, снижается нагрузка на почвы, сокращаются потери бюджета, если оценивать весь комплекс уборки. Больший плавящий эффект позволяет сократить количество снега, а значит, и уменьшить объем необходимого к вывозу. Во-вторых, нет нужды в повторной обработке.

Конечно, использование подобных технологий и материалов требует определенных вложений на обновление парка техники. Однако, по подсчетам специалистов, экономия на содержание 1 м2 от применения современных ПГМ по сравнению с устаревшими материалами составляет порядка 7%.

Об этом специалисты УЗПМ рассказали участникам выставки, которые интересовались разработкой. Выводы производителей подтверждаются практикой: в России подобные двухфазные реагенты применяли в прошлом сезоне в Казани. Довольны остались как жители, так и те, кто ответственен за содержание дорог.

Но итоговые показатели, конечно, следует искать в статистике. Она показывает, что применение современных ПГМ привело к тому, что количество ДТП в столице Татарстана снижается из года в год. Это не удивляет: благодаря инновациям очистка полотна обеспечивается полностью, гарантируя высокое сцепление шин с дорогой.

К слову, в эту зиму казанцы решили продолжить практику. Их примеру последуют еще в одном крупном российском городе – Екатеринбурге. Профильные службы столицы Урала досконально изучили вопрос на примере своих коллег из Татарстана. Результатами екатеринбуржцы остались довольны. Поэтому применять двухфазные ПГМ в Екатеринбурге начнут уже в этом сезоне.

Помимо Екатеринбурга изучает подобные новации Пермь, где мэрия также выразила интерес к продукту. Местные чиновники заявили, что сейчас анализируют опыт и готовы тестировать материалы, чтобы понять, насколько актуальным для города будет переход на современные технологии.

Комментарии закрыты.