Главная > Статьи > Вертикальный транспорт нуждается в профессиональном обслуживании

Вертикальный транспорт нуждается в профессиональном обслуживании

Владимир Куприянов

 

Как известно, лифт – это социально значимый транспорт. Без этого вертикального транспорта трудно представить себе жизнь в многоквартирных домах. Вместе с тем, технически это достаточно сложный инженерный объект, который при отсутствии профессионального обслуживания может представлять опасность для его пользователей.

Вопросам обеспечения безопасности пользования лифтовым оборудованием было посвящено последнее заседание медиа-клуба, традиционно проводимого «Национальным Лифтовым Союзом». Заседание состоялось 1 февраля текущего года и совпало с 70-ти летним юбилеем отечественной лифтовой отрасли.

Историческое событие, произошедшее в начале тяжелого послевоенного 1949 года, положило начало зарождению лифтостроительной отрасли в нашей стране. Для промышленности, восстанавливающейся в то время после разрушительной войны, это событие имело судьбоносное значение. 1 февраля 1949 года было принято Постановление Совета Министров РСФСР за номером 433 «Об организации производства лифтов», которое подписал председатель Совета Министров СССР Иосиф Виссарионович Сталин. На базе действующих в то время при Министерстве тяжелого машиностроения промышленных предприятий. «Подъемник», «Стальмост» и «Перовский машиностроительный завод» было организовано производство лифтов. Их массовый выпуск дал старт созданию и развитию монтажных и эксплуатационно-ремонтных организаций в лифтовой сфере. Так возникло первое легендарное специализированное лифтовое предприятие «СоюзЛифтМонтаж», положившее, в свою очередь, начало развитию советской лифтовой отрасли.

Сегодня, спустя 70 лет, лифт является самым востребованным социально-общественным транспортом, им ежедневно пользуются до 100 миллионов человек. Вертикальный транспорт перевозит пассажиров в объемах более чем метро, трамваи, автобусы, троллейбусы, все вместе взятые. Его надежность, долговечность, комфортность и безопасность сегодня обеспечивают более 120 тысяч человек, среди которых высокопрофессиональные конструкторы, инженеры, механики и рабочие.

На заседании медиа-клуба были обнародованы данные комитета по аналитике и статистике «Национального Лифтового Союза», которые иллюстрируют достаточно объективную картину, происходящую сегодня в стране с безопасностью лифтов. Комитет учитывал не только несчастные случаи и аварии, которые происходили при эксплуатации лифтов, но также при их обслуживании, монтаже на строящихся объектах и на других. стадиях жизненного цикла лифта. Эти данные заставляют задуматься и общественность, и контролирующие органы. Так, в 2016 году по причине нарушения безопасности лифтов совокупно пострадало 73 человека, в 2017 году — 70 человек, а в 2018 году – 60.
В соответствии с анализом всех аварийных ситуаций было установлено, что более чем в 90% причиной несчастных случаем стало нарушение элементарных правил эксплуатации лифта, либо недостаточная компетентность персонала. Зачастую люди в таких случаях
даже не представляли себе, как проводить безопасное и грамотное обслуживание лифта. Это и есть на сегодня главная проблема, и на борьбу с этим недугом в лифтовой отрасли направлена новая система подготовки и оценки профессиональных квалификаций.

Сыграло свою отрицательную роль и то, что в период 2011-2013 гг. было фактически прекращено осуществление надзорной деятельности за лифтами, организациями, эксплуатирующими лифты, и минимизированы требования, которые существовали в этом направлении. Это еще больше ускорило наступление ситуации фактически полного ухода профессионалов с этого рынка. Создалась благоприятная почва для появления здесь организаций — фирм-однодневок, которые в условиях тендерных процедур, всевозможных конкурсов, выигрывали контракты. В этот период появилось огромное количество не совсем качественных эксплуатирующих организаций, и не только эксплуатирующих, но и монтажных тоже.

Профессиональное сообщество лифтовиков довольно быстро почувствовало истинный масштаб этой угрозы. Они были одними из первых в отрасли ЖКХ, кто выступил в поддержку новой системы профессиональных квалификаций и приступил к разработке профессиональных стандартов в своей сфере. Сейчас мы фактически уже имеем полный пакет нормативных документов, которые дают возможность устанавливать требования к организациям и отдельным специалистам по эксплуатации, сервисному обслуживанию, монтажу, изготовлению и контролю лифтов. Установлены также соответствующие требования к надзорным органам, к порядку осуществления надзора за лифтовым оборудованием и правилам его эксплуатации. Вносятся изменения в кодекс административных правонарушений, они прошли первое чтение и актуализированы. Участники медиа-клуба выразили уверенность, что за текущий год будут закрыты все оставшиеся вопросы, и в нашей стране появится полноценное самостоятельное направление на базе новой системы эксплуатации данных технических устройств и надзора за их эксплуатацией.

Практические проблемы, связанные с обеспечением необходимого уровня профессиональной квалификации работников лифтовой отрасли, и конкретный опыт в этом направлении осветил на заседании медиа-клуба генеральный директор крупнейшей в стране лифтовой компании АО «Мослифт» Вартан Авакян. Эксперт обратил внимание на то, что в московском регионе работает примерно 2500 механикам по лифтам, и из них 1500 являются сотрудниками «Мослифта». Это накладывает на компанию большую ответственность за постоянную работу по повышению профессионального уровня данных специалистов. Одним из направлений такой работы в «Мослифте» является снижение среднего возраста работающих механиков. По мнению Вартана Авакяна решение данной задачи позволит сделать кадровый состав более восприимчивым к освоению современных технических новшеств в лифтовом оборудовании. За последние два года компании удалось снизить средний возраст механиков приблизительно на 8 лет, и работа в этом направлении будет продолжаться и в дальнейшем. В компании постоянно думают о том, какие необходимо создать условия, чтобы механики и другие квалифицированные специалисты остались работать здесь. Кроме того, решают вопросы, как привлечь нового механика с рынка, как его обучить и как, самое главное, потом его удержать.

Участники медиа-клуба отметили, что ситуация в лифтовой отрасли за последнее время помаленьку улучшается. Свой вклад в это вносит и «Национальный Лифтовой Союз», который проводит большую работу по популяризации направлений решения лифтовых проблем. В частности, значительно повысилась культура пользования лифтами, стало выше качество предоставляемых в этой сфере услуг. Люди уже не хотят ездить в грязном захламленном лифте с разбитыми зеркалами, но и случаев вандализма за последнее время стало существенно меньше. Все это подтверждает статистика, и отмечали на заседании медиа-клуба эксперты.