Главная > Статьи > Модернизация без революционных потрясений

Модернизация без революционных потрясений

Эдуард Кальван

 

Холдинг «Теплоком» пережил серьезную трансформацию, будучи  преобразован в новую моноструктуру. О деталях этого процесса, секретах его успешности и планах на будущее нам рассказывает руководитель компании Эдуард Кальван. 

Эдуард Леонидович, в течение нескольких лет «Теплоком» переживал тяжелый кризис. Вы возглавили компанию в тот момент, когда все полагали, что «Теплокому» уже не подняться…

Это не соответствует действительности. Но я понимаю, почему возник такой вопрос. Почти четверть века «Теплоком» не был публичной компанией. Разумеется, эта непубличность до последнего порождала множество слухов и домыслов. Не буду скрывать, зачастую этим пользовались многие недоброжелатели, однако компания с достоинством реагировала на каждую из неприятных ситуаций. На момент моего прихода компания, благодаря грамотной стратегии антикризисной команды, уже год как вышла из нестабильного состояния. Поэтому сейчас я могу с уверенностью утверждать, что мы отлично справляемся с производством, отгрузкой и сервисным обслуживанием оборудования, устойчиво удерживая позицию в районе 20–25% доли рынка.

Какие основные шаги пришлось предпринять для оздоровления ситуации и восстановления status quo на рынке приборов учета?

Группа компаний, которую в течение многих лет представлял из себя холдинг «Теплоком», была объединена в единую моноструктуру и значительно сократила издержки на управленческом аппарате. Была проведена оптимизация в отношении количества и качества персонала. У компании получилось наладить и упрочить связи между отделами. Соответственно, сократив производственные издержки и решив основные финансовые вопросы, мы получили возможность освободившиеся средства вложить в оборот. После чего был сформирован складской запас, который на сегодняшний день составляет порядка 6 тыс. приборов на полке.

Какие задачи стояли непосредственно перед Вами, новым руководителем компании?

Для начала нужно было провести большую работу с внешними проявлениями посткризисного периода. Команда, которая помогла компании справиться с проблемами, привела ее в устойчивое положение, однако необходимо было решить ряд репутационных вопросов. Но основная задача заключалась в работе по обеспечению доступности нашего продукта на территории Российской Федерации и его постоянное наличие на складах. Помимо того, что мы сформировали свой собственный товарный запас, мы разработали и приняли программу развития региональных складов, которая даст мощный толчок для развития в каждом конкретном регионе.

Что уже сделано в рамках этой программы?

В августе мы запустили пилотный проект – открыли региональный склад продукции «Теплоком» в Екатеринбурге. Это даст возможность быстро отгружать потребителям Уральского федерального округа хорошо знакомые в регионе расходомеры ПРЭМ и вычислители ВКТ различных модификаций. Склад постоянно обновляется и регулярно пополняется. До конца года подобные склады откроются еще в нескольких регионах России.

Помимо открытия региональных складов, как «Теплоком» сегодня работает со своими дилерами?

Мы значительно упростили систему обработки заказов, систему формирования и мониторинга товарных остатков. Появилась четкая связка между департаментами производства и продаж. Это позволило намного быстрее принимать и обрабатывать заявки клиентов. Реализация в этом случае не превышает двух недель. Кроме того, мы упрочили отношения с нашими постоянными партнерами и привлекли новых дилеров, мы постоянно на связи с каждым из них. Так, в конце мая «Теплоком» провел свою десятую партнерскую конференцию. Это мероприятие стало юбилейным, и мы решили устроить партнерам сюрприз, пригласив их в Стамбул. Прекрасно провели время, успели не только поработать, но и замечательно отдохнуть.

Что нового «Теплоком» предложил рынку за то время, пока Вы руководите компанией?

Сегодня, обходясь без каких-то революционных потрясений, мы постоянно модернизируем и улучшаем наши продукты. Я говорю о работе над электронной базой и программным обеспечением приборов, о постоянном поиске решений для оптимизации характеристик продукции… Работа идет. И каждый продукт, который мы реализуем в рамках сегодняшнего портфеля, отвечает как современным требованиям рынка, так и правилам коммерческого учета. Не стану скрывать, не все компании быстро смогли решить эту проблему. «Теплоком» смог.

Каким образом? Каких результатов удалось добиться для расширения ассортимента?

Сегодня мы выводим на рынок продукты для бюджетного сегмента. Я имею в виду приборы учета тепла для объектов, потребляющих менее 0,2 Гкал/ч. Именно о них идет речь в поправках к 13-й статье Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Также мы готовим к выводу на рынок новую модель одного из флагманов нашей продуктовой линейки – ВКТ-7М. Этот прибор заменит всем известный и востребованный продукт, который мы выпускали до этого на протяжении многих лет.

Важная часть в работе любого производителя – сервисное обслуживание продукции…

Совершенно верно. И сегодня «Теплоком» владеет одной из самых внушительных по количеству сервисных центров сетью на территории России. Мы постоянно занимаемся ее модернизацией и расширением. В августе открылись два новых центра в Екатеринбурге и Иваново. Такая мирная экспансия дает еще больше возможностей для наших клиентов. Если раньше проблемы регионального характера решались в Санкт-Петербурге, то сегодня у клиентов есть доступ к оперативным и качественным услугам по ремонту и обслуживанию продукции на местах.

Что нового вы можете предложить своим партнерам в плане сервиса?

Сейчас, к примеру, у нас в стадии внедрения находится программный продукт, позволяющий оптимизировать нашу работу с удаленными сервисными центрами: формировать заявки и контролировать процесс сервисного обслуживания и ремонта. Клиент сможет мониторить сервисные процедуры по номеру своего прибора. Наблюдать за каждым этапом, понимать, что происходит и рассчитывать время работы с оборудованием, когда ремонт будет закончен. Крайне удобная и полезная штука.

В рамках нашего разговора невозможно не затронуть тему действия регуляторов и нововведения законодателей в сфере энергосбережения и коммерческого учета. На Ваш взгляд, они способствуют развитию и росту рынка сегодня?

Давайте будем честны. Несмотря на то, что федеральный закон № 261 был принят более пяти лет назад, его реализация и реализация всей программы энергосбережения и энергоэффективности идет не теми темпами, которые планировались. Те инициативы, что сейчас внедряются, в основном касаются лишь уточнения определенных пунктов и параграфов закона. Основная тема, о которой мы ведем разговор и в Минэнерго, и в Минстрое, это формализация норм требований 261-го закона в части замены приборов относительно соответствия или несоответствия новым требованиям. Это важные вещи, которые должны сделать ситуацию более
прозрачной.

Скажите, «Теплоком», как крупный игрок рынка, что-то делает для изменения ситуации?

Работа идет постоянно. На уровне профессиональных конференций и симпозиумов, на уровне встреч в Государственной Думе и в Совете Федерации. Мы были инициаторами создания фонда энергоэффективности и хотели бы, чтобы данное направление было поддержано государственной инициативой с точки зрения законного выделения ресурсов. Мы считаем, что опыт развития стран Евросоюза, когда энергоэффективность работает при ставке 5–6%, это самый правильный и честный путь. Нельзя иметь банковское кредитование, которое съедает прибыль коммерческой компании при «длинных» деньгах на пять лет в условиях нестабильности. Как только появится так необходимая рынку законодательная инициатива, как только в России будет дана возможность для привлечения капитала, только тогда произойдут сдвиги в сторону получения дешевого кредитования, а потребители получат снижение социальной нагрузки в виде уменьшения ежемесячного платежа. Надеюсь, что проблема решится в самом ближайшем времени.