Комплексная автоматизация управляющих организаций ЖКХ

Александр Копылов,
Директор ООО Компания «Стек»

Управление тем эффективнее, чем большей информацией мы обладаем при принятии решения

Автоматизация ЖКХ? Нельзя сказать, что все здесь безнадежно. Наряду с отдельными бухгалтерами ТСЖ, решающими свои проблемы автоматизации в тетрадках в клеточку или на ПК с нелицензионными электронными таблицами, существуют и корпорации, вкладывающие миллионы долларов в единую систему управления своим хозяйством. Но, отбросив эти два крайних полюса автоматизации ЖКХ, поговорим о «среднем классе».

Информационные технологии (ИТ) в ЖКХ отражают сегодня состояние многострадальной отрасли: низкая эффективность, моральный износ, отсутствие цивилизованного рынка, огромные разовые вложения, с одной стороны, и совершенно неоправданные потери в текущей деятельности, хроническая нехватка средств и квалифицированных кадров, с другой. Понятно, что трудно ожидать от обслуживающего звена решения каких-то сверхзадач, если основное производство, мягко говоря, топчется на месте. Как говорится, пациент скорее жив…

Тем не менее, будущее в комплексной автоматизации УК за внутренними корпоративными информационными системами (КИС) управления. Заблуждаются те, кто думает, что программы для расчета квартплаты и бухгалтерского учета решат все проблемы управления в ЖКХ. Первоисточник и первопричина всей деятельности УК отнюдь не расчеты с населением и поставщиками, а именно организация своей деятельности так, чтобы жильцы (заказчики услуг) были довольны условиями своего проживания в каждом конкретном доме. Умение надежно и эффективно работать в условиях жесткой нехватки средств, с постоянными рисками экономического и политического характера – вот что сейчас требуется от управляющих организаций.


Исторически сложился ряд требований к корпоративным информационным системам:

  • Системность – соответствие внутренней структуре предприятия;
  • Комплексность – многофункциональность решений;
  • Модульность – возможность использования только необходимых решений;
  • Открытость – способность взаимодействовать с другими ИТ-продуктами;
  • Адаптивность – обеспечивать развитие предприятия, отвечать новым требованиям;
  • Надежность – работать круглосуточно, обеспечивая все бизнес-процессы;
  • Безопасность – сохранность информации, исключение несанкционированного доступа;
  • Масштабируемость – работать с любым объемом информации, в различной конфигурации;
  • Мобильность – легко переноситься с одного ПК на другое, не зависеть от конкретной операционной среды;
  • Простота в изучении – наличие документации, инструкций;
  • Поддержка внедрения и сопровождения со стороны разработчика – получение новых версий, гарантированное решение возникающих проблем.

Корпоративные информационные системы управления позволяют создать в рамках одного предприятия единое информационное пространство, осуществлять оперативный обмен данными между отдельными участками, открывают широкие возможности для обработки информации и обеспечения базиса для максимально эффективного управления. Главное – это понимание того, что КИС – не самоцель и не панацея, а лишь мощное и эффективное орудие в руках целеустремленных и компетентных специалистов.

Многоквартирный дом – это достаточно сложный объект управления. С точки зрения программного обеспечения и организационной структуры предприятия, он чаще всего включает в себя следующие основные подразделы:

  • технические характеристики самого дома, хранящиеся в инвентарном деле;
  • события, которые влияют на его качественные характеристики (виды ремонтов, аварийные выезды, действия по текущему обслуживанию);
  • паспортные данные и события по каждому важнейшему элементу дома, требующему отдельных операций по обслуживанию, контролю, ремонту или замене;
  • ведение истории технических обходов, планирование ремонтных работ;
  • плановый расчет численности обслуживающего персонала и тарифов на содержание и ремонт конкретного дома;
  • учет всех статей доходов и расходов по дому, ведение баланса дома;
  • финансовые лицевые счета собственников и нанимателей, зарегистрированных по данному адресу, на которые начисляются жилищно-коммунальные услуги и перечисляется оплата;
  • персональные справочные данные жильцов в каждом помещении, требующиеся для оперативной работы и выдачи справок населению;
  • арендаторы – физические и юридические лица, расположенные в доме, которым производятся начисления за ЖКУ;
  • учет специальных категорий граждан (должники) и юридическая работа с ними (учет, контроль за погашением долгов, судебные дела, исполнительные документы и т.д.);
  • договоры и расчеты с поставщиками ЖКУ, экономический контроль предъявляемых счетов на оплату;
  • WEB-сервисы, позволяющие получать информацию о деятельности УК в интернете, производить удаленно сервисные действия;
  • внутренний документооборот компании (заявки, входящие/исходящие, совместная работа с документами и т.п.).

Безусловно, обеспечить автоматизацию всех указанных задач способно лишь специальное профессионально разработанное программное обеспечение. Конечно, можно приспособить известные бухгалтерские комплексы для решения и этих проблем, но в этом случае стоимость и качество решения будет явно не в пользу модифицированной бухгалтерии. Дело не только в используемом инструменте, но и в опыте программистов: специалисты по настройке бухгалтерии не могут оперативно и профессионально обеспечить развитие всей информационной системы ЖКХ. Их прикладные дополнительные решения обычно получаются громоздкими и совершенно неполными, и, как следствие, менее удобными для пользователя.

Однако на практике чаще всего используют совершенно иной подход к решению проблемы: создается единая интегрированная расчетно-информационная система управления предприятием на базе двух (или более) специализированных пакетов программ. В этом случае заказчик получает максимум достоинств каждого специального комплекса программ и возможность свободно обмениваться данными между работающими прикладными программами.

Интеграция в этом случае решается несложными начальными настройками и нажатием нескольких дополнительных клавиш по необходимости, а не годами, бесполезно потраченными на постоянные доработки одной «суперсистемы» на все случаи жизни.

При этом заказчик получает еще и свободу выбора подрядчика на любую из программ, т.к. сопровождать типовые конфигурации всегда проще, чем иметь дело с узкопрофильными и тяжелыми настройками даже очень популярной бухгалтерской программы.

Безусловно, все это можно передать на аутсорсинг в ИРЦ. Но если экономисты сами хотят проводить оперативный анализ, вести собственные аналитические расчеты, планировать и контролировать планы работ по каждому дому, а производственно-технические и юридические службы предприятия ведут собственные базы данных, плюс к этому расчетная бухгалтерия самостоятельно может проверить и поправить все свои собственные параметры, да еще и директор стремится сам получать свои оперативные отчеты, то внешнее (аутсорсинг) программное обеспечение не всегда оптимальное решение, ввиду его … универсальности для всех. А специфика каждой УК требует своих настроек и своих «изюминок», выгодно отличающих данную УК от соседней.

И это при том, что стоимость владения своим программным продуктом будет, скорее всего, ниже стоимости сторонних услуг, часть из которых даже в принципе не может быть оказана, не говоря уже о качестве, оперативности и свободе выбора самостоятельно выполняемых с помощью программного обеспечения операций. Технологии SAAS (облачные вычисления) могут со временем изменить эту картину кардинально, но до этого, в условиях, слабых каналов связи пока еще относительно далеко.


Что необходимо, чтобы комплексная автоматизация управляющих организаций стала не очередной «нано-теорией», а эффективным инструментом ведения бизнеса?

1. Максимально упростить схемы расчетов за ЖКУ.

2. Деполитизировать деятельность единых расчетных центров, демонополизировать их деятельность.

3. Обеспечить решение мер социальной поддержки в ЖКХ исключительно силами государства, освободив управляющие компании от несвойственных (не уставных) им функций.

4. Выработать единые правила информационного обмена с контролирующими органами (городскими информационными системами) в части расчетов за ЖКУ.

5. Навести порядок в тарифной политике, прекратить явное и скрытое перекрестное субсидирование между населением и юридическими лицами, между поставщиками жилищных и коммунальных услуг (ресурсов).

6. Объявить безоговорочную и бескомпромиссную войну должникам за ЖКУ,включая органы власти (бюджеты) всех уровней.

7. Дать шанс спокойно работать управляющим организациям в рыночных условиях развития ЖКХ. Реально ли? Достижимо ли? Ясно одно: будет порядок в ЖКХ, будут востребованы и комплексные ИТ-решения. Как известно, автоматизируется все, кроме хаоса, поскольку в результате получается лишь автоматизированный хаос. А это нам надо?!


150001, г.Ярославль, ул. Малая Пролетарская, 33
Тел/факс (4852) 26-00-76,
e-mail: soft@stack-it.ru
www.stack-it.ru