Реформирование ЖКХ Карелии. Н.Фортунская

Реформирование ЖКХ Карелии

Наталья Фортунская,
начальник отдела инвестиций и развития объектов коммунальной инфраструктуры Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

 

Рис. 1. Географическое положение Республики Карелия.

 


Жилищно-коммунальное хозяйство Карелии нуждается в обновлении основных фондов, повышении эффективности и улучшении экологических показателей. В республике осуществляется ряд целевых программ и инвестиционных проектов по газификации, а также модернизации и строительству котельных, малых ГЭС, очистных сооружений.


Республика Карелия расположена на северо-западе России (см. рис. 1). На западе Карелия граничит с Финляндией, на юге – с Ленинградской и Вологодской, на севере – с Мурманской, на востоке – с Архангельской областями. На северо-востоке республика омывается Белым морем. Западная граница совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии и имеет протяженность 723 км.
В состав республики входит 127 муниципальных образований, в том числе 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 22 городских поселения и 87 сельских поселений. Столица республики – г. Петрозаводск с населением 265,1 тыс. человек.
Согласно климатологическому разделению субъектов РФ Республика Карелия относится к северным экономическим районам 1 зоны. Это означает, что у нас один из самых высоких в расчете на 1 человека годовых расходов теплоэнергии на отопление и горячее водоснабжение по сравнению с другими субъектами РФ, находящимися в европейской части России (2 место после Республики Коми). Это существенно влияет на структуру жилищно-коммунального хозяйства населенных пунктов. Около 45 % объема предоставляемых ЖКУ составляют услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Для ЖКХ Карелии характерным является большая разбросанность и протяженность тепло- и водокоммуникаций. Водопроводные сети в общей сложности составляют 1266,65 км, канализационные – 1095,1 км, тепловые – 997,24 км. Кроме того, в регионе существует множество котельных (429 ед.) с различным оборудованием, в основном уже устаревшим, износ которых, по данным обследований, достиг более 60 %. В связи с этим жилищно-коммунальное хозяйство республики испытывает крайнюю потребность в модернизации и реконструкции.
Инфраструктура различных населенных пунктов Карелии не отличается однотипностью. Так, в пяти городах (Кондопоге, Костомукше, Петрозаводске, Питкяранте и Сегеже), где проживает более 53 % населения республики, инфраструктура сформирована градообразующими предприятиями и имеет более высокий уровень благоустроенности жилья. В то же время теплоснабжение в этих населенных пунктах обеспечивается небольшим числом источников (7 %). На остальную часть населенных пунктов приходится 93 % общего числа котельных. Протяженность инженерных сетей в расчете на 1 человека также несколько меньше. При этом уровень благоустройства выше. Это свидетельствует о компактности инфраструктуры.
В целом в 5 городах республики производится около 60 % всей тепловой энергии. Таким образом, степень концентрации выработки теплоэнергии довольно велика. В то же время на большинство мелких котельных с низкой эффективностью использования топлива, высокой трудоемкостью обслуживания, низким уровнем надежности, качества теплоснабжения и очистки уходящих газов приходится около 40 % общего количества вырабатываемой теплоэнергии. Основная часть муниципальных котельных (95 %) имеет установленную мощность до 5 МВт и оснащена чугунными и стальными водогрейными котлами. Котельные используют практически все виды топлива.
Проблема обновления и восстановления основных фондов жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время стоит крайне остро как на региональном, так и на муниципальном уровне.

Программы модернизации
В Республике Карелия действуют целевые программы:

  • «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы»;
  • подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Карелия на 2004-2010 годы»;
  • «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы».

Данные программы предусматривают комплекс направлений, ориентированных в конечном итоге на самодостаточность отрасли, перевод предприятий ЖКХ на использование энергосберегающих технологий, реконструкцию теплосетей и котельных с использованием современного оборудования и местных видов топлива.
Подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Карелия на 2004-2010 годы» призвана решать важные задачи:

  • модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с высоким уровнем износа;
  • строительства современных высокоэффективных тепловых источников;
  • реконструкции инженерных сетей с применением современных технологий и материалов.

Из регионального бюджета проекты по реконструкции, модернизации и строительству коммунальных объектов финансируются в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Карелия (АИП РК). Формирование АИП РК осуществляется на основании и в соответствии с принципами республиканских целевых программ (РЦП), программы «Жилище» на 2004-2010 гг. (подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»).
Плановый объем капитальных вложений на строительство и реконструкцию объектов коммунального назначения из регионального бюджета в рамках АИП РК на 2006-2008 гг. составляет 660 млн руб. Финансирование мероприятий по модернизации объектов коммунального хозяйства в рамках АИП РК за период с 2006 г. по 1 января 2009 г. составило 894,3 млн руб.

 

Рис. 2

 

За период реализации подпрограммы за счет средств регионального бюджета было профинансировано 94 объекта коммунальной инфраструктуры, в том числе 22 – водоснабжения и водоотведения, 38 – теплоснабжения, 19 – газоснабжения и 15 – электроснабжения. За счет всех источников финансирования за четыре года реализации Программы заменено более 250 км тепловых сетей и свыше 100 км водопроводных. Кроме того, отремонтировано более 70 котельных, переведено на природный газ 7897 квартир.

Сокращение расходов на топливо
В республике реализуется Региональная целевая программа «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы». Цель программы – снизить зависимость Республики Карелия от привозных видов топлива (мазута, угля, дизельного топлива) в связи с постоянным ростом цен на них.
В ходе реализации двух вышеперечисленных программ выполнены мероприятия по реконструкции котельных в пп. Вярсиля, Кааламо, Хелюля и Салми. В результате только за счет экономии средств на приобретение топлива годовой экономический эффект составил 25,9 млн руб. Кроме того, сдерживается рост тарифов на тепловую энергию и, следовательно, снижается финансовая нагрузка на бюджеты всех уровней, а также на население при оплате коммунальных услуг.
Реализация мероприятий по модернизации котельных осуществляется в неразрывной связи с формированием местной топливной сырьевой базы в рамках Региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы».
В рамках Соглашения о сотрудничестве между правительством Республики Карелия и ОАО «Малая энергетика» (Москва), подписанного в феврале 2007 г., реализовано два инвестиционных проекта по строительству и реконструкции котельных с переводом их на биотопливо в пп. Кааламо и Хелюля в Сортавальском районе. Эти два проекта реализованы полностью за счет внебюджетных средств в сумме 95 млн руб. Годовой экономический эффект по этим котельным составил 15,7 млн руб.
В реализации данных инвестиционных проектов принимает участие ООО «Карел-Вапо» в качестве инвестора. Это позволило создать устойчивую топливную базу за счет подготовки и ввода в эксплуатацию торфоплощадки «Суури-Суо» (п. Кааламо) и организации добычи кускового торфа. Кроме того, была обеспечена работа высокопроизводительных щепорубительных комплексов за счет собственных средств.

Газификация
В 1996 г. построен газопровод «Волхов – Петрозаводск». На природный газ переведены Петрозаводская ТЭЦ, ОАО «Петрозаводскмаш», ОАО «Судостроительный завод Авангард» и другие промышленные объекты. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве между правительством Республики Карелия и ОАО «Газпром» завершено строительство газопровода «Петрозаводск – Кондопога». Природный газ пришел на Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат. Продолжаются дальнейшая газификация жилищного фонда г. Петрозаводска и перевод промышленных котельных на природный газ.

Рис. 3. Котельная на ул. Ригачина.

 

Выполнены работы по реконструкции котельной на ул. Ригачина 11б (см. рис. 3) и Центральной котельной г. Петрозаводска. Данные котельные эксплуатируются на природном газе с 2006 г.

Рис. 4

С 2007 г. в селе Янишполе Кондопожского района осуществляется подача природного газа на котельную и в жилой фонд. До этого дня природным газом было обеспечено только два крупных города Карелии – Петрозаводск и Кондопога. Таким образом, Янишполе стало первым селом в республике, куда был проведен природный газ.

Рис. 5

 

Газификация села и всего Кондопожского района осуществляется в рамках “Программы газификации регионов Российской Федерации на 2007-2008 годы”. В Янишполе проложен межпоселковый газопровод “ГРС Березовская – село Янишполе” протяженностью 12,7 км. Кроме того, введены в эксплуатацию распределительный газопровод внутри села и новая котельная. К природному газу подключаются многоэтажные дома, а также индивидуальные домовладения и коттеджи.
Во II квартале 2008 г. было завершено строительство модульной котельной в п. Березовка Кондопожского района и осуществлено ее подключение к наружным инженерным сетям. Котельная, работающая на природном газе, введена в эксплуатацию 16 октября 2008 г.

Рис. 6

 

В 2008 г. за счет средств ОАО «Газпром» проектным институтом ОАО «Газпром промгаз» завершена разработка Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия на период до 2015 г.
Всего в 2008 г. в мероприятия по газификации республики инвестировано 262,5 млн руб., в том числе средств:

  • ОАО «Газпром» – 150,0 млн руб.;
  • бюджета Республики Карелия – 80,9 млн руб.;
  • муниципальных бюджетов – 15,89 млн руб.;
  • федерального бюджета – 15,0 млн руб.;
  • внебюджетных источников – 0,6 млн руб.;
  • Пенсионного фонда России – 0,056 млн руб.

Рис. 7

 

Всего за 2007 и 2008 гг. вложения в строительство объектов газификации на территории Республики Карелия из всех источников финансирования составили 558,5 млн руб.
Внедрение современных систем теплогазоснажения позволило:

  • снизить эксплуатационные затраты на 20 %;
  • сэкономить капзатраты на 50 %;
  • сократить объем вредных выбросов в окружающую среду в 2 раза;
  • повысить комфортность проживания без повышения тарифов на коммунальные услуги.

В результате реализации проектов по строительству модульных котельных, работающих на природном газе, в с. Янишполе и п. Березовка Кондопожского района был получен годовой экономический эффект за два прошедших отопительных сезона с сумме 22 756 тыс. руб.
Кроме того, при переводе с сжиженного на природный газ для нужд пищеприготовления жилищного фонда сократились расходы жителей на ЖКУ. За первый год эксплуатации жилых домов п. Янишполе на природном газе население заплатило на 1749 тыс. руб. в год меньше.


Перевод котлов на природный газ позволил уменьшить загрязнение окружающей среды. При этом себестоимость отпускаемой тепловой энергии значительно снизилась благодаря сокращению затрат на приобретение топлива, а также транспортабельности природного газа.


Гидроресурсы
В республике решается проблема недостатка энергетических мощностей путем реконструкции действующих энергопредприятий и восстановления объектов малой гидрогенерации. С этой целью уже заключены первые соглашения о сотрудничестве.
Соглашение о сотрудничестве между ЗАО «Норд Гидро» и Республикой Карелия закрепляет достигнутые договоренности по развитию энергосистемы региона. Это служит ярким примером возможности конструктивного сотрудничества власти и бизнеса.
Задачами проекта являются реконструкция и возведение малых гидроэлектростанций на территории республики с целью обеспечения дополнительной электрической мощности 100 МВт и включения в единую систему электроснабжения. В период 2009-2015 гг. планируется ввести 46 объектов в Лахденпохском, Суоярвском, Питкярантском, Сортавальском, Прионежском, Калевальском, Пудожском и Муезерском муниципальных районах. Общий объем инвестиций составит 4,455 млрд руб.
Республика Карелия имеет широко развитую гидрографическую сеть, принадлежащую бассейнам Белого и Балтийского морей. На территории региона расположено 23,6 тыс. рек и 61,1 тыс. озер.

Рис. 8

 

Общая площадь озер (без Ладожского и Онежского) составляет 17,8 тыс. км2 – это 10,3 % всей территории республики. Площадь крупнейших в Европе Ладожского и Онежского озер равна соответственно 17700 и 9720 км2. В границах республики расположено 80 % Онежского озера и 40 % – Ладожского, что увеличивает площади, занимаемые поверхностными водами, до 23 %. Всего озерами, реками, водохранилищами, болотами и заболоченными лесами занято более половины (53 %) всей территории Карелии.
Проблема очистки сточных вод на республиканском уровне решается в соответствии с рядом программ:

  • «Территориальной программой оздоровления экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на 1999-2010 годы»;
  • Республиканской целевой программой Экология и природные ресурсы Республики Карелия на 2004-2010 годы;
  • Подпрограммой Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Республики Карелия, входящей в состав региональной целевой программы Жилище на 2004-2010 гг.;
  • Республиканской целевой программой Реформирование и модернизация жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2004-2010 годы;

В настоящее время водоотведение является инвестиционно малопривлекательным сектором. По существу, единственным источником возврата инвестиций является тариф, который в случае реализации крупного проекта (например, строительства КОС районного центра) должен быть увеличен в 5-10 раз, чтобы можно было достичь приемлемого для инвестора срока окупаемости. В то же время мероприятия по модернизации систем канализации имеют ощутимый социальный и экологический эффект. Вот почему основным инвестиционным ресурсом остаются капитальные вложения за счет средств республиканского бюджета, которые осуществляются в рамках Адресной инвестиционной программы Республики Карелия.

Эффективное сотрудничество
Частно-государственное партнерство при финансировании инвестиционных проектов является одним из действенных механизмов оздоровления ЖКХ республики. В последние годы в регионе распространяется практика привлечения капитальных вложений в коммунальное хозяйство со стороны частных предприятий.
Ярким примером реализации инвестиционных проектов за счет привлечения всех источников финансирования в Республике Карелия является реконструкция водоочистных и канализационных сетей г. Петрозаводска. Социальная значимость проекта по строительству и модернизации водоочистных и канализационных сооружений обуславливается тем, что необходимо довести качество подаваемой в город питьевой воды до высоких потребительских норм.
В конце 2005 г. была начата работа по реализации начального этапа проекта «Строительство 1-го пускового комплекса по реконструкции ВОС». Для достижения поставленных целей было решено внедрить на водопроводных очистных сооружениях технологию двухступенчатой очистки воды методом двойного фильтрования и одновременно осуществить модернизацию канализационных очистных сооружений.
За период реализации проекта в стройку вложено 191 447 тыс. руб., в том числе на завершение строительства 1-го пускового комплекса ВОС было дополнительно выделено 308 млн руб. из средств федерального бюджета.
Стоимость строительства 2-го пускового комплекса ВОС и модернизации КОС оценивается в 32 млн евро. Из них предполагается получить:
- 7 млн евро – в виде грантов от Министерства охраны окружающей среды Финляндии и объединения «Северное измерение»;
- 11 млн евро – кредитных средств, которые будут предоставлены Северной Экологической Финансовой Корпорацией (НЕФКО);
- 14 млн евро – за счет средств российской стороны.
В настоящее время подписано международное соглашение о намерениях между Министерством окружающей среды Финляндии, НЕФКО, ОАО «Российские коммунальные системы» и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» о финансировании проекта реконструкции очистных сооружений Петрозаводска. В результате реализации этого проекта содержание фосфора в стоках должно сократиться на 75 т ежегодно и составить 0,5 мл на 1 л морской воды, что соответствует рекомендациям Хельсинской комиссии по защите морской среды Балтийского региона (ХЕЛКОМ). Это будет способствовать решению проблемы биогенных нагрузок и эвтрофикации в Финском заливе.


В рамках программ по экологии правительство Республики Карелия работает над тем, чтобы обеспечить надежность работы систем водоснабжения и водоотведения. Это позволит снизить нагрузку на окружающую природную среду.


Водоемы станут чище
В результате международного сотрудничества карельскими и финскими специалистами выполнены исследования по развитию системы водоснабжения и улучшению очистки сточных вод населенных пунктов Карелии. Решаются вопросы, связанные с обеспечением водой нормативного качества потребителей в городах и поселках республики и снижением нагрузки на окружающую природную среду. Реализован ряд крупных международных проектов с привлечением иностранных инвестиций.

В 2003 г. завершена реализация крупного проекта по строительству канализационных очистных сооружений в г. Сортавала стоимостью свыше 100 млн руб. Для финансирования проекта были привлечены средства Европейского Союза по линии программы «ТАСИС».
В регионе имеется положительный опыт совместной работы с НЭФКО по реконструкции муниципальных КОС и ВОС на примере п. Валдай Сегежского района. В настоящий момент питьевая вода в п. Валдай подается на очистные сооружения на поверхностном водоеме, расположенном на берегу оз. Выгозеро в западной части поселка. Качество питьевой воды не соответствует государственным требованиям к питьевой воде, так как очистные сооружения работают ненадлежащим образом, а качество воды в водоеме низкое. Кроме того, вся система очень неэкономична и является энергозатратной из-за неэффективности установленного насосного оборудования. В то же время в районе поселка есть две артезианские скважины, в которых имеется вода хорошего качества. Проект будет финансироваться, главным образом, за счет льготного кредита НЕФКО (под 3 % годовых), а также за счет собственных средств.
В 2008 г. были проведены технико-экономические исследования для проекта по реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Республики Карелия. Исследования проводились в рамках Фонда экологических горячих точек Баренцева региона Северной экологической финансовой корпорацией при непосредственном участии Госкомитета Республики Карелия по реформированию ЖКХ. Рабочей группой по горячим экологическим точкам в Баренцевом регионе при Правительстве Республики Карелия был принят перечень населенных пунктов республики для проведения работ по улучшению систем водоснабжения и водоотведения, который включал в себя Кемь, Беломорск, Медвежьегорск, Пудож, Олонец, Лахденпохья и Лоухи.
Сегодня одной из основных задач природоохранной деятельности является строительство сетей и очистных сооружений в населенных пунктах, где таковые отсутствуют. Ввод в эксплуатацию сооружений с полным циклом биологической очистки позволит значительно улучшить состояние водоемов Карелии, ликвидировать выбросы неочищенных сточных вод в Онежское озеро, Белое море и их водотоки, а также довести до нормативных требований степень очистки стоков.
Проблема обеспечения населения чистой водой имеет большое социально-экономическое значение. Принимая это во внимание, Госкомитет Республики Карелия по реформированию ЖКХ разработал Концепцию программы «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой».
Для выполнения программы необходимо объединить усилия и ресурсы всех заинтересованных сторон – отраслевых органов исполнительной власти республики, муниципальных образований, обслуживающих организаций и населения. Осуществление мероприятий данной программы будет способствовать:

  • дальнейшему развитию систем питьевого водоснабжения и водоотведения;
  • повышению качества подаваемой потребителям питьевой воды и очистки отводимых сточных вод;
  • защите подземных и поверхностных источников питьевого водоснабжения от загрязнения;
  • повышению эффективности управления водопроводно-канализационным хозяйством;
  • улучшению системы учета и контроля использования воды;
  • совершенствованию нормативной базы в этой сфере;
  • достижению установленных целевых показателей.

Реализация программы позволит решить важнейшую социальную задачу – обеспечить население качественной питьевой водой и создать благоприятные условия проживания.