Главная > Статьи > Проблемы организации теплоснабжения на объектах Иркутской области

Проблемы организации теплоснабжения на объектах Иркутской области

Александр Якубовский,
член Комитета по энергетике Государственной Думы

 

Иркутская область является непростым регионом по многим параметрам, с точки зрения организации там мероприятий по прохождению отопительного сезона. Например, среднегодовая температура во всем регионе отрицательная, а зима длится от 180 до 200 дней в году. При этом, средняя температура января колеблется от –18 °C в Иркутске до –35 °C в северных районах области. При таких климатических условиях подготовка к отопительному сезону — — это действительно вопрос жизни и смерти. Тем удивительнее, что по итогам прохождения отопительного периода 2017–2018 годов на объектах ЖКХ Иркутской области 38 из 119 муниципалитетов (то есть треть от общего их числа) не были готовы к отопительному сезону.

И в сезоне 2017-2018, и в сезоне 2018–2019 годов актуальными являются одни и те же проблемы:

  1. Отсутствие нормативного запаса топлива на источниках теплоснабжения. Так, в поселке Юрты Тайшетского района Иркутской области уже в конце декабря был израсходован нормативный запас качественного топлива, в дальнейшем же пришлось использовать сырые опилки и щепу. Режим ЧС в поселке действовал еще в феврале.
  2. Отсутствие приборов учета на источниках теплоснабжения.
  3. Не обучен и не аттестован персонал.
  4. Высокий уровень износа оборудования и сетей.
  5. Не мотивированность организаций в повышении надежности объектов коммунальной инфраструктуры.
  6. Низкая эффективность системы управления в ЖКХ.

При этом мы вынуждены констатировать наличие определенного управленческого кризиса в исполнительной власти региона. Отсутствие осознания масштаба существующих проблем, вероятно, мешало региональным властям грамотно готовиться к отопительному сезону, принимать верные решения по реконструкции действующих сетей. Так, в соответствии с Правилами организации теплоснабжения в РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2012 года № 808 (пункт 124), еще в 2012 году можно было произвести разделение сетей по видам надежности, однако в Иркутской области это было сделано только в декабре 2018 года. В результате, 25 декабря 2018 года из распоряжения министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области «О разделении систем теплоснабжения поселений, городских округов Иркутской области на высоконадежные, надежные, малонадежные и ненадежные» мы узнаем, что ненадежными и малонадежными признаны:

  • 53 источника тепловой энергии из 193, что по сути составляет почти 25% от общего их числа;
  • 83 тепловые сети, или 63 % от общего числа тепловых сетей.

Если же брать в общем, то более половины, а точнее 104 системы теплоснабжения из 193, в области признаны ненадежными либо малонадежными.

При этом, Иркутская область отнюдь не бедный регион. Профицит бюджета здесь по итогам 2018 года составил более 4 млрд рублей, а в модернизацию оборудования и подготовку к текущему отопительному сезону вкладывается примерно один миллиард рублей. Помимо этого, в течение каждого отопительного сезона последние годы областной бюджет тратит примерно от 200 до 250 миллионов рублей на материалы и оборудование для предупреждения и ликвидации ЧС. При этом, сопоставляя траты и реальную картину с состоянием инфраструктуры ЖКХ в регионе, возникает много вопросов об эффективности расходования выделяемых средств и их целевом использовании.

Важно, что на 2019 год только обоснованная потребность в софинансировании первоочередных мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения и подготовке к отопительному сезону объектов коммунальной инфраструктуры находящихся в муниципальной собственности составляет 900 миллионов рублей.

Вместе с тем, в текущем отопительном периоде количество серьезных коммунальных аварий только нарастает. Совсем свежие примеры:

  • поселок Юрты Тайшетского района – в конце января 2019 года здесь произошла крупная авария на котельной, около 1500 жителей остались без теплоснабжения, в муниципалитете действовал режим чрезвычайной ситуации, на время ремонтных работ местные власти экстренно обеспечивали жителей дровами и обогревателями, ликвидация последствий аварии заняла несколько дней;
  • город Усть-Кут – 23 января 2019 года в микрорайоне «Нефтебаза» 15 жилых домов, школа и 3 детских сада остались без отопления, в городе также действовал режим ЧС, последствия аварии коммунальные службы устраняли неделю. Как установила областная прокуратура, теплотрасса, где произошла авария, вообще не была готова к отопительному сезону.

И здесь даже областной центр – город Иркутск – не является исключением. Показателен тот факт, что за 2018 год только по государственному телеканалу Вести-Иркутск вышло почти полсотни сюжетов, каждый из которых был посвящен аварийным ситуациям с системами теплоснабжения различных муниципалитетов.

Основная причина резкого роста количества аварийных ситуаций в регионе – это критическая степень износа коммунальной инфраструктуры. Например, к числу сетей с такой степенью износа относятся:

  • более половины от общего количества водопроводных сетей, почти 3000 километров (общее количество водопроводных сетей – 5169,4 км, из них ветхих – 2824,9 км);
  • больше трети от общего количества тепловых сетей, примерно 1300 километров (общее количество тепловых сетей – 3795,4 км, из них ветхих – 1308,9 км).

Печальная ситуация наблюдается и с инвестициями в сферу ЖКХ. Основные проблемы, которые здесь можно отметить:

  • объем инвестиций не сопоставим с масштабом отрасли;
  • заключаются концессионные соглашения, но без инвестиций;
  • инвестиционная непривлекательность «малых» населенных пунктов;
  • проблемы в сфере тарифного регулирования.

Необходимо отметить и огромный объем технологических нарушений связанных в основном с такими проблемами как:

  • низкая надежность, отсутствие резервирования;
  • дефицит квалифицированных управленческих, инженерно-технических и рабочих кадров;
  • отсутствие в ряде муниципальных образований Иркутской области схем территориального планирования, программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры.

Таким образом, на сегодняшний день мы видим, что проблемы с прохождением отопительных сезонов в Иркутской области весьма существенные, а их решение требует не только выделения колоссальных средств, но и грамотное, ответственное освоение этих средств, сопряженное с серьезными кадровыми перестановками в исполнительной власти региона.

Профильное министерство должно научиться грамотно и заблаговременно планировать текущий ремонт сетей, исходя из их реального состояния. Очень важно не допускать таких ситуаций, когда в феврале в замерзающий поселок, где температура теплоносителя не поднимается выше 50 градусов, выезжают специалисты из другого региона, с тем, чтобы дать оценку, возможно ли там что-то отремонтировать или надо менять все на новое, когда невооруженным взглядом видно, что там ремонтировать уже нечего.