Главная > Статьи > На взлет!

На взлет!

В России начнут выпуск инновационных противогололедных реагентов для аэропортов

Глава группы компаний «УЗПМ» Рустам Гильфанов рассказал о разработках спецреагентов

 

Российские аэропорты в ближайшем будущем могут перейти на материалы для противогололедной обработки из отечественного сырья. Долгое время нишу заполняли поставки специализированных ПГМ, изготовленных на основе зарубежного сырья, однако в августе один из крупнейших в стране производителей инновационных средств для борьбы с гололедом – Уральский завод противогололедных материалов – сообщил, что ведет разработки в этом направлении. Идея уже получила федеральную поддержку.

Сейчас большинство крупнейших аэровокзалов страны обрабатывают свои взлетно-посадочные полосы материалами на основе компонентов иностранного происхождения. Это связано с тем, что ингридиенты для их выпуска в основном закупаются за рубежом. Преимущественно – в странах Европы и Китае.

Как следствие – стоимость конечного продукта высока. Цена одной тонны специализированных антигололедных средств для взлетно-посадочных полос может достигать 60 тыс. руб. В итоге аэропорты оказываются заложниками ситуации: при жестких требованиях к продукции выбора на отечественном рынке нет. Российское производство напрямую зависит от импортных поставок.

Отметим, что от качества и вида сырья, идущего на выпуск противогололедных материалов для взлетно-посадочных полос, зависит важнейший показатель – уровень коррозионной активности таких реагентов. Противогололедные материалы для аэропортов должны обладать пониженной агрессивностью к металлу. Допустимая норма – 0,1 г/м•час. Требование прописано в критериях Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ). Применение традиционных дорожных аналогов, которые дешевле, но чаще всего не соответствуют параметру, чревато нарушением техники безопасности.

Поэтому сейчас перед службами, отвечающими за противогололедную обработку аэродромов, стоит дилема – либо закупать дешевые, но не подходящие материалы, либо нести серьезные расходы.

Схожая картина сложилась с обработкой мостовых сооружений. К ПГМ для этих конструкций предъявляются также повышенные требования: коррозия должна быть не более 0,4 г/м3•сут., что вдвое меньше допустимого значения для материалов, предназначенных для обработки дорог.

Поскольку сырье для мостовых реагентов достаточно дорогое, бюджеты муниципалитетов не всегда могут закупить качественные специализированные ПГМ. В некоторых случаях дорожникам приходится обрабатывать мосты материалами на основе хлоридов, не отвечающим нормам спецреагентов. Альтернативой могут стать ПГМ на основе биоразлагаемых солей – формиатов и ацетатов.
Тем не менее, уже в ближайшие годы на рынке появятся разработки отечественных производителей, нацеленных на импортозамещение в сфере продукции и сырья. О таком намерении рассказал СМИ глава группы компаний «УЗПМ» (Уральский завод противогололедных материалов) Рустам Гильфанов.

Как сообщалось в прессе, предприятие, которое располагается в Пермском крае, уже закупило специализированное немецкое оборудование для производства инновационных авиа-ПГМ, а также получило на эти цели федеральный и региональные займы из Фонда развития промышленности.

«УЗПМ занимается не только разработкой и выпуском противогололедных материалов, но и в целом, исследованиями и поиском спектра решений для содержания городов и инфраструктуры в зимний период. Поэтому нам было интересно, как обстоят дела с обработкой специализированных объектов – мостов, аэропортов. В итоге пришли к выводу, что эта ниша нуждается в развитии собственного производства, которое позволит перейти на сырье отечественного выпуска. Это в свою очередь дасть возможность снизить стоимость готового продукта, обеспечив рынок страны качественными ПГМ специального назначения», – рассказал Р. Гильфанов.

Предприятие приступило к поиску оптимальных формул, отвечающих критериям Федерального агентства воздушного транспорта. На протяжении нескольких лет УЗПМ проводил испытания по различным рецептурам в лабораториях инженерно-технологического центра компании Glatt (Веймар, Германия). Удалось подобрать наиболее эффективные технологии и составы. Был заключен договор на поставку комбинированной производственной установки с немецкой компанией.

Среди потенциальных потребителей продукции – крупнейшие аэровокзалы страны, а также дорожные службы, занимающиеся обработкой мостов, и компании, работающие в строительной отрасли, которая испытавает потребность в противоморозных добавках в бетон.
Это будут не первые специализированные материалы пермского предприятия. По словам Р. Гильфанова, Уральский завод противогололедных материалов уже имеет в линейке продукции, которая выпускается под маркой «Бионорд», особые средства для мостовых сооружений. В их состав введены добавки, которые позволяют снизить корозию металлов до нормативного уровня, сохраняя активную работу по разрушению льда даже при температуре до –30°С.

По сравнению с другими антигололедными средствами, спецреагенты Уральского завода действуют в два раза менее агрессивно, чем аналоги. Кроме того, они бережно относятся к тротуарной плитке, камню и асфальту.

Запуск нового производства позволит значительно расширить ассортимент продукции. Руководитель группы компаний добавил, что реализация проекта планируется в ближайшие два года.