Главная > Статьи > Преимущества автоматизированного учета

Преимущества автоматизированного учета

Валерий Алексеев,
руководитель проектов ЖКХ

 


С 2015 г. суммарный рост тарифов на коммунальные услуги в России превысил 15%. Цены на воду, электричество и теплоснабжение растут, а законы подталкивают управляющие компании и ресурсоснабжающие организации автоматизировать учет ресурсов.


Несмотря на технический прорыв последних лет, подсчет ресурсов, особенно в жилищном секторе, продолжает производиться в основном вручную: данные собираются с листочков либо нанимаются обходчики. Потом они переносятся из листочков в компьютер. Жильцы не вовремя сдают показания, а порой и фальсифицируют их. Все это приводит к высокому небалансу ресурсов, который управляющая компания (УК) или обслуживающая организация должна как-то компенсировать.

Они берут деньги из других статей бюджета либо перекладывают оплату на добросовестных жильцов. Недорогого и надежного инструмента, который бы позволил точно считать ресурсы, нет.

Итак, с одной стороны, до 30% поставленной воды или электроэнергии уходит в «никуда», с другой – отсутствует недорогой и надежный инструмент снятия показаний с индивидуального и общедомового прибора учета.

Решения на базе Wi-Fi или GSM повсеместного развития не получили. Высокая цена «умных» приборов, расходы на их установку и обслуживание делают невыгодными подобные проекты. Проводная (PLC) диспетчеризация «хромает» в плане надежности: опыт эксплуатации показал, что примерно 30% узлов учета, входящих в PLC-систему, не передают показания.

Трендом 2106 г. стали IoT-решения на платформе энергоэффективной связи дальнего радиуса действия – LPWAN. Преимущества этой технологии – высокая автономность конечных устройств, большая дальность передачи данных, минимальный набор оборудования и низкая стоимостью внедрения. Чтобы собрать показания потребления воды с многоквартирного дома достаточно смонтировать «умные» водомеры и установить базовую станцию, охватывающую жилой квартал в радиусе 5 км.

LPWAN-технология даст импульс масштабным проектам дистанционного и точного учета ресурсов. Отрасль ЖКХ перейдет от «витринных» проектов к массовому внедрению интеллектуальных систем учета и расширению рынка сбыта «умных» счетчиков.

Потребности рынка
По нашим оценкам, емкость российского рынка ресурсоучета сегодня составляет 50 млн устройств, и это только минимальный набор приборов учета: счетчики воды, газа, тепла, которые стоят или будут стоять в каждой квартире или доме.

Постоянный рост тарифов выливается в повышение ответственности и ужесточение законодательства в сфере ЖКХ. Правительство России мотивирует управляющие компании к автоматизации учета ресурсов. Если раньше УК могла «расписать» весь небаланс на жильцов, то сейчас недостача в расходах на ОДН оплачивается коммунальщиками из своего кармана.

Необходимость модернизации системы учета ресурсов будет определять динамику спроса на «умные» счетчики в ближайшие десятилетия.
Многоквартирные дома, городские кварталы, ресурсоснабжающие организации и энергосети – вот новый масштаб умных решений. LPWAN-сети, включающие сотни «умных» устройств, уже охватывают целые города и поселки в Пермском крае, Ростовской, Нижегородской, Астраханской областях и других регионах России.

Точки и барьеры роста
Рынок автоматизации ЖКХ стимулирует курс на развитие энергоэффективных и энерго­сберегающих технологий, заявленный Правительством РФ. Основные его цели изложены Программой по развитию коммерческого учета электроэнергии, разработанной Минэнерго РФ. Она базируется на целом ряде документов федерального значения.

Федеральный закон № 209 «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» заявляет о том, что общедомовые приборы учеты должны быть диспетчеризированы.

Ст. 13 ФЗ № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» гласит: «Производимые, передаваемые и потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета».

Ч. 2 ст. 166 ФЗ № 257 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» регулирует установку автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг.

Постановление Правительства РФ № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» включает в состав общего имущества автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг.

Постановление Правительства РФ № 232 вводит повышающий коэффициент 1,5 в случае отсутствия приборов учета ре­сурсов.
Второй драйвер – технологический. Новая технология LPWAN «заточена» исключительно для телеметрии интернета вещей. Ее применение сделает многообразие автоматизированных приборов учета такой же нормой, как подключение пользователя к интернету через смартфон.

Главное препятствие для расширения индустрии – инертность коммунальщиков и непрозрачность рынка ЖКХ с большим количеством недобросовестных игроков.

Ощутим и финансовый барьер. Внедрение систем автоматизированного учета требует относительно крупных вложений. Граждане и так раздражены постоянным ростом тарифов и не готовы пойти на дополнительные затраты. Единственный выход – разъяснительная работа. Необходимо донести до жителей преимущества использования интеллектуальной системы: прозрачность и финансовую выгоду.