Главная > Новое > Людмила Плющ: «Закон «Об отходах производств и потребления» требует детальной проработки

Людмила Плющ: «Закон «Об отходах производств и потребления» требует детальной проработки

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предлагает перевести услугу по сбору и вывозу, утилизации твердых бытовых отходов из жилищной в коммунальную, что позволит рассчитывать плату за сбор и вывоз, утилизацию ТБО в зависимости от числа людей, проживающих в жилом помещении, а не по площади этого помещения. Данную инициативу прокомментировала заместитель генерального директора Академии коммунального хозяйства по стратегическому развитию и региональной политике Людмила Плющ, которая считает данную инициативу правильной и своевременной.
В 2011 году в Госдуме уже прошло первое чтение законопроекта о внесении изменений в федеральный закон «Об отходах производств и потребления» в части экономического стимулирования деятельности в сфере обращения с отходами. И уже на протяжении более трех лет никак не удается подготовить и согласовать текст законопроекта в связи с его сложностью и многогранностью. Ко второму чтению законопроекта, запланированному на эту осеннюю сессию, Минстрой России подготовил проект поправок, который в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ.
По словам Людмилы Плющ, вопрос, который рассматриваются в законопроекте относительно тарифной политики требует детальной проработки. Первый нюанс заключается в том, что очень сложно определить реальное число проживающих в конкретной квартире или доме. Количество прописанных жильцов можно узнать, взяв данные из органов власти, которые это отслеживают, но о реальном числе проживающих в данном помещении объективно сказать невозможно.
Для больших городов таких как Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область остро встает вопрос миграции населения. В летний период многие уезжают на дачи, не проживая по месту жительства, что приводит и соответственно к миграции образующихся отходов и затрудняет нормирование образования мусора и соответственно платежей за оказание услуги по обращению с ним. Такая ситуация складывается по всей стране, поэтому это необходимо обязательно учесть при переходе обратно с квадратного метра на человека. Поэтому для того чтобы отображать новую норму в законе необходимо параллельно разработать методику расчета тарифа по обращению с ТБО от населения, чтобы было понятно, как предложенная норма будет работать на практике и обсудить ее с экспертами и общественностью.
Второй вопрос, который поддерживает Минстрой — каждый регион должен разработать схемы очистки территории от твердых бытовых отходов. Это действительно очень необходимая мера и нужно отметить, что этот документ должен быть одним из основополагающих в части обращения с отходами в регионе, при этом он должен быть не описательным для полки, а рабочим документом для осуществления деятельности в области обращения с ТБО и привлечения инвестиций. Он должен устанавливать правила организации обращения с отходами с жесткой учетной политикой, четко фиксировать логистику обращения с отходами и конечные места по переработке или захоронению отходов в регионе. Других мест в регионе, кроме как обозначенных в этой схеме, не должно быть. В связи с этим необходимо переработать ранее разработанные при участии Академии и утвержденные Госстроем в 2003 году Методических рекомендаций о порядке разработки  схемы очистки населенных пунктов РФ. Только в этом случае инвесторы, вкладывающие деньги в развитие данной отрасли, получат гарантию, что этот объект будет подлежать развитию при определенных зафиксированных объемах поступления. Также в законопроекте необходимо установить период действия данной схемы  и сроки внесения в нее изменений с учетом происходящих изменений в конкретном регионе.

В данном законопроекте предусматриваются нормы, связанные с введением платы от производителей товаров. При этом мы понимаем, что происходит дублирование платежей по утилизации ТБО. То есть население использует группу товаров, за дальнейшую утилизацию которой, допустим, производитель уже внес утилизационный сбор. Таким образом получается, что гражданин уже не должен платить за то, чтобы этот товар утилизировали. В виду чего из тарифа нужно убирать составляющую, связанную с утилизацией, и оплачивать только вывоз и сбор отходов. Таким образом необходимо понимать экономические методы взаимодействия между двумя видами платежей в данной сфере.
Данный факт также может послужить неким стимулом для населения в сортировке отходов. Ведь если группа таких товаров будет озвучена, то появится возможность снижения платы для населения, уменьшая ежемесячные выплаты граждан.
Не менее важным является вопрос об введение законопроектом норм административной ответственности за невыполнение предписанных законом норм. К сожалению, без наложения административных или финансовых штрафов любые нормы будут не рабочими, у нас с вами очень много примеров декларативных норм которые не исполняются если нет за них наказяния. В мировой практике введены достаточно высокие штрафы для населения за несоблюдения норм обращения с ТБО, не говоря  уже об организациях которые работают в данной области. 
Естественно все нормы в законе прописать невозможно, поэтому необходимо параллельно разрабатывать подзаконные акты, которые дают понимание как будет работать та или иная норма закона и соответственно ускорит принятие законопроекта.
«Нормы, которые рассматриваются в законопроекте, действительно, разносторонние и достаточно сложные, следует учесть множество факторов и вариантов развития – только таким образом мы сможем получить на выходе работающий, и отражающий все реалии, закон, который наконец позволит создать отходоперерабатывающую отрасль в нашей стране» — подытожила Людмила Плющ.

Оставить комментарий