Реформирование и модернизация ЖКХ

Владимир Корягин,
председатель Государственного комитета Республики Карелия по реформированию жилищно-коммунального хозяйства

 


Основные направления развития жилищно-коммунального комплекса Республики Карелия – совершенствование тарифной политики, газификация населенных пунктов региона, модернизация котельных, использование местных видов топлива, развитие систем водоснабжения и водоотведения, капитальный ремонт жилья, внедрение новых форм управления многоквартирными домами.


Преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве Республики Карелия начались с момента выхода Указа Президента РФ от 28.04.1997 № 425 «О реформе ЖКХ в Российской Федерации». Основные направления концепции были определены и положены в основу Программы реформы ЖКХ Республики Карелия, одобренной Постановлением Правительства РК от 19.09.1997 № 544. Ее основными целями являются улучшение качества жизни граждан, повышение надежности функционирования систем жизнеобеспечения населенных пунктов, поэтапный переход отрасли на самоокупаемость, внедрение рыночных механизмов для развития конкурентной среды и стимулирования создания ТСЖ.

В дальнейшем был принят ряд региональных целевых программ:

  • «Реформирование и модернизация ЖКХ Республики Карелия на 2004 2010 годы»;
  • подпрограмма «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Карелия на 20042010 годы» региональной программы «Жилище»;
  • «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 20072010 годы»;
  • адресные программы проведения капитальных ремонтов МКД.

Республика активно принимала участие в Программе газификации регионов РФ на 2007 г. и последующие годы.
Промежуточные итоги развития жилищно-коммунального комплекса РК были подведены на съездах работников ЖКХ, состоявшихся 2223 ноября 2001 г. и 21 апреля 2006 г.
Мероприятия, проводимые в рамках программ, способствовали внедрению рыночных механизмов, привлечению частных операторов в жилищную и коммунальную сферу, формированию системы учета энергоресурсов.
В 2009 г. на территории республики предоставлением услуг в сфере ЖКХ занимается 286 организаций, из них 219 – частной формы собственности (77%). Доля предприятий частной формы собственности в коммунальной сфере составляет 73,8% от общего числа всех организаций коммунального комплекса, а в сфере управления и содержания жилья – 90% (рис. 1).

Рис. 1. Развитие рыночных отношений в отрасли ЖКХ.

Численность работающих на протяжении ряда лет остается стабильной и составляет более 15 тыс. человек, или 7 % общей численности занятых в экономике республики.
Объем предоставляемых организациями отрасли услуг за 2009 г. достиг 8,5 млрд руб. и превысил объем 2002 г. почти в 3 раза, что связано в основном с ростом стоимости энергоресурсов, транспортных расходов, а также повышением уровня заработной платы работникам отрасли. При этом роста объемов в натуральном выражении не произошло. Около 75 % общего объема жилищно-коммунальных услуг, оказываемых потребителям республики, предоставляется коммерческими организациями.

Позитивные изменения
Период с начала реформы до сегодняшнего дня для жилищно-коммунального комплекса республики можно охарактеризовать как период позитивных изменений в экономике отрасли. Вышеназванным Указом Президента РФ в 1997 г. была введена система федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг для обеспечения плавного перехода к 100%-ной оплате ЖКУ с применением социальной защиты малообеспеченных слоев населения. Целенаправленная работа по соблюдению в Республике Карелия федеральных стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг позволила в 2005 г. перейти на 100%-ую оплату населением ЖКУ и отказаться от прямого бюджетного дотирования предприятий отрасли. Соответственно возрос и фактический уровень покрытия затрат платежами населения. Это позволило обеспечить финансовую стабильность предприятий, направляя дополнительные финансовые средства на расчеты с кредиторами, и остановить рост неплатежей в отрасли (рис. 2).

Рис. 2. Изменения утвержденного и фактического уровня платежей населения за ЖКУ и соотношения кредиторской и дебиторской задолженности предприятий ЖКХ.

Социальная защита малообеспеченных групп населения осуществлялась путем предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Планомерная работа по обеспечению полного финансирования предприятий позволила безболезненно перейти на предоставление субсидий в виде денежных выплат на счета граждан и освободить предприятия от несвойственных функций. Работа по переходу к перечислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг на социальные счета граждан в Республике Карелия проводилась с 2006 г. К началу 2008 г. процесс перехода был завершен во всех муниципальных образованиях региона.

В настоящее время более 7 % семей воспользовались правом на получение субсидий на сумму более 200 млн руб. Кроме того, 1/3 населения пользуется мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, что составляет более 1000 млн руб. Следует отметить, что с 1 января 2010 г. меры социальной поддержки на всей территории республики также предоставляются в виде денежной компенсации и перечисляются непосредственно на счета граждан, как требует того действующее законодательство. При этом полностью выполняются обязательства бюджета Республики Карелия по финансированию льгот и субсидий населению на оплату жилищно-коммунальных услуг. Так, если в 2002 г. возмещение из бюджета составляло 66%, то в 2009 г. – 100%.

Совершенствование тарифной политики
Самоокупаемость предприятий не могла быть обеспечена без существенного совершенствования тарифной политики, поскольку в 1997 г. при существующей тогда системе дотирования и недостатке средств в местных бюджетах затраты предприятий покрывались не более чем на 20%. Мероприятия, осуществленные в этом направлении, позволили в настоящее время практически обеспечить баланс между затратами по производству жилищно-коммунальных услуг и начисленными платежами потребителям этих услуг. Процент возмещения затрат организаций платежами потребителей по установленным тарифам за 2009 г. остался на уровне прошлого года и составил около 99% по сравнению с 84% в 2002 г.

В рамках реформирования отрасли удалось решить и вопросы ликвидации просроченной задолженности по заработной плате работникам организаций ЖКХ, выравнивания заработной платы по видам деятельности, а также доведения ее до уровня заработной платы на крупных и средних предприятиях республики. Просроченная задолженность на действующих предприятиях ЖКХ по выплате зарплаты на 1 января 2010 г. составила 6,8 млн руб., или 0,05 мес., по сравнению с 0,7 мес. в 2001 г. При этом рост среднемесячного фонда зарплаты по отношению к тому же периоду составил более чем в 3 раза (150,8 млн руб. против 44,8 млн руб.). Рекомендуемая ставка рабочего 1 разряда позволяет обеспечить заработную плату в размере не ниже прожиточного минимума и единообразно подходить к процессу тарифообразования как при государственном регулировании тарифов, так и при установлении тарифов органами местного самоуправления.
За период реформирования предприятия ЖКХ из категории стабильно убыточных перешли в категорию частично прибыльных. Величина убытков предприятий ЖКХ республики с 2001 г. снизилась более чем в 2 раза и по итогам 2009 г. составила 92,6 млн руб. Количество прибыльных организаций в регионе достигло 53 % общего числа организаций. Для сравнения в 2007 г. этот показатель составлял 33%, в 2008 г. – 48%. В то же время достичь полной самоокупаемости, несмотря на реализуемые меры по реформированию жилищно-коммунального хозяйства, пока не удается.

Стратегической целью реформирования ЖКХ является повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению. Достижение этой цели возможно при осуществлении мероприятий по модернизации и реконструкции объектов ЖКХ, развитие местных видов топлива.
Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах составил 4539,6 млн руб. (табл. 1). Привлечение этих средств позволило провести значительные работы по ремонту и модернизации объектов жизнеобеспечения, улучшить ситуацию с теплоснабжением в большинстве поселений республики. В целом в регионе заменено около 300 км ветхих тепловых и водопроводных сетей, отремонтировано и модернизировано 102 источника теплоснабжения, установлено более 212 новых котлов, что позволило закрыть 35 малоэффективных источников тепла.

Табл. 1. Суммарный объем финансирования программных мероприятий за счет всех источников в 2004-2009 годах.

 

Источники финансирования

Всего, млн руб.

 

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Адресная инвестиционная программа РК

890,6

119,5

128,8

228,2

186,7

204,8

22,6

Бюджет Республики Карелия (субсидии) 

367,2

60,8

98,6

104,6

58,9

0

44,3

Местные бюджеты

435,1

42,8

69,8

99,6

98,0

62,1

62,8

Средства предприятий ЖКХ

1878,2

145,5

241,6

319,5

474,5

282,9

414,2

Бюджет РФ

339,2

2,0

10,0

   

24,0

303,2

Другие внебюджетные источники

629,3

       

479,3

150,0

Всего:

4539,6

370,6

548,8

751,9

818,1

1053,1

997,1

Теплоснабжение
Мероприятия по модернизации котельных осуществляются параллельно с реализацией Региональной целевой программы «Активное вовлечение в топливно-энергетический комплекс Республики Карелия местных топливно-энергетических ресурсов на 2007-2010 годы». В результате за период с 2005 г. существенно снизились объемы потребления привозных ископаемых (невозобновляемых) видов топлива – каменного угля и продуктов нефтепереработки. Доля потребления местных видов топлива в сводном балансе потребления ТЭР на сегодняшний день составляет 23,8 %. Постепенное замещение привозных энергоресурсов местными видами топлива и сетевым газом обеспечивает повышение надежности теплоснабжения и экологической безопасности региона.
За период 2006-2007 гг. удалось провести реконструкцию котельных п. Вярсиля, п. Салми, и тем самым полностью снять вопросы качественного теплоснабжения в данных населенных пунктах.

Пока с трудом, но все же удается привлечь и внешние инвестиции. В рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и ОАО «Малая энергетика» (Москва) реализовано два инвестиционных проекта строительства и реконструкции котельных п. Кааламо и Хелюля в Сортавальском районе с переводом их на биотопливо. Эти два проекта полностью реализованы за счёт внебюджетных средств в сумме 95 млн руб. Также за счет внебюджетных источников приобретено торфодобывающее оборудование для производства местных видов топлива на общую сумму 32,5 млн руб.
В целях координации процессов производства местных энергетических ресурсов, снижения зависимости региона от привозного топлива и формирования местной топливно-сырьевой базы разработана Стратегия развития топливной отрасли Республики Карелия на основе местных энергетических ресурсов на 2011–2020 годы.

Водоснабжение
С 2004 г. обеспечено софинансирование средствами бюджета Российской Федерации объекта коммунальной инфраструктуры – Водозаборных сооружений и напорных водоводов в п. Лоухи. Софинансирование осуществлялось по подпрограмме «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» ФЦП «Жилище» в объеме 20,9 млн руб. За счет всех источников финансирования в стройку вложено более 72 млн руб. В конце 2009 г. строительство объекта завершено, он введен в эксплуатацию. Продолжается реализация инвестиционного проекта «Строительство и реконструкция ВОС г. Петрозаводска (I и II этапы).

В настоящее время на водоочистных сооружениях работают 17 новых контактных фильтров. При необходимости, в зависимости от погодных условий и цветности воды в Онежском озере, будут подключены все 22 новых фильтра. На 20 мая цветность воды в губе Онежского озера составляла 110 градусов. Таким образом, вся водопроводная вода – 145 тыс. м3 в сутки – в Петрозаводске уже проходит две ступени очистки, а не одну, как было раньше. Первые 8 новых осветлителей (фильтров) на ВОС заработали еще в начале марта, что позволило осветлять до нормы 40 % поднимаемой из озера воды.
Финансирование вышеуказанного инвестиционного проекта осуществлялось за счет средств бюджета Российской Федерации, ОАО «Петрозаводские коммунальные системы», бюджетов Республики Карелия и Петрозаводского городского округа. В 2009 г. было привлечено более 300 млн руб. средств бюджета Российской Федерации.

В поддержку инвестиционных проектов, имеющих региональное значение, в 2009 г. была проведена работа по использованию бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ. В соответствии с заключенным соглашением между Правительством РК и Инвестиционным Фондом РФ на строительство и реконструкцию водопроводных очистных сооружений г. Петрозаводска (II этап) планируется направить 631,9 млн руб. инвестиционных средств, в том числе за счет ассигнований Фонда – 237,6 млн руб. Срок реализации проекта – 2009-2013 гг.
В рамках международного сотрудничества приграничных районов и бассейна Балтийского моря в республике ведется работа над обеспечением надежности систем водоснабжения и водоотведения и снижением нагрузки на окружающую природную среду. Реализован ряд крупных международных проектов с привлечением иностранных инвестиций, таких как строительство сетей водоснабжения и водозаборных сооружений в п. Валдай Сегежского района и строительство КОС в г. Сортавала.

В 2009 г. подготовлен инвестиционный проект «Комплексная система водоочистки малых городов Республики Карелия» с предположительным объемом инвестиций 3,7 млрд руб. По проекту предлагается создание сети очистных сооружений в наиболее экологически критичных населенных пунктах Республики Карелия, с единым информационным и обслуживающим центром, привлечением крупных инвестиций на основе долгосрочного кредита государственной корпорации «Внешэкономбанк», зарубежных банков и фондов (как возмездные, так и грантовые, то есть безвозмездные). Это одна из схем государственно-частного партнерства, предложенная ВЭБ. Ожидаемый эффект от реализации проекта – снижение нагрузки на окружающую природную среду по азоту на 103 т в год, по фосфору – на 7 т в год.

Сегодня для республики в направлении природоохранной деятельности являются важными вопросами отведение и очистка сточных вод, ликвидация прямых выпусков неочищенных сточных вод в Онежское озеро и Белое море. В связи с этим Госкомитетом подготовлены предложения в Федеральную целевую программу «Оздоровление экологической обстановки в бассейне Балтийского моря на период до 2020 года» по разделу «Эвтрофикация» о включении 9 населенных пунктов Республики Карелия, требующих строительства канализационных очистных сооружений. Софинансирование из бюджета Российской Федерации на реализацию вышеуказанных мероприятий планируется в объеме 80%.

Газоснабжение
В рамках мероприятий по газификации Республики Карелия в период с 2007 по 2009 гг. выполнены работы по строительству модульных котельных в с. Янишполе, п. Березовка Кондопожского района и п. Мелиоративный Прионежского района. Переведено на потребление природного газа 400 квартир муниципального и частного жилого фонда этих населенных пунктов.
За счет средств ОАО «Газпром» проектным институтом ОАО «Газпром Промгаз» завершена работа по разработке Генеральной схемы газоснабжения и газификации Республики Карелия на период до 2015 г.
В целях дальнейшей работы по газификации населенных пунктов региона был подготовлен перечень мероприятий до 2013 г., который утвержден Распоряжением Правительства Республики Карелия от 10.08.2009 № 290р-П.

Жилищные проблемы и их решение
За годы реформирования в жилищной сфере, также как и в коммунальной, произошли существенные изменения. С 1998 г. доля частного жилищного фонда увеличилась с 35,9 % до 66, 4% к 2010 г. (рис. 3).

Рис. 3. Изменения в структуре собственности на жилье.

Вместе с тем в уровне благоустройства жилищного фонда Карелии на протяжении последних лет значительных изменений не произошло, так как новое строительство почти не велось.
Невозможность проведения капитального ремонта многоквартирных домов в необходимых объемах в связи с отсутствием средств и невысокие темпы строительства нового жилья, привели к усилению процесса старения жилищного фонда, моральному и физическому износу жилых зданий. По данным статистики на протяжении ряда лет ветшание жилищного фонда совпадает с темпом ввода нового жилья. Изношенность жилищного фонда республики оценивается на уровне 60 %.
С принятием в 2007 г. Федерального закона № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» реформа в жилищной сфере получила дальнейшее развитие, резко увеличилась возможность проведения капитального ремонта МКД (рис. 4).

Рис. 4. Проведение капитального ремонта жилищного фонда.

Фондом в 2008 г. была принята Региональная адресная программа «Проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Карелия, на 2008 год». Решением Правления Фонда по итогам 2009 г. она признана завершенной в полном объеме. В результате реализации программы в 6 муниципальных образованиях республики было отремонтировано 176 многоквартирных домов общей площадью 235,443 тыс. м2, в которых проживают 10738 человек. На эти цеди израсходовано 209,173 млн руб., в том числе средств Фонда – 139,147 млн руб. (рис. 5).

Рис. 5.

31 декабря 2009 г. Постановлением РК № 313-П утверждена подготовленная Госкомитетом Региональная адресная программа по капитальному ремонту МКД на 2010 г.
30 апреля 2010 г. Правление Фонда одобрило заявку Республики Карелия на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда для реализации региональной адресной программы капитального ремонта МКД в 2010 г. В настоящее время средства Фонда и бюджета РК в размере 218,8 млн руб. перечислены в бюджеты муниципальных образований. За счет этих средств планируется капитально отремонтировать 127 многоквартирных домов общей площадью 190,052 тыс. м2 в 29 муниципальных образованиях региона. Реализация Программы позволит улучшить условия проживания 8948 человек.

В настоящее время Госкомитет приступил к формированию дополнительной программы капитального ремонта многоквартирных домов 2010 г. и проводит подготовительную работу с муниципальным образованиями республики.
Ориентировочный срок подачи на согласование в Фонд дополнительной заявки Республики Карелия на 2010 г., по которой планируется привлечение порядка 470,5 млн руб. средств Фонда, – 1 июля 2010 г.
Участие в Программе позволило ускорить процесс реформирования отрасли в целом. Развиваются введенные жилищным законодательством принципиально новые формы управления жилищным фондом. Доля многоквартирных домов, в которых собственники выбрали и реализуют способ управления, в Карелии составляет 58,3 %. Существенный прогресс получила самоорганизация населения по управлению многоквартирными домами. В результате проводимой на региональном и муниципальном уровнях работы по поддержке создания и функционирования товариществ собственников жилья их количество увеличилось в 2,3 раза – со 178 в 2007 г. до 404 в 2009 г. (рис. 6).
Наибольшее количество ТСЖ создано в Петрозаводском ГО – 210 (52%), Сортавальском районе – 68 (16,8%), Лахденпохском районе – 22 (5,5%). Слабо проводится работа по созданию ТСЖ в Лоухском (1), Калевальском (2), Питкярантском (2) и Суоярвском (2) районах.
Развитие конкуренции на рынке управления жилищным фондом наглядно характеризуется ростом в 1,8 раза числа управляющих компаний – с 34 в 2007 г. до 65 в 2009 г.

Развиваются современные формы участия общественных организаций в управлении процессами в жилищной сфере. Созданы и активно функционируют некоммерческие объединения: Ассоциация управляющих и эксплуатирующих организаций в жилищной сфере Республики Карелия и Карельская региональная ассоциация по поддержке ТСЖ, ЖК и ЖСК. В г. Петрозаводске открыта общественная приемная Ассоциации по поддержке ТСЖ. В марте текущего года в регионе создана саморегулируемая организация управляющих компаний (СРО УК).

Рис. 6. Выбор способа управления многоквартирным домом.

Постоянно увеличивается доля отпускаемых коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов. В настоящее время этот показатель составляет 56% (рис. 7).

Рис. 7. Доля коммунальных ресурсов, отпускаемых по приборам учета.

В контексте этого направления разработана региональная адресная программа «О поэтапном переходе на отпуск ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов в 2009-2011 годах», которая утверждена постановлением Правительства Республики Карелия от 12 октября 2009 г. № 231-П.
В связи с выходом Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» Госкомитетом РК по реформированию ЖКХ совместно с Госкомитетом по энергетике и регулированию тарифов начата разработка программ по энергосбережению и энергоэффективности.

Разработать механизмы эффективного решения проблем
В Республике Карелия 2010 г. является завершающим в реализации действующих региональных целевых программ и подпрограмм в области реформирования и модернизации ЖКХ. Однако дальнейшая модернизация ЖКХ в настоящее время осложняется рядом проблем. Например, отсутствие в муниципальных образованиях региона градостроительной и землеустроительной документации, разработанной по единой методологии, затрудняет подготовку документов территориального планирования, в первую очередь, генеральных планов поселений и городских округов и схем территориального планирования муниципальных районов, а также правил землепользования и застройки.

В Карелии из 127 муниципальных образований приступили к разработке градостроительной документации 16 муниципальных районов, 2 городских округа, 8 городских (Сортавала, Калевала, Кондопога, Медвежьегорск, Олонец, Питкяранта, Пудож, Сегежа) и 2 сельских поселения (Курортное, Боровское). Разработка большей части схем территориального планирования и генеральных планов завершена. Но документация не передана заказчикам в связи с задолженностью по выполненным работам. В то же время стоимость разработки генеральных планов поселений сопоставима с годовым бюджетом муниципального образования, а иногда и превышает его. Это, в свою очередь, не позволяет определить перспективы развития коммунальной инфраструктуры, принять комплексные планы прокладки и замены сетей, определить инвестиционные потребности предприятий.

Вследствие этого в настоящее время инвестиционные программы утверждены на 4 предприятиях Сортавальского городского поселения (МУП «Теплоснабжение» и МУП «УК Водоканал») и Кемского городского поселения (ООО «Теплосфера» и МУП « Водоканал»).
Таким образом, софинансирование расходов местных бюджетов на разработку градостроительной документации из бюджета Республики Карелия становится особенно актуальным. Методическая и консультационная помощь, оказываемая Министерством строительства РК органам местного самоуправления в указанной сфере, очень важна для реализации полномочий в градостроительстве.

Передача полномочий в области организации жилищно-коммунального хозяйства на уровень поселений также выявила проблемы организационного, кадрового и профессионального характера. Вместе с тем в ближайшее время предстоит большая скоординированная работа по реализации программных документов Правительства РФ, таких как:

  • Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Карелия на 2011-2020 годы;
  • Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные в отдельные законодательные акты РФ»;
  • проект Федерального закона «О федеральном и региональных фондах капитального ремонта многоквартирных домов», проходящий в настоящее время согласование в регионах.

Необходимо разработать механизмы эффективного решения проблем текущего и перспективного развития жилищно-коммунального хозяйства.