Главная > Статьи > Электрификация России по технологиям Николы Тесла

Электрификация России по технологиям Николы Тесла

Анар Гасимов,
журналист-историк

 

Продолжая невероятную историю о братьях Млынарских, начатую в статье «Джентльмен из Москвы или история коммерческого успеха», нужно отметить, что польские предприниматели стояли у истоков электрификации России. В начале ХХ века они заимствовали в США передовые технологии и электрооборудование Николы Тесла, заключив крупный контракт с американским инженером и промышленником Джорджем Вестингаузом, который владел всеми патентами сербского ученого.

Мариан Казимирович Млынарский – король сантехники в царской России, вынужден был бросить семейное дело и в 1918 году бежать в Польшу, спасаясь от репрессий большевиков. Все нажитое имущество, включая большой особняк и контору в Иваново-Вознесенске, торговые дома, склады с товарами и производственные предприятия Млынарский оставил новой власти. Он не имел дел с большевиками и не ждал от них компенсаций, старался забыть о том, что навсегда было утеряно и национализировано в СССР. Однако дневник старшей дочери Мариана Казимировича оживил события вековой давности и пролил свет на деятельность отца – влиятельную персону тайного общества, представителя Русского Электрического Общества и партнера американского миллионера-промышленника Джорджа Вестингауза.

Дневники Марии – голос предков
Потомки Мариана Казимировича не знали о масштабах деятельности торгово-промышленного товарищества «Братья Млынарские» и их богатствах. Семейные предания забывались, сохранилась лишь история бегства братьев из советской России. Они не обращались в международные суды с исками и не требовали от советской власти компенсации финансовых и имущественных потерь. В любом случае большевики ничего бы им не вернули. Спустя сто лет все забылось, и родственники были сильно удивлены, узнав о чудом сохранившихся дневниках Марии – старшей дочери Млынарского. Она подробно описала свою жизнь с детских лет в богатом родительском доме с прислугой, переезд семьи из Москвы в Иваново-Вознесенск, дорогое имущество и особняк с многочисленными комнатами. Навсегда покидая Россию, Мария взяла с собой все рукописи и перевезла их в Польшу. Ценный архив чудом сохранился в семье Луции Орлов-Гоздовска – праправнучки Мариана Казимировича. Она и поведала родственникам о том, что братья Млынарские владели в Российской империи огромным капиталом, являлись влиятельными людьми и состоятельными предпринимателями. Госпожа Луция самостоятельно перевела дневники Марии с польского языка на русский и передала их друзьям и специалистам в России, интересующимся дореволюционной историей.

Мариан Млынарский владел землей и недвижимостью в Польше. Его дом и земельные наделы находились в северном направлении от Варшавы в деревнях Mlodzianowo и Węgrzynowo. Там и поселился бывший король сантехники. Он уединился в своем имении, отошел от дел и не оставил после себя мемуаров. Его прах предали земле на маленьком деревенском кладбище – Сmentarz Węgrzynowo, куда до сих пор съезжаются потомки и вспоминают о нелегкой судьбе Млынарских. Самый младший из шести братьев – Ричард, остался после революции в Москве, надеясь договориться с большевиками и продолжить семейное дело, но скончался при неизвестных обстоятельствах. Место его захоронения потеряно.

15 августа 2018 года родственники собрались у могилы Мариана Казимировича по особому случаю. В этот день ему исполнилось бы 150 лет. О дневниках Марии уже было известно, ее рукописи оживили прошлое и стали настоящим богатством большой семьи.

Мария родилась в 1897 году в Москве в особняке Млынарских, который находился в районе Царицыно. В дневниках девочка рассказывает, как в детстве о ней заботилась няня, одетая «в сарафан с пышными рукавами и белым фартуком, ее волосы были аккуратно расчесаны, а шею украшали большие бусы в несколько рядов». Когда родилась младшая сестра, в доме появилась новая прислуга – няни и медсестры в белых халатах. Они купали детей, кормили, развлекали и лечили их от кори. В результате болезни сестры покрылись сыпью. «Поэтому нам обрили головы», — пишет Мария. Как только девочки поправились, вся семья переехала из Москвы в Иваново-Вознесенск – в 1902 году.

Мария отмечает:
«…это был крупный заводской город, где братья Млынарские открыли филиал своего торгово-промышленного товарищества. Его техническое бюро в Иваново-Вознесенске возглавил папа». (Рис. 1)

Млынарские и Вестингауз – путь на российский рынок
С 1894 года корпорация Млынарских стремительно росла. Братья создали сеть филиалов по всей России: головные офисы в Санкт-Петербурге (улица Троицкая, д.13) и Москве (улица Мясницкая, дом Зимина), отделения в Ростове-на-Дону, Тифлисе, Харькове, Киеве и Одессе. Что касается технической конторы в Иваново-Вознесенске, то со временем ее статус изменился, и скромное бюро превратилось в секретный штаб.

Дел в заводском городе становилось все больше, контора Млынарских разрасталась, и ей потребовалось значительно расширить рабочую площадь. За помощью обратились к городскому архитектору С.В.Напалкову и поручили ему спроектировать современное здание на территории усадьбы Млынарского в Иваново-Вознесенске. В 1910 году строительные работы были завершены. На Ильинской улице был открыт двухэтажный кирпичный офис в стиле промышленной архитектуры. Именно сюда поступали многочисленные телеграммы, письма и другая корреспонденция с разных концов России, Европы и США. Об этом свидетельствует фирменный каталог №10, сохранившийся у госпожи Луции Орлов-Гоздовска. На титульном листе издания обозначен только один почтовый адрес: «Иваново-Вознесенскъ, Ильинская улица, собственный дом». (Рис. 2)

Вести из Америки были для Млынарских особо важны. Долгое время они вели активную деловую переписку с американским миллионером-промышленником Джорджем Вестингаузом на предмет создания совместного предприятия. Многие его изобретения интересовали братьев с технической и коммерческой точки зрения. В 1866 году Вестингауз открыл в Питсбурге вагоноремонтные мастерские, где совершенствовал старые и изобретал новые тормозные системы для железнодорожных составов. (Рис. 3)

Во второй половине XIX века ученый запатентовал серию изобретений. Наиболее важными из них стали: паровой тормоз, воздушный и пневматический тормоз с автоматическим управлением, внедренный в широкое производство в 1869 году. Пневматические тормоза системы Вестингауза получили признание в США и Европе и широко применялись в железнодорожном транспорте. Однако до России эти технологии еще не дошли.

В начале ХХ века польские предприниматели предложили Джорджу Вестингаузу свои услуги: они задумали стать эксклюзивными дистрибуторами автоматических воздушных тормозов и других технических новинок американца. Видимо, переговоры прошли успешно, миллионер заинтересовался новым рынком сбыта своей продукции и согласился принять участие в российском акционерном обществе «Вестингаузъ». Путь в царскую Россию был открыт!

Удалось ли братьям Млынарским уговорить американского магната лично прибыть в Санкт-Петербург на церемонию открытия головного офиса АО «Вестингаузъ» на улице Прилукская д.2 – точно неизвестно. В настоящее время эта улица носит то же название и пересекает Лиговский проспект. Большой особняк, в котором размещалась контора «Вестингаузъ», увы, не сохранился. На его месте в советское время был разбит Воронежский сад и возведены жилые дома.

Вполне возможно, что Джордж Вестингауз посещал город на Неве и Москву, чтобы наглядно изучить состояние местного железнодорожного транспорта и познакомиться с членами правления акционерного общества, названного в его честь. Известного американца жаждали видеть в своих кругах знатные москвичи – члены Английского и Купеческого клубов. (Рис. 4)

Братья Млынарские были вхожи в обе организации. Первый джентльменский клуб сформировался в 1772 году, при Екатерине II. Долгое время он не имел постоянного помещения, а в 1831 году Английский клуб перебрался во дворец графов Разумовских на Тверской улице д.21 (Музей современной истории). Неподалеку от него, в особняке графа П.С.Салтыкова на Большой Дмитровке, разместился Купеческий клуб. В этом здании, при большевиках, в 1927 году был открыт Театр рабочей молодежи, а в 1937-м его переименовали в Московский государственный театр имени Ленинского комсомола (ЛЕНКОМ). (Рис. 5)

Глава американской электротехнической компании «Вестингауз Электрик Корпорейшн» (Westinghouse Electric Corporation) был очень интересен московским джентльменам и купцам. В XIX-ХХ веках многие промышленники, банкиры и финансисты в США являлись членами тайных организаций и состояли в братствах. Джордж Вестингауз не был исключением. Эти братства были связаны с аналогичными структурами в Европе и России. Поэтому, Млынарские вполне могли организовать для магната тайно-деловую поездку в Санкт-Петербург и Москву, познакомить его с джентльменами и купцами. Очевидно, вояж состоялся, так как вскоре польские предприниматели получили от американского промышленника новый контракт – более перспективный, чем дистрибуция пневматических тормозов.

С подачи Млынарских АО «Вестингаузъ» начало быстро набирать обороты. Предприятие продвигало на российском рынке технические новинки американского производства, заключались договора с отечественными производителями железнодорожного и трамвайного транспорта на поставки автоматических пневматических тормозов системы Вестингауза. Это была первая ласточка! За вагонными тормозами в Россию хлынули и другие товары американского промышленника: фрикционные, буферные и тяговые аппараты; электро­пневматическая централизация стрелок, сигналов и блокировка пути; паровые, электрические и приводные устройства для мартеновских и других печей и т.д. Об этом свидетельствует рекламная листовка АО «Вестингаузъ», напечатанная в 1911 году и сохранившаяся до наших дней. (Рис. 6)

Если до ХХ века Россия отставала от Европы и США в техническом прогрессе и совершенствовании железнодорожных вагонов и трамваев, то с появлением АО «Вестингаузъ» отечественный транспорт стал быстро модернизироваться и приближаться к международным стандартам и требованиям безопасности.

От пневматических тормозов до корабельных клозетов
Деятельность акционерного общества расширялась, его представители появились в Москве в Мясницком проезде (дом Гуськова) и, конечно, в Иваново-Вознесенске. В контору братьев Млынарских стекалась вся корреспонденция АО «Вестингаузъ». А на склады уездного города поступали американские транспортные контейнеры с заказами из Питсбурга вместе со специализированной и элитной сантехникой.
В Иваново-Вознесенске были сосредоточены складские запасы корпорации Млынарских: «паро-водо-газопроводные и фабрично-технические принадлежности заграничного и собственного производства». Изюминкой ассортимента являлась сантехника для речных, морских и океанических судов. Эти товары, большей частью, привозились из США и Англии. Причем в узком сегменте «корабельной сантехники» товары делились на две категории – простые и элитные. Для нужд пассажиров 2-го и 3-го класса, матросов и обслуживающего персонала в общих туалетных комнатах монтировались клозеты из чугуна. Представители высшего общества, пребывая на корабле, пользовались индивидуальными уборными и ванными комнатами, в которых была установлена элитная сантехника, изготовленная из фаянса, бронзы или меди. Даже сидения на дорогих клозетах были из красного дерева! (Рис. 7)

Всю корабельную сантехнику братья Млынарские поставляли по выгодным контрактам для гражданских и военных судов российского флота. В их фирменных каталогах можно найти: корабельный фаянсовый клозет «Атлантикъ» для установки выше ватерлинии (комплект без сидения – 150 рублей, а цена за сидение из красного дерева – 27 рублей 50 копеек); корабельный чугунный клозет с двумя клапанами, абсолютно закрывающими доступ воды извне (цена за комплект – 100 рублей); корабельный чугунный клозет «Торпедо» для установки ниже ватерлинии с насосом для выбрасывания нечистот (цена за комплект – 120 рублей). Эти товары оптом закупали частные судовладельцы и казенные ведомства, обеспечивающие торговый и военный флот необходимым оборудованием. (Рис. 8, 9)

 

На рубеже XIX-XX веков сотни, а может и тысячи кораблей Российской империи плавали с сантехнической арматурой и принадлежностями, приобретенными у братьев Млынарских. Товарооборот их корпорации был колоссальный, а прибыль исчислялась миллионами рублей. Однако эта прибыль явно не удовлетворяла бизнесменов. Сохранившиеся документы показывают, что корпорация Млынарских старалась монополизировать не только сантехнический рынок. С появлением АО «Вестингаузъ» профессиональная деятельность предприятия резко сменила курс. Сближение с американским промышленником открыло для Млынарских новые горизонты. Поставка в Россию пневматических тормозов системы Вестингауза было для них только первым шагом, а перспектива открывалась в новом направлении – электричестве.

Миллион за патенты
По официальной версии, Мариан Казимирович Млынарский переехал из Москвы в Иваново-Вознесенск, чтобы открыть филиал корпорации и возглавить техническое бюро. Эту гипотезу подтверждает и его старшая дочь Мария, красочно описывая в своем дневнике переезд семьи в маленький уездный город в 1902 году. Тогда пятилетняя девочка не подозревала, что ее отец втянут в грандиозное дело с подачи Английского клуба и собирается совершить в Иваново-Вознесенске электротехническую революцию, которая затем распространится по всей Российской империи.

Известно, что фирма «Братья Млынарские» была основана в 1894 году. Эта дата отмечена на титульных листах каталогов, издававшихся корпорацией много лет. (Рис. 10)

В том же году в США была запущена первая в мире гидроэлектростанция на Ниагарском водопаде. Поставкой и установкой оборудования для нужд ГЭС занималась «Вестингауз Электрик Корпорейшн», которой владел Джордж Вестингауз. Для американского магната это событие стало апогеем и главным результатом сотрудничества с сербским ученым и гениальным изобретателем Николой Тесла. Именно он был автором приборов, оборудования и машин, работающих на основе переменного тока, а Вестингауз вовремя увидел перспективы развития электричества и вложил средства, поступавшие от продажи пневматических тормозов в производство электротехнической продукции. Так, первые десять электрогенераторов конструкции Николы Тесла были установлены компанией Вестингауза на Ниагарской ГЭС. (Рис 11)

Когда Вестингауз основал свою компанию в 1886 году, он сразу пригласил к сотрудничеству Николу Тесла. Американский бизнесмен предложил талантливому изобретателю контракт на миллион долларов за все его патенты плюс авторские отчисления за каждое изобретение, пущенное в производство. Сделка состоялась! В июле 1888 года Вестингауз выкупил у Теслы 40 патентов на электрооборудование переменного тока, заплатив ему в среднем по 25 000 долларов за каждое изобретение. Став полноправным обладателем электроприборов и машин Теслы, Вестингауз запустил их в массовое производство и совершил техническую революцию в электрификации. Эти изобретения превзошли все ранее созданные устройства Эдисона, приводившиеся в действие силой постоянного тока.

После сделки с Николой Тесла, глава «Вестингауз Электрик Корпорейшн» пригласил сербского гения на свои заводы в Питсбург в качестве консультанта с высоким жалованием. Никола вновь воспользовался предложением и проработал у Вестингауза около года. За короткое время двум изобретателям удалось совершить новый скачок в разработке и производстве устройств и машин, работающих на основе переменного тока. Это был настоящий революционный прорыв, на смену паровым установкам и двигателям в США и Европе приходило электрооборудование.

Лампочка Казимирыча
Братья Млынарские внимательно следили за деятельностью «Вестингауз Электрик Корпорейшн» и успехами Николы Тесла. Их явно заинтересовали технические новшества в сфере электричества и заманчивые перспективы. Деловая хватка и инициатива Вестингауза были достойны подражания. Если американский промышленник крупно выиграл, рискнув и вложив прибыль от пневматических тормозов в электроприборы Теслы, то почему Млынарские не могут поступить также? Они ведь тоже имели стабильную прибыль от производства и продажи сантехнических товаров, и могли сделать ставку на развитие электрификации в России. Новая отрасль в стране еще только зарождалась и тот, кто находился у ее истоков, мог получить баснословные прибыли. Нужно было торопиться!

Польские предприниматели, став королями сантехники, решили пойти еще дальше – за лаврами первопроходцев в области электрификации. Для этого польским предпринимателям требовалось заручиться поддержкой Джорджа Вестингауза и стать представителями его корпорации на российской земле. Иными словами, братья Млынарские решили – ни много, ни мало – сделать первый шаг на пути электрификации царской России. И это были не пустые амбиции. Предпосылки для такого устремления были созданы, когда польские предприниматели сблизились с Джорджем Вестингаузом и подружились с ним в ходе тайного вояжа и братского приема в Английском и Купеческом клубах – об этом событии речь шла ранее. Вполне возможно именно тогда и не без участия Млынарских в среде джентльменов и зародилась идея о привлечении американского промышленника в качестве крестного отца и пайщика нового перспективного предприятия – АО «Русское Электрическое Общество «Вестингаузъ». Американскому бизнесмену предлагалось обеспечить РЭО основным капиталом в размере 7 500 000 рублей.

Это предложение Вестингауза, по видимому, заинтересовало, так как вскоре в Москве был открыт головной офис РЭО «Вестингаузъ» (Мясницкий проезд д.2). Млынарские при поддержке Английского клуба вошли в РЭО «Вестингаузъ» со своим капиталом. Американский миллионер владел всеми патентами на изобретения сербского гения и распоряжался ими по собственному усмотрению. Польским предпринимателям нужно было получить от него контракт на поставку в Россию готового электрооборудования и машин, изобретенных Николой Тесла. В результате Млынарские склонили Вестингауза к сотрудничеству.

Помимо московского офиса, вновь созданному акционерному обществу также принадлежало производственное предприятие – большой завод по сборке электрооборудования у Симонова монастыря. В том же районе находилось и заводоуправление на Камеръ-Коллежском валу. Еще одно предприятие и официальное представительство РЭО «Вестингаузъ» открыли братья Млынарские. Новой площадкой для продвижения интересов компании был выбран Иваново-Вознесенск – ведущий текстильный центр Российской империи.

Напомним, что на рубеже XIX-XX веков в этом уездном городе действовало 60 ткацких фабрик, на которых трудились около 27 000 рабочих. Фабриканты в Иваново-Вознесенске технически развивали и модифицировали свои предприятия. Они перешли от ручной набивки ткани на машинное производство. В цехах устанавливались специальные станки-барабаны с нанесенными на них узорами. Процесс окрашивания холстов поставили на поток. Производство цветной ткани ускорилось, объемы ивановской продукции возрастали, на нее появился спрос. Затем пришел черед машинного отбеливания холстов и полоскания без ручного труда. Технический прогресс в Иваново-Вознесенске набирал обороты, фабриканты спешили заменить устаревшие и маломощные паровые двигатели и станки на электрическое оборудование. И тут, как по мановению волшебной палочки, в городе появились представители РЭО «Вестингаузъ» в лице братьев Млынарских.

Получается, первую электрическую лампочку в Иваново-Вознесенске включил вовсе не Владимир Ильич Ленин, а Мариан Казимирович Млынарский и произошло это задолго до появления большевиков. До революции 1917 года на текстильных предприятиях и на улицах уездного города уже горел электрический свет, а производственный процесс ускорился благодаря электрооборудованию, изобретенному Николой Тесла.

В каталоге «Братья Млынарские» №10, оберегаемом в семье Госпожи Луции Орлов-Гоздовска, есть интересная деталь. Все титульные листы, разделяющие издание на восемь отделов, проштампованы от руки. Большой прямоугольный штамп красного цвета сразу привлекает внимание. Текст внутри него гласит: «Представители Русского Электрического Общества «Вестингаузъ», основной капитал 20 000 000 франков. Турбогенераторы, газогенераторы, динамо-машины, моторы. Электрическое оборудование заводов и фабрик. С запросами и заказами просим обращаться: Братья Млынарские — Ив.-Вознесенскъ» (Рис. 12).

Преображение Млынарских из королей сантехники в представителей РЭО «Вестингаузъ» произошло столь быстро, что польские предприниматели не успели напечатать новую рекламную продукцию. Поэтому им пришлось презентовать электрическое оборудование Николы Тесла на страницах уже изданного сантехнического каталога.