Правовое регулирование теплоснабжения

Юрий Яровой,
вице-президент Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение»


Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли, в том числе вопросы тарифного регулирования, подключения к тепловым сетям, заключения договора теплоснабжения.


 

Потребность в Законе «О теплоснабжении» назрела давно. Во всех цивилизованных странах подобные законы существуют. Россия пока является исключением. Необходимость появления данного закона вызвана такими причинами, как:

  • отсутствие условий для привлечения инвестиций в отрасль;
  • необходимость разграничения полномочий между различными уровнями власти;
  • продолжающееся снижение эффективности функционирования объектов большой энергетики из-за уменьшения доли тепловой энергии, вырабатываемой в режиме когенерации;
  • прекращение к 1 января 2011 г. действия № 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ»;
  • бессистемное решение вопросов теплоснабжения новых объектов в рамках муниципальных образований;
  • отсутствие инструментов для решения проблем неплатежей;
  • правовое неравенство теплоснабжающих организаций и потребителей.

 

Предлагаемый проект закона «О теплоснабжении» нацелен, в первую очередь, на создание эффективной системы правового регулирования отношений в сфере производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии. Кроме того, будут урегулированы такие важные для потребителей вопросы как:

  • порядок ценообразования;
  • порядок заключения договоров теплоснабжения и их существенных условий;
  • соблюдение параметров качества предоставления тепловой энергии;
  • использование энергоэффективных и энергосберегающих технологий;
  • развитие систем теплоснабжения и др.

 

Ключевые принципы
Ключевыми принципами организации отношений в сфере теплоснабжения являются:

  • энергетическая эффективность теплоснабжения и теплопотребления;
  • приоритетное использование комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
  • развитие систем централизованного теплоснабжения;
  • обеспечение надежности и качества теплоснабжения потребителей;
  • соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и потребителей;
  • обеспечение экологической безопасности.

К наиболее важным положениям проекта Федерального закона «О теплоснабжении» относятся:

  • спецификация видов товаров в теплоснабжении (тепловая энергия, тепловая мощность и теплоноситель), что в дальнейшем позволит устанавливать требования к качеству теплоносителя;
  • определение центрами ответственности за тарифы органов государственной власти субъектов РФ;
  • возможность установления двухставочных тарифов;
  • введение платы за поддержание резервной мощности при отсутствии реализации тепловой энергии;
  • возможность заключения долгосрочных договоров;
  • возможность отмены регулирования тарифов в сфере теплоснабжения при соблюдении определенных условий;
  • регулирование условий подключения к системе теплоснабжения;
  • закрепление договорной конструкции;
  • установление порядка распределения тепловой нагрузки в системе теплоснабжения;
  • установление порядка вывода источников тепловой энергии и тепловых сетей из эксплуатации;
  • установление режима эксплуатации и ремонта бесхозных тепловых сетей;
  • организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя;
  • введение саморегулирования и страхования в теплоснабжении.

 

Разграничение полномочий
Проект закона «О теплоснабжении» четко разграничивает полномочия органов власти всех уровней.
Правительство РФ осуществляет:

  • разработку государственной политики в сфере теплоснабжения, являющейся частью энергетической стратегии РФ;
  • установление Правил регулирования отдельных отношений в сфере теплоснабжения;
  • распределение между федеральными органами исполнительной власти полномочий в области государственного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;
  • утверждение правил организации теплоснабжения;
  • установление порядка создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;
  • установление правил антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют:

  • контроль и надзор за соблюдением органами местного самоуправления требований законодательства РФ в сфере теплоснабжения;
  • реализацию полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
  • установление порядка расследования причин аварий и инцидентов в сфере теплоснабжения;
  • установление порядка определения нормативов в сфере теплоснабжения;
  • антимонопольное регулирование и контроль в сфере теплоснабжения;
  • государственный контроль и надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют:

  • реализацию полномочий в области регулирования тарифов в сфере теплоснабжения;
  • утверждение нормативов в сфере теплоснабжения;
  • определение системы мер по обеспечению надежности систем теплоснабжения поселений и городских округов.

Органы местного самоуправления осуществляют:

  • организацию обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории муниципального образования, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае невыполнения теплоснабжающими или теплосетевыми организациями своих обязательств или отказа теплоснабжающих, теплосетевых организаций или исполнителей коммунальных услуг от исполнения своих обязательств;
  • рассмотрение обращений потребителей по вопросам качества и безопасности теплоснабжения;
  • разработку, утверждение и актуализацию схемы теплоснабжения;
  • контроль готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также отдельных категорий потребителей тепловой энергии к отопительному периоду.

 

Тарифное регулирование
Главными принципами тарифного регулирования, заложенными в законопроекте «О теплоснабжении», являются следующие:

  • обеспечение доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей;
  • обеспечение экономической обоснованности затрат теплоснабжающих организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии;
  • повышение экономической и энергетической эффективности деятельности в сфере теплоснабжения;
  • обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе для населения, процесса тарифного регулирования;
  • обеспечение стабильности отношений между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии за счет установления долгосрочных тарифов;
  • учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Тарифное регулирование направлено на создание условий для повышения инвестиционной привлекательности теплоснабжения при соблюдении интересов потребителей.

 

Виды тарифов
В теплоснабжении существуют следующие виды тарифов на товары и услуги:
1. Предельные (минимальный и/или максимальный) уровни тарифов на:
- производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);
- тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям.
2. Тарифы на:
- производимую генерирующими источниками тепловую энергию (мощность);
- тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям;
- производимый генерирующими источниками теплоноситель;
- теплоноситель, поставляемый потребителям;
- услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя.
3. Плата за поддержание резервной мощности источника тепловой энергии или тепловой сети при отсутствии реализации тепловой энергии.
4. Надбавки и тарифы в сфере теплоснабжения, устанавливаемые в соответствии с законодательством об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса.

 

Подключение к системе теплоснабжения
Одним из основных вопросов является установление порядка и принципов подключения к системе теплоснабжения. Законопроект «О теплоснабжении» предусматривает следующие основные принципы:

  • подключение осуществляется на основании утвержденной схемы теплоснабжения;
  • потребителю предоставляется возможность добровольно снижать размер присоединенной тепловой нагрузки для дальнейшего перераспределения;
  • плата за подключение устанавливается в размере, который требуется для создания тепловых сетей, необходимых для подключения к камере тепловой сети, ближайшей к месту строительства;
  • потребителю предоставляется возможность выбрать способ оплаты – строительство тепловых сетей за свой счет с последующей передачей теплосетевой организации в эксплуатацию либо оплата теплосетевой организации мероприятий по подключению.

Реализация указанных принципов позволит обеспечить надежность и качество теплоснабжения потребителей, стимулировать проведение энергосберегающих мероприятий и повысить прозрачность формирования платы за подключение.

 

Договор теплоснабжения
Следующим важным моментом в рассматриваемом проекте закона является договор теплоснабжения, который служит для установления взаимоотношений между сторонами на тепловом рынке. Законопроектом «О теплоснабжении» устанавливается порядок заключения договора, что очень важно.

 


Рассмотрим конструкцию и существенные условия договора теплоснабжения:

  • потребитель заключает договор теплоснабжения с теплоснабжающей организацией, в качестве которой уполномоченный орган может определить как генерирующую, так и теплосетевую компанию;
  • при наличии в системе нескольких теплоснабжающих и теплосетевых организаций они обязаны заключить между собой договоры поставки тепловой энергии, мощности, теплоносителя и договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии;
  • существенные условия договора теплоснабжения устанавливаются Правительством РФ;
  • законом устанавливаются существенные условия договора оказания услуг по передаче тепловой энергии.

 

Для того чтобы обеспечить защиту интересов потребителей, законопроектом «О теплоснабжении» предусмотрена обязанность теплоснабжающих и теплосетевых организаций либо страховать свою ответственность за нарушение договоров теплоснабжения или оказания услуг по передаче тепловой энергии в индивидуальном порядке, либо участвовать в системе коллективного страхования гражданской ответственности саморегулируемой организации и получить выдаваемое этой организацией свидетельство о допуске к видам деятельности в сфере теплоснабжения – производству и передаче тепловой энергии (мощности) и теплоносителя.

Принятие проекта ФЗ «О теплоснабжении» позволит:

  • повысить прозрачность и управляемость систем теплоснабжения;
  • повысить надежность и качество теплоснабжения;
  • перевести сферу теплоснабжения из социальной функции в экономически эффективную деятельность;
  • повысить платежную дисциплину в сфере теплоснабжения;
  • обеспечить баланс экономических интересов субъектов теплоснабжения;
  • повысить инвестиционную привлекательность сферы теплоснабжения.

Таким образом, Федеральный закон «О теплоснабжении» после его принятия и вступления в силу будет регулировать всю систему взаимоотношений в отрасли.

 

Подзаконные акты
Данный законопроект – непрямого действия. К нему потребуется разработать еще около 15-20 подзаконных актов, в том числе:

  • Правила организации теплоснабжения;
  • Основы ценообразования и правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, включающих, в частности, сроки рассмотрения дел об установлении тарифов, исчерпывающий перечень представляемой регулируемыми организациями документации, определение условий и порядка принятия решений по отмене регулирования цен (тарифов);
  • Правила подключения к системам теплоснабжения;
  • Правила учета тепловой энергии и теплоносителя;
  • Правила оценки готовности к отопительному сезону;
  • Правила утверждения и согласования инвестиционных программ в сфере теплоснабжения;
  • Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями, а также органами регулирования;
  • Порядок рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов, регулируемыми организациями и потребителями тепловой энергии при установлении тарифов, а также порядок рассмотрения разногласий, возникающих при утверждении и актуализации схем теплоснабжения;
  • Порядок создания и функционирования систем обеспечения надежности теплоснабжения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в теплоснабжении;
  • Порядок вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей;
  • Правила антимонопольного регулирования и контроля в сфере теплоснабжения;
  • Требования к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения;
  • Порядок установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в сфере теплоснабжения, отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий, и (или) цен (тарифов) на отдельные виды товаров (услуг), которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определяемым настоящим федеральным законом;
  • Порядок заключения долгосрочных договоров теплоснабжения по ценам, определенным соглашением сторон, в целях обеспечения потребления тепловой энергии (мощности) объектами, потребляющими тепловую энергию и введенными в эксплуатацию после 1 января 2010 г.;
  • Правила определения стоимости активов и инвестированного капитала, правил ведения их раздельного учета, применяемых в деятельности, регулируемой с использованием метода доходности инвестированного капитала;
  • Правила распределения для целей тарифного регулирования удельных расходов для производства тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и выше.

Практика разработки и утверждения подзаконных актов к Федеральным законам показывает, что этот процесс может длиться годами, поэтому заинтересованные организации могут присоединиться к процессу в какой-либо форме.