Главная > Актуальные темы > Энергосбережение в ЖКХ > Проблемы коммерческого учета электроэнергии. Е. Комкова

Проблемы коммерческого учета электроэнергии. Е. Комкова

Елена Комкова,
главный метролог Филиала ОАО «НТЦ электроэнергетики» – ВНИИЭ, кандидат технических наук


В последние два года было принято несколько постановлений Правительства РФ, касающихся реформирования розничных рынков электроэнергии и коммунальной энергетики. К сфере розничных рынков относится Постановление Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г. об утверждении «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики». Для развития коммунальной энергетики приняты постановления Правительства РФ № 306 от 23 мая 2006 г. «Об утверждении правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», № 307 от 23 мая 2006 г. «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» и № 491 от 13 августа 2006 г. «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме…».


 

Нужны Правила
Согласно требованиям Постановления Правительства РФ № 530 от 31 августа 2006 г. об утверждении «Правил функционирования розничных рынков электроэнергии в переходный период реформирования электроэнергетики» должен быть разработан и утвержден ряд нормативных документов. В первую очередь, необходимы Правила коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках, в соответствии с которыми должно формироваться количество потребленной электроэнергии и объемы предоставленных услуг по передаче электрической энергии.
Для коммунальной энергетики должны быть также разработаны и Правила коммерческого учета коммунальных ресурсов при использовании показаний приборов учета для расчета платы за коммунальные услуги.
Проекты обоих документов были представлены на обсуждение и утверждение в соответствующие министерства: первый – в Министерство промышленности и энергетики, второй – в Министерство регионального развития. Последние доработанные варианты проектов были представлены летом 2007 г., но ни один из них пока не утвержден.
Реформа ЖКХ и электроэнергетики идет своим ходом, но нормативных документов, которые определяют правила коммерческого учета, лежащие в основе отношений субъектов рынка, на сегодня нет. Безусловно, это порождает много проблем.
У розничного рынка и коммунальной энергетики есть общая граница. Она проходит по вводу в многоквартирный дом (по общедомовому прибору учета). Все, что касается учета электроэнергии внутри многоквартирного дома, относится к сфере коммунальных услуг. В связи с этим, проекты правил коммерческого учета для розничного рынка и коммунальной энергетики должны быть согласованы и не противоречить друг другу.
В полной мере представить описание этих документов в рамках статьи невозможно. Поэтому здесь рассмотрены вопросы, которые должны решаться этими документами, и которые вошли в проекты правил коммерческого учета для розничных рынков электроэнергии и коммунальной энергетики.

 

Проект Правил коммерческого учета на розничных рынках электроэнергии
Этим проектом определяются:
1) права и обязанности субъектов розничных рынков в процессе осуществления коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках;
2) требования к:

  • организации коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках;
  • эксплуатации средств измерений электрической энергии и порядок проверки их наличия и технического состояния;
  • автоматизации коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии;

3) порядок:

  • снятия показаний средств измерений и формирования количества потребленной электрической энергии;
  • формирования значений соотношения активной и реактивной мощности для энергопринимающих устройств потребителей, а также порядок выявления нарушений этих соотношений;
  • действий при выявлении нарушений коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках;
  • определения количества потребленной электрической энергии с применением расчетных способов;
  • разработки и применения типовых объемов электропотребления по группам потребителей;
  • разработки типовых профилей нагрузки.

Правила построены на использовании двух основных принципов организации и практического осуществления коммерческого учета на розничных рынках электроэнергии.
Первый принцип заключается в том, что за организацию коммерческого учета отвечает сетевая компания. Согласно «Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг» на сетевые организации возлагается финансовая ответственность за возникновение сверхнормативных потерь электроэнергии в обслуживаемых сетевой организацией сетях. В связи с этим ответственность за организацию коммерческого учета и контроль его осуществления другими субъектами розничных рынков электрической энергии возлагается на сетевые организации.
Второй принцип связан с тем, что основой для осуществления расчетов за электрическую энергию на розничных рынках являются показания счетчиков. Вся потребляемая электрическая энергия должна учитываться по показаниям счетчиков. Однако жизнь показывает, что это требование не всегда выполняется. Поэтому Правилами допускается, что поставка, а также потребление электрической энергии и оказание услуг по передаче электрической энергии могут осуществляться в отсутствие средств измерений, но только по согласованию с сетевой организацией в оговоренных Правилами случаях.
Правила включают в себя расчетные способы определения количества потребленной электрической энергии для случаев, когда не представляется возможным получить эти данные по показаниям счетчиков. Такие случаи кратко рассмотрены ниже.
1. При несовпадении точки поставки и точки измерений определение количества электрической энергии осуществляется путем корректировки показаний расчетных счетчиков с учетом технических потерь в элементах сети от точки поставки до точки измерений, которые рассчитываются согласно методике определения потерь электрической энергии, являющейся частью Правил.
2. При выявлении неисправности или утраты расчетного счетчика (за исключением фактов безучетного потребления, а также временного отсутствия расчетного счетчика в связи с его снятием для поверки, ремонта или замены, если нет контрольного счетчика) количество потребленной электрической энергии определяется с применением методов, изложенных в Правилах: по среднестатистическому потреблению; по типовому суточному графику нагрузки; по числу часов использования и величине мощности нагрузки. Для граждан-потребителей электрической энергии, проживающих в частных жилых домах, применяется расчет в соответствии с нормативами потребления коммунальных услуг, определяемыми в порядке, установленном законодательством РФ.
3. При выявлении в ходе проверки неисправности средств измерений коммерческого учета, принадлежащих потребителю электрической энергии, которая не могла быть выявлена без проведения контрольной проверки и возникла по причинам, не зависящим от действий потребителя, расчет количества потребленной неучтенной электрической энергии производится в зависимости от вида неисправности средства учета электрической энергии согласно методике, изложенной в Правилах.
Сюда входят неисправности, связанные с допущенными ошибками при установке и подключении средств измерений, а так же неисправности, не связанные с вмешательством в работу средств измерений и ошибками в схемах подключения средств измерений. В первом случае доначисление неучтенной электрической энергии потребителю не производится, во втором случае производится. При этом количество доначисленной потребителю электрической энергии определяется с учетом выявленных неисправностей за период с последней проверки средств измерений, но не более чем за шесть месяцев.
4. При выявлении фактов безучетного потребления электрической энергии расчет неучтенной электрической энергии производится, исходя из суммарной установленной мощности электроприемников или договорной максимальной нагрузки потребителя и числа часов потребления электрической энергии за время со дня последней замены приборов учета или проверки схемы их включения, но не более чем за шесть месяцев.
5. При выявлении фактов бездоговорного потребления электрической энергии расчет неучтенной электрической энергии определяется, исходя из суммарной установленной мощности электроприемников и числа часов потребления электрической энергии за три года.
6. При отсутствии общедомового прибора учета в многоквартирном жилом доме определение количества потребленной электрической энергии осуществляется в соответствии с порядком, изложенном в Правилах.