Главная > Отраслевые мероприятия > Траектория развития российской энергетики

Траектория развития российской энергетики

24 марта текущего года состоялась XIII ежегодная конференция «Российская энергетика: как обеспечить баланс в новых условиях», которая была организована и проведена газетой «Ведомости». В рамках конференции работа велась по трем направлениям: секция 1 ««Российская электроэнергетика: траектория развития», секция 2 «Углеродное регулирование: риски и возможности российского и мирового рынка» и секция 3 «Цифровые экосистемы в энергетике: курс на трансформацию».

Ведущие эксперты энергетической отрасли обсудили и проанализировали основные тенденции развития отечественной энергетики по каждому из рассмотренных направлений. В этой статье мы кратко остановимся на дискуссии, проходившей в рамках секции 1.

 Текущая ситуация

Существующий план модернизационных мероприятий на генерирующих объектах пока не позволяет говорить о качественном обновлении отрасли, по большей части этот процесс ограничен капитальным ремонтом. Половина проектов по направлению модернизации тепловой генерации к 2021 году уже была отобрана.  Серьезные надежды профессиональное сообщество возлагает на реализацию проектов с парогазовым циклом, считая, что именно они смогут оказать существенное влияние на повышение экономической эффективности отрасли. Однако, сегодня таких проектов еще мало. Наблюдается нехватка инвестиций в направлении внедрения автоматизированных систем управления и инновационных цифровых решений, без которых энергетика не сможет должным образом перейти на новый уровень. Серьезный темп развития набрала возобновляемая энергетика, по данным 2020 года прирост составил 100%, а объем ввода новых мощностей превысил 1200 МВт.

Российская электроэнергетика за последние годы сталкивается с беспрецедентным количеством изменений и вызовов, причем вызванных как естественной трансформацией отрасли, так и внешними воздействиями, которые на нее оказываются.Здесь можно назвать углеродную повестку, которая сильно влияет на российскую энергетику, основных ее потребителей, на связанное с ней развитие зеленой генерации, текущую модернизацию отрасли, которая происходит по решению Правительства, активно внедряющиеся новые механизмы, такие как Demand Response[1], Bigdata[2], цифровизация и многое другое.

Все это несомненно влияет на энергетическую отрасль, которая и так отличается повышенной сложностью регулирования. Часть цены на электроэнергию регулируется государством, часть образуется на свободном рынке. Сюда включаются также различные надбавки, которые устанавливаются Правительством РФ с целью развития тех или иных сегментов, регионов или вообще отдельных отраслей, не имеющих отношения к энергетике. Поэтому, конечно, в этих сложных условиях развитие электроэнергетики прогнозировать довольно сложно, но нужно.

 Запас устойчивости российской энергетики

Затрагивая тему запаса устойчивости российской энергетики,важно рассмотреть вопрос о возможностях посредством данного запаса уверенно смотреть в будущее отрасли. «Запас прочности энергетики на сегодняшний день есть и, на наш взгляд, с ним нужно работать. Электроэнергетика не статичная отрасль, хотя регуляторы и славятся достаточно консервативным подходом исходя из тех требований, которые стоят перед электроэнергетикой в части обеспечения нужд экономики», — подчеркнул Павел Сниккарс, заместитель Министра энергетики.

На уровне профильного министерства всегда постепенно решаются те задачи, которые являются более приоритетными в отрасли в определенный момент времени.  Начало было положено с усиления и увеличения надежности энергоснабжения, борьбы с аварийными отключениями, потом перешли к привлечению инвестиций в отрасль и созданию дополнительного резерва как в генерации, так и в сетях.

Сейчас мы перешли к тому, что больше всего стоит проблема в части ценовой нагрузки. Рынок имеет задачу по формированию цены, которая отражала бы реальную себестоимость отрасли, но при этом внутрь электроэнергетики погружен ряд государственных задач, как энергетического, так и не энергетического характера, которые немного искажают эту картину.

Абсолютное значение цены, с одной стороны, потребители считают высоким, с другой стороны, генераторы и сети – недостаточным для того, чтобы в дальнейшем развивать генерацию. Поэтому сейчас остро стоит вопрос в части нахождения этого баланса, тем более в рамках существующих вызовов, а это и технологические изменения, и цифровые преобразования. Минэнерго России считает, что сейчас особенно важно более четко и правильно расставить акценты. Устойчивость у энергетики есть и ее нужно поддерживать. Соответственно, вопрос соотношения платы и резерва в надежности нужно сейчас обсуждать совместно. Данная задача поставлена перед Министерством энергетики и включает в себя поиск внутренней эффективности, решение вопросов резерва сетевой мощности, резерва генерационной мощности и выход на оптимальные ценовые сигналы.

Сегодня в отрасли существуют возможности лишней генерации, которые приводят к снижению цены. Эта проблема просматривается, и политики возлагают надежды, что закон о выводе неэффективной генерации из эксплуатации и подзаконные акты будут способствовать выходу с рынка тех станций, которые имеют недостаточно высокую эффективность работы.

В направлении резервов планируется большая работа профильных регуляторов. В планах переход к порядку расчета резерва от директивно установленных коэффициентов к балансовой надежности, что, по мнению Минэнерго, является более оптимальным. Пока не решен вопрос избытка, нет необходимости обеспечивать всех генераторов определенными необходимыми денежными средствами. В данном вопросе подразумевается оптимизация действующей системы согласно вызовам современности. Соответствующие нормативно-правовые актыпри их разработке Минэнерго планирует выносить на широкие обсуждения, чтобы учесть мнениях представителей всех сторон профессионального сообщества.

 Перекрестное субсидирование

Говоря о ценах в отрасли, была затронута также и проблема перекрестного субсидирования.«Мы понимаем, что сама по себе перекрестка является не плохим и не хорошим явлением. Это явление, связанное с необходимостью поддержания той социальной политики государства, которая есть в настоящее время», — отметилВиталийКоролев, заместитель руководителя, ФАС России.

Федеральная антимонопольная служба в отношении перекрестки в сетевом комплексе сейчас работает по двум направлениям. Первое направление, связано с тем, что Правительство, приняв Постановление №1450, поручило решить задачу необходимости выравнивания объемов перекрестки по уровню напряжения и равномерного распределения между потребителями. На этом пути удалось уже достаточно далеко продвинуться. Данная работа антимонопольного органа позволит сделать более прозрачным перекрестное субсидирование, а также несколько снизит его объемы, так как равномерное распределение сразу покажет, где был перекос.

Второе направление – это подготовленный ФАС России проект правительственного акта, который позволяет зафиксировать величину перекрестного субсидирования и задать вектор на его снижение определенным небольшим темпом, который тем не менее позволит за 7-10 лет довольно значительно сократить его объем – на 50-70%. Однако, далеко не все регионы готовы идти в этом направлении, поэтому на сегодняшний день документ продвигается непросто.

При этом стоит особо отметить, что любые резкие и кардинальные изменения в отрасли могут привести к отдаленным и слабо предсказуемым проблемным последствиям, которые потом придется решать с большим трудом и при помощи дополнительного регулирования.

[1]Управление спросом на электроэнергию

[2]Bigdata — это различные инструменты, подходы и методы обработки как структурированных, так и неструктурированных данных для того, чтобы их использовать для конкретных задач и целей.

Марина Борисова

Комментарии закрыты.