Главная > Архив > № 6 (168) июнь, 2018

№ 6 (168) июнь, 2018

№ 6 (168) июнь, 2018

Ежемесячный деловой журнал «Коммунальный Комплекс России»

ТЕМА НОМЕРА

4 Тепловычислитель СПТ940. Прос­той прибор для простых систем
В.Бойков. Технические возможности и области применения нового российского тепловычислителя

После принятия поправки в Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на рынке наметился устойчивый интерес к приборам учета тепловой энергии, ориентированным на применение в условиях небольших нагрузок. Согласно принятым поправкам «до 1 января 2019 года собственники объектов… максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии…». В число подобных объектов входят, например, школы, детские сады, объекты малоэтажного строительства, небольшие объекты производственного назначения, коммерческой недвижимости и т.п. Не вдаваясь в дальнейшие рассуждения, можно предположить, что финансовые возможности собственников таких объектов часто ограничены.

Итак, при обеспечении приборами учета представителей данной категории следует принимать во внимание, с одной стороны, необходимость максимального снижения стоимости оборудования, с другой – гарантии его надежности и качества. На российском рынке сегодня представлен прибор, полностью отвечающий этим требованиям.

6 Учет холодной воды: как не разорить водоканалы?
Е.Сажин. Достоверный учет с элементами воспитания бережного отношения к ценнейшему ресурсу

Россия обладает огромными запасами пресной воды. О наших полноводных реках слагают песни, их широта и могущество поражают воображение. Байкал, Ладога, Онега… можно говорить об этом долго, но нас интересует вот какой аспект: вода на большей части территории нашей страны, к сожалению, не воспринимается всерьез как стратегический ресурс, к которому нужно относиться бережно и ответственно, в отличие от нефти, газа, электроэнергии, теплоты. Поэтому большая часть населения текущий кран или унитаз считает всего лишь досадной неприятностью – капает и мешает спать, раковина становится ржавой. Вышесказанное распространяется и на отношение к организациям, которые осуществляют снабжение населения и предприятий водой.

Сведение баланса для предприятий водоканалов крайне осложняется отношением к холодной воде как к ресурсу, которого «много, а после дождя еще больше». Поэтому главный инструмент сведения балансов – приборный учет, организуется очень вяло и чаще всего – для «галочки». Тогда как на деле предприятия водоканалов нуждаются в современном измерительным оборудовании, обеспечивающем качественное сведение балансов за счет высоких метрологических характеристик и сохраняющем в себе достоинства механических водосчетчиков: автономность, простоту и дешевизну. В нынешних условиях все это стало возможно – с развитием цифровой техники, позволяющей, за счет низкого энергопотребления, обеспечить работу ультразвуковых расходомеров от встроенной батареи в течение межповерочного интервала.

8 Модернизация ЖКХ с использованием современных технологий
С.Бидяк. Интервью с заместителем пред­седателя комитета ЖКХ, транспорта и связи администрации Сургутского района С.Валовым

Несмотря на существующие трудности, в российских регионах по мере сил и возможностей осуществляется модернизация систем и объектов ЖКХ. Многие уже могут похвастаться видимыми успехами.

Сегодня наш рассказ пойдет о Сургутском районе – самом крупном в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре по численности населения. Отчасти именно этим обусловлен тот факт, что жилищный фонд района составляет 2150,54 тыс. м2. Этот показатель меняется, причем в основном – в сторону увеличения. Например, относительно недавно жилфонд прирос 51,185 тыс. м2. 2030,936 тыс. м2, или 87% общего числа квадратных метров, составляют жилые помещения, оборудованные водопроводом, канализацией, отоплением, горячим водоснабжением, газом и т.д. Управление ими в Сургутском районе сегодня осуществляют 19 управляющих организаций: 17 частных компаний и два муниципальных предприятия. Коммунальные услуги в районе оказывают 10 организаций коммунального комплекса, также различных форм собственности.

О проектах, осуществленных и планируемых в районном ЖКХ, мы беседуем с заместителем председателя комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи администрации Сургутского района Станиславом Валовым.

 

10 НОВОСТИ

  • — Генеральная прокуратура подвела итоги проверки соблюдения жилищного законодательства и защиты жилищных прав граждан.
  • — Юные хабаровчане прошли квест в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  • — Домохозяйства частного сектора слободы Луговые (г. Киров), не подключенные к водопроводу, будут рассчитываться за воду из общей колонки с помощью специальных карт.

Коротко – об этих и других важных и интересных событиях жилищно-коммунальной сферы.

 

В КОМИТЕТЕ ТПП РФ

12 На роль спасателя приглашается…
В.Куприянов. Работоспособность концессионных механизмов и пути их совершенствования

В современных условиях, когда коммунальная инфраструктура большинства российских городов значительно изношена, концессия является одним из перспективных механизмов, способствующих привлечению частных инвестиций в модернизацию систем ЖКХ. Этот механизм в последнее время активно пропагандируется и продвигается в России властными структурами. Но не только он один позволяет решить данную задачу. Более того, не во всех случаях концессия является самым лучшим вариантом для применения. Сегодня этому процессу призвано помочь также внедрение долгосрочных тарифов на предоставление коммунальных услуг, законодательно установленное право использования финансовых средств, полученных компаниями от экономии энергетических и других коммунальных ресурсов.

Такой оценки данных механизмов придерживаются сегодня практически все эксперты отрасли. Вместе с тем роль и масштабы применения концессии в российском ЖКХ ведомственные структуры и профессиональное сообщество оценивают по-разному. Обсуждению актуальных аспектов проблемы использования концессионных соглашений было посвящено заседание Комитета Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства. В очередной раз подтвердив разногласия в оценках текущей ситуации в этой сфере, оно, тем не менее, наметило и тенденцию продуктивного совершенствования существующих схем, и готовность экспертов сообща работать над исправлением ситуации.

 

КАДРЫ

16 Первопроходцы системы квалификаций
Л.Чернышов. Первый опыт применения профессиональных стандартов на предприятиях ЖКХ

 Словосочетание «система квалификаций» буквально на наших глазах из термина, употребляемого узким кругом специалистов, превратилось в широко известное понятие.

Национальная система профессиональных квалификаций – это национальный мегапроект, представляющий собой совокупность инструментов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложений квалификаций со стороны системы образования. Регулируя эти процессы, государство намерено обеспечить повышение профессионального уровня квалификации работников рынка труда, проведя их независимую оценку.

Современные экономические условия ставят на повестку дня вопрос о новом содержании образования, с акцентом на получение предметных знаний и навыков, позволяющих работнику работать в условиях неопределенности и выполнять сложные аналитические задачи, требующие импровизации и творчества. Именно эти обстоятельства привели к необходимости изменения существующей системы присвоения квалификаций выпускникам учреждений образования и работникам рынка труда по результатам обучения и/или переподготовки.

 

ПРАВО

22 Главное – как посчитают
А.Короткова. Особенности нормативных требований по расчетам за коммунальные ресурсы и услуги

Истоком ряда проблем и трудностей с расчетами за коммунальные ресурсы и услуги зачастую является несовершенство существующего законодательства. Отдельные его недостатки признаются сегодня даже на правительственном уровне, и работа по корректировке «хромающих» положений все же ведется, пусть и не такими скорыми темпами, как хотелось бы. Пока же действовать приходится в рамках тех условий, что предписывают ныне нормативные документы, ибо поставки коммунальных ресурсов, выставление счетов и оплату по ним нельзя приостановить под предлогом ожидания законодательного чуда.

Опираясь на советы опытного эксперта, разбираемся в особенностях отношений управляющих и ресурсоснабжающих организаций, в специфике недавних законодательных изменений, в тонкостях операций перерасчета и специфике самих коммунальных ресурсов.

26 Искусство договора
Е.Ломкова. Контроль достоверности сведений при заключении договоров и расчетах между поставщиками ресурсов и управляющими организациями

Тема контроля достоверности сведений, используемых при заключении договоров и расчетах между поставщиками ресурсов и управляющими организациями, никогда не теряла и в будущем не утратит своей актуальности. Точность объемов и стоимости услуг важна в любой отрасли, в том числе и в коммунальной сфере. С учетом же последних изменений в законодательстве данные вопросы заслуживают повышенного внимания. Тем более что, как свидетельствует практика, многие ресурсоснабжающие организации и управляющие компании выстраивают свои отношения с нарушением установленных правил. Зачастую это происходит не в силу злого умысла, а по причине незнания деталей законодательства, усугубляющегося подчас и несовершенством самих нормативных документов.

Попытаемся осветить ряд наиболее важных аспектов, существенных для правильной и честной организации расчетов поставщиков и потребителей коммунальных услуг. В первую очередь следует разобраться в том, за какими показателями сегодня следует производить контроль – иными словами, достоверность какой информации должна быть установлена.

 

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

29 IХ Всероссийская конференция «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ»
30 Приветствие участникам конференции президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С. Катырина

Представители Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и Государственной Думы ФС РФ приветствуют участников и гостей конференции «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ», собравшихся для обсуждения актуальных вопросов развития отечественного жилищного и коммунального хозяйства и поиска способов решения наиболее остро стоящих проблем.

31 Приветствие участникам конференции депутата Госдумы РФ, руководителя секции по законодательному регулированию теплоснабжения при Комитете ГД по энергетике П. Пимашкова

32 Предварительная программа конференции

В девятый раз, по традиции – в сезон «белых ночей», откроет свою работу Всероссийская конференция «Механизмы эффективного функционирования ЖКХ». Это мероприятие уже успело стать привычным местом встречи настоящих профессионалов отрасли и зарекомендовать себя в статусе солидного экспертного форума. Нынешний год не станет исключением из правил. Мы с удовольствием приглашаем как наших давних друзей, так и новых партнеров к участию в этом интересном и незабываемом мероприятии и предлагаем познакомиться с его предварительным содержанием. Представляем повестку рабочих мероприятий, основные темы для обсуждения, планы культурной и развлекательной программ.

34 Экология вторичного производства
Генеральный партнер конференции ООО «Полигон ПГС»: организация полномасштабного и упорядоченного обращения различных отходов

Организация полномасштабного и упорядоченного обращения различных отходов представляет собой в настоящее время острейшую экологическую проблему. При этом одним из основных источников загрязнения окружающей среды являются твердые бытовые отходы и отходы различных видов производственной деятельности.

Например, при сносе ветхого жилья, ремонте (замене) покрытия автомобильных дорог и придворовых территорий, производстве строительно-монтажных и сопутствующих работ образуется значительное количество строительных отходов. Большая часть их вывозится на полигоны и свалки, в том числе несанкционированные, что отрицательно влияет на экологическую ситуацию во всех регионах страны. В то же время отходы строительного производства представляют собой вторичное сырье. Их использование после переработки во вторичный щебень позволяет снизить затраты на новое строительство объектов в городе и одновременно уменьшить нагрузку на городские полигоны, исключить образование несанкционированных свалок.

Большой опыт по переработке пришедших в негодность бетонных и железобетонных изделий и конструкций накоплен у компании «Полигон ПГС», которая занимается этим видом деятельности на территории Москвы и Московской области уже на протяжении 17 лет.

 

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ОТОПЛЕНИЕ

36 Б/у трубы: вне закона
Е.Ломкова. Ликвидация правового вакуума в отношении бывших в употреблении труб

 Правовой вакуум в отношении бывших в употреблении труб ликвидирован: в 2017 г. вступили в силу изменения в сфере технического регулирования в строительстве и положения природоохранного законодательства, призванные упорядочить ситуацию с оборотом б/у труб, резко сократить объемы их незаконного повторного использования и вывести из тени значительную часть этого рынка.

В соответствии с новыми законодательными требованиями собственники объектов, где образуются б/у трубы, обязаны паспортизировать этот вид отхода и информировать Росприроднадзор о его наличии и количестве. К работам по демонтажу могут допускаться только те организации, у которых есть лицензия на право обращения с опасными отходами данной категории. Дальнейшая реализация б/у труб должна осуществляться специализированными компаниями с лицензией на транспортировку, обезвреживание и утилизацию опасных отходов – то есть, в зависимости от вида деятельности, которую они планируют в отношении отработанных труб. Эти и прочие новшества, закрепленные законодательством в отношении названного сегмента трубного рынка, специально для наших читателей комментируют представители НО «Фонд развития трубной промышленности».

 

 

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

40 Эффективное развитие ВКХ малых населенных пунктов
М.Пукемо. Смена традиционных стандартных схем канализования небольших населенных пунктов

В настоящее время в сельской местности наблюдается значительный упадок инженерных систем общего пользования. Очистные сооружения малых населенных пунктов буквально растворяются в земле. В годы перестройки многие объекты были лишены энергоснабжения, обслуживания и текущего ремонта. За сравнительно короткий период ОС малых населенных пунктов стали напоминать античные руины.

Как же сейчас очищаются сточные воды малых населенных пунктов? Ответ прост и ужасен – никак. Сточные воды в большинстве таких поселков и деревень сбрасываются прямо на рельеф.

Что же мешает администрации малых населенных пунктов сегодня восстановить очистные сооружения и перестать уничтожать окружающую среду вокруг населенного пункта, вверенного ей в управление? Мешают проблемы, которые в целом можно разделить на две категории. Первая категория – низкое финансирование и недостаточное количество средств в муниципальном бюджете. Вторая категория – эксплуатационная. Ведь даже после того, как деньги будут найдены, необходимо максимально эффективно их потратить, разорвав замкнутый круг бесконечных ремонтов и «латания дыр» инженерных объектов. Применяя традиционные решения и парадигму канализования населенных пунктов, есть риск снова вернуться в исходную точку.

Итак, очертив круг существующих проблем, попытаемся найти практические пути решения ситуации.

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

44 Чек-лист управдома
М.Жожина. Возможности снижения расходов на общедомовые нужды

В 2018 г. владельцев квартир ожидает рост коммунальных тарифов, который отразится на строке на общедомовые нужды (ОДН). Увеличение платы за услуги ЖКХ во многом связано с высокой энергоемкостью зданий, поскольку большинство жилых кварталов еще не освоили применение энергосберегающих технологий.

Пока концепция строительства «нулевых» (пассивных, не потребляющих ресурсы) домов в России не развита, высокие траты управляющих компаний на их содержание остаются повсеместными. Однако снизить общедомовые расходы и увеличить энергоэффективность жилого комплекса (ЖК) можно при помощи приведенных ниже действий.

Представляем краткое пошаговое практическое руководство для лиц, ответственных за содержание многоквартирных домов, по возможному снижению расходов на общедомовые нужды.

 

СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ

46 Многоквартирные дома со специальными счетами: актуальные проблемы и задачи
И.Генцлер, Т.Лыкова. В поисках дейст­венного инструмента самостоятельной подготовки собственниками мероприятий капитального ремонта

Региональные системы капитального ремонта многоквартирных домов (МКД) сформированы на сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации. Даже те, кто в силу различных причин отставал на первоначальном этапе, в настоящее время уже реализуют новую законодательную систему организации и финансирования капитального ремонта. В региональные программы капитального ремонта по итогам 2017 г. включены почти 740 тыс. МКД с общей площадью 2,43 млрд м2, в которых проживают более 90 млн человек. Таким образом, поставленные по капитальному ремонту задачи поистине грандиозны.

С принятием закона о капитальном ремонте государство переложило основное бремя ответственности за проведение этого мероприятия, в том числе – и финансовое, на собственников помещений. Наделив граждан свободой выбора формы накопления средств на ремонт своего дома, оно в то же время не предоставило действенного инструмента самостоятельной подготовки и реализации столь сложного процесса. Невысокая доля домов со специальными счетами, которые потенциально дают значительные преимущества собственникам помещений, объясняется тем, что выбор и реализация такого способа формирования «индивидуальных» фондов капитального ремонта требует от собственников хорошей информированности, высокой самоорганизации и осознанной ответственности за состояние своего дома, а также значительных усилий не только для принятия на общем собрании решения о выборе специального счета, но и для его успешной реализации.

 

УТИЛИЗАЦИЯ ОТХОДОВ

50 Развитие систем замкнутого цикла обращения с отходами
П.Вергун. Первый в России масштабный проект экотехнопарка

В конце прошлого года Президент России утвердил перечень поручений в сфере регулирования обращения с отходами, направленных на совершенствование отрасли. Глава государства отметил приоритетные направления развития сферы, включая итоговую цель – переработку отходов.

Создание отрасли замкнутого цикла (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение), о которой говорит первое лицо страны, стала возможна благодаря масштабной реформе, проводимой в сфере обращения с отходами, и ее системной реализации. В ряде субъектов РФ, где внедряется институт регионального оператора, такой подход начинает реализовываться, особенно эффективно – при совмещении функций регионального оператора и инвестора. Модель замкнутого цикла обращения с отходами поэтапно реализуется сегодня в Южном федеральном округе. Изучим особенности первого подобного масштабного проекта в нашей стране, комплексно решающего основные проблемы отрасли.

52 Комплексный подход к ТКО
Е.Озерова. Нормативное правовое обеспечение регулируемых видов деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами

Стратегическая цель и основные задачи государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности и механизмы их реализации закреплены в «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом РФ 30.04.2012. В соответствии со «Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26.01.2016 № 80-р, целью государственной политики в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства РФ, а также за счет ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.

Рассмотрим вопросы нормативного правового обеспечения регулируемых видов деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Российской Федерации, детально остановившись на принципах формирования территориальных схем, института регионального оператора и тарифов.