Следующей зимой российскую дорожную отрасль ждут кардинальные перемены: в силу вступит ГОСТ 50597–17, который заменит устаревший национальный стандарт. Новшества серьезно меняют ряд критериев к содержанию городов и населенных пунктов. В частности, ужесточаются правила уборки пешеходных зон. Главная цель введения регламентов – переломить наконец-то ситуацию, при которой ежегодно от травм на льду страдают десятки тысяч жителей страны.
В целом картина выглядит так. За сезон из-за гололеда на автодорогах получают ранения порядка 50 тыс. человек, а на тротуарах в городах-миллиониках – от 5 до 7 тыс. Если сведения по первому показателю можно найти в статистике ГИБДД, так как ведомство ведет такой учет, то по второму данные ориентировочные и, по оценкам экспертов, крайне занижены. Дело в том, что в России нет требований к профильным ведомствам, обязывающих регистрировать такие факты. Например, Минздрав страны подобный сбор сведений не ведет.
Тем не менее, проблема действительно существует и приобретает достаточно угрожающие масштабы даже при озвученных параметрах. Ежегодно в зимний период соцсети и СМИ пестрят жалобами жителей почти всех регионов, которые пишут, что вынуждены передвигаться в холода, как по катку. Традиционные песко-соляные смеси и просто песок не спасают, что в итоге ведет к увеличению посетителей травмпунктов.
После появления нелицеприятных отзывов власти на местах вынуждены оправдываться комментариями и ударной посыпкой песка на проблемных зонах. Однако через незначительный промежуток времени история повторяется: люди получают ранения, что в итоге становится причиной дорогостоящих для государства выплат по больничным листам, снижению трудоспособности населения и другим неприятным последствиям. В частности, все чаще россияне стали обращаться в суды с исками о возмещении вреда из-за неубранного льда на дорожках, который послужил причиной увечья.
Борьба со льдом – приоритет государства
Закономерно, что сформировавшаяся в регионах социальная проблема привлекла внимание федерального центра. При этом на самом высоком уровне: в 2015 г. президент Владимир Путин попросил разобраться с ней профильные министерства и ведомства. Это повлекло пересмотр главного стандарта, который регламентировал содержание дорог и тротуаров в зимний период. Отметим, что этот ГОСТ не менялся последние 25 лет. Можно сказать, что в устаревшей версии не были проработаны механизмы, которые регламентировали бы уборку пешеходных зон. Этим упущением и пользовались коммунальщики, которые могли относиться к чистке территорий «по остаточному принципу».
Сейчас в новом ГОСТе, который вступит в силу уже 1 июня 2018 г., прописано требование: асфальт на пешеходных зонах в населенных пунктах должен быть очищен ото льда и снега «под скребок». То есть зимней скользкости не должно быть так же, как и на автодорогах.
Кроме того, на исполнение новшеств у коммунальщиков будет ограниченное время. Все будет зависеть от интенсивности движения на участке. Если она составляет порядка 250 человек в час, то дорожным службам будет отведено всего 60 минут для уборки снега. На дорогах сроки составляют от трех до шести часов.
Это значит, что ответственным лицам нужно будет тщательнее выбирать эффективные и безопасные противогололедные материалы. Привычные песок и смеси из соли на его основе уже не помогут. Как показывает практика, песок легко уносится на шинах машин и обуви, поэтому его использование не только не эффективно, но и неэкономично. К тому же в добавлении к некоторым видам солей есть риск возникновения обратной реакции – вместо борьбы со льдом, песок в сочетании солями может привести к его появлению на дороге.
Тем временем сами россияне также более не намерены закрывать глаза на проблему. В СМИ регулярно появляются сообщения о том, что граждане, получившие травмы на льду, обращаются с исками в суды к управляющим компаниям или муниципалитетам. Служители Фемиды, рассматривая такие дела, выносят решения в пользу истцов.
Отметим, что суммы штрафов впечатляют: от десятков тысяч до полумиллиона. В октябре, например, жительнице Красноярского края удалось взыскать порядка 450 тыс. руб. за тяжелый передом бедра, который лишил ее работоспособности более чем на полгода. В декабре омичке удалось привлечь к ответственности местную управляющую компанию, которая не обеспечила чистку тротуара. В итоге женщина повредила руку, упав на скользком участке. Примечательно, что представители УК в добровольном порядке не захотели гасить долг, за что также понесли дополнительные взыскания.
Судебная практика демонстрирует устоявшуюся тенденцию, которая показывает, что борьба со льдом в России – приоритет государства, а люди готовы активно отстаивать свои права. Таким образом, пренебрежение проблемой теперь грозит серьезными финансовыми рисками. Понятно, что выбор материалов – одна из ключевых задач, а посыпка песком не только не эффективна, но и влечет наложение ответственности.
Внедрение новой технологии
Несмотря на то, что ГОСТ вступает в силу летом, у подрядчиков есть время, чтобы подготовиться к новым правилам. Как было озвучено на выставке, России стоит присмотреться к положительному опыту борьбы со льдом за рубежом, где от солей не отказываются, активно применяют такие реагенты на дорогах и тротуарах, но используют ПГМ на основе многокомпонентных составов. Одни вещества в таких материалах гарантируют эффективность, а другие позволяют минизировать негативный эффект на экологию, город и человека за счет поддержания действия первого «рабочего» компонента с одной стороны и уменьшения его количества, с другой.
Стоит отметить, что использование многокомпонетных ПГМ пока что для России в новинку. Однако в стране есть производители, которые уже начали готовиться к будущему. Например, в Пермском крае на базе Уральского завода противогололедных материалов было запущено производство инновационных антигололедных средств.
«Специалисты Уральского завода противогололедных материалов совершенствуют линейку продукции, которую предприятие выпускает под маркой “Бионорд”. В прошлом году серия пополнилась разработкой “Бионорд. Единая гранула” и принципиально новым решением – двухфазным противогололедным материалом», – отметили в УЗПМ.
По словам представителей предприятия, смоченный реагент позволяет увеличить скорость плавления льда и при этом снизить потери реагента на дороге и воздействие на окружающую среду. Понимая, что это внедрение новой для заказчиков технологии, УЗПМ готов взять на себя часть расходов по ее реализации.
«Например, мы проработали варианты, которые позволяют предоставить необходимые емкости для хранения и учета жидкой и твердой фаз нашим контрагентам», – уточнили собеседники.
Разработкой пермяков уже заинтересовались в Казани и в Пермском крае. В октябре на завод приезжали министр транспорта Пермского края Николай Уханов совместно с руководителем КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», которые обсудили с руководством предприятия возможность применения «Бионорда» на местных дорогах. В столице Татарстана местные чиновники закупили более 6 тыс. т двухфазного реагента, с помощью которого будут бороться со льдом.