Главная > Статьи > А. Храбрых, А. Яськов
Первые шаги на большом пути

А. Храбрых, А. Яськов
Первые шаги на большом пути

Александр Храбрых,
начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства Липецкой области
Александр Яськов,
директор ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотведения»

 


В Липецкой области два года назад было решено объединить все системы водоснабжения и водоотведения в рамках региональной компании. Деятельность такой объединенной компании принесла положительный результат, хотя и не решила всех проблем. Специалистам жилищно-коммунального хозяйства других регионов будет полезно познакомиться с опытом работы липецкой системы ВКХ.


В 2011 г. в Липецкой области было принято решение об объединении всех систем водоснабжения и водоотведения в рамках региональной компании. Глава администрации области Олег Королев подписал постановление о создании ОГУП «РКВВ». Сегодня можно подвести некоторые итоги двухлетней работы водопроводно-канализационного хозяйства, собранного «под одно крыло». Опыт такого рода очень важен для региональной сферы ВиВ. В нынешних условиях состояние некрупных предприятий этого сектора по большей части удручающее. Вот почему попытки энтузиастов, самостоятельно ищущих выход из данной ситуации, стоит только приветствовать. Возможно, коллеги по «цеху» ВКХ смогут позаимствовать ценные идеи липецкого эксперимента. А кто-то заранее будет предупрежден о проблемах, с которыми придется столкнуться предприятиям, решившимся пойти по такому же пути.

Проблемы водоснабжения
Липецкая область – одна из самых молодых в Российской Федерации. В 2014 г. она отметит свой 60-летний юбилей. По занимаемой площади это один из самых малых регионов нашей страны. Население области составляет всего 1 млн 162 тыс. чел. Из них 36% проживает в сельской местности. Малая территория и невысокая численность населения придают определенную специфику региональному хозяйству, неотъемлемой частью которого является сектор водоснабжения и водоотведения.
Когда заходит речь о проблемах водоснабжения и о путях их решения, обсуждается, как правило, опыт крупных водоканалов. При этом практически не уделяется внимания функционированию систем водообеспечения в сельской местности, тогда как сельское водоснабжение – это сфера особая. Изначально она формировалась на базе сельхозпредприятий, которые строили эти системы в основном для своих нужд. По прошествии некоторого времени они начинали обеспечивать водой окрестное население. С распадом старой системы хозяйства и оттоком населения в крупные города водопроводное хозяйство малых поселений тоже начало приходить в упадок.
В Липецкой области обеспеченность населения централизованным водоснабжением составляет 98%. С одной стороны, столь высокий уровень – это хорошо, с другой – приходится сталкиваться с проблемами, вызванными малыми размерами и разрозненностью водоснабжающих предприятий.
После вступления в силу Федерального закона № 185 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» существовавшие до 2007 г. муниципальные предприятия были преобразованы. Сфера водоснабжения перешла в ведение частных операторов. В итоге к 2011 г. в Липецкой области порядка 60% этих предприятий оказалось в стадии банкротства либо в предбанкротном состоянии. Большие долги перед энергетиками фактически поставили под угрозу обеспечение населения области водоснабжением и водоотведением.


В таких условиях в августе 2011 г. было принято решение об объединении этих предприятий. По прошествии двух лет можно подвести некоторые итоги для того, чтобы разобраться, насколько эффективен может быть подобный путь.


Успехи объединения
ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотведения» было создано по инициативе главы администрации Липецкой области Олега Королева. Свою работу оно начало 29 августа 2011 г. Учитывая ситуацию, сложившуюся в областном ВКХ накануне этого события, данная мера была в немалой степени вынужденной, призванной спасать отрасль «в пожарном порядке».
Компания создавалась отнюдь не на базе предприятий-передовиков. Достаточно сказать, что в числе первых объединяемых организаций три были банкротами, еще две – находились в предбанкротной стадии. Тем не менее, следуя специально разработанной «дорожной карте», предприятие достигло определенных успехов. Располагая первоначально 2 млн руб. уставного капитала, сегодня оно довело его до 194 млн руб. В ведении компании к настоящему времени находятся два крупных комплекса и пять филиалов.
Когда речь заходит об объединении хозяйствующих субъектов, всегда встает вопрос об имущественном комплексе. В Липецкой области региональная компания ВиВ решает его по двум направлениям – это право хозяйственного ведения и аренда имущества. Действуя в рамках Федерального закона № 135, предприятие ведет работу в два этапа. Сначала соответствующие договоры сроком на один месяц заключаются с местными органами самоуправления. Далее через конкурсные процедуры заключаются более длительные договоры – на 11 месяцев либо в случаях, где зарегистрировано имущественное право, на три года.
Решение об объединении предприятий ВКХ принималось областным руководством. Тем не менее, хотелось бы подчеркнуть, что основным строго соблюдаемым принципом при расширении сферы деятельности предприятия остается принцип добровольности. Успешное сотрудничество возможно лишь там, где нет места принуждению. И подтверждением тому, что процесс идет в правильном направлении, служит изменение отношения органов местного самоуправления к региональной компании. Если два года тому назад с ней никто не хотел сотрудничать, то сегодня ОМС уже начинают выражать желание работать совместно.
Численность сотрудников предприятия составляет 619 человек, средний возраст работающих – порядка 45 лет. Средняя зарплата – 11519 руб. Возможно, на общем фоне областных зарплат этот показатель пока выглядит не очень привлекательно. Но учитывая то, что до образования региональной компании выплаты работникам малых предприятий ВКХ вообще производились нерегулярно, сейчас эти деньги, по крайней мере, гарантированы сотрудникам ежемесячно. Это тоже один из существенных плюсов объединения.


Объединение дало областному комплексу ВКХ возможность перейти от политики «дыролатания» к реализации серьезных проектов. Так, в настоящее время в одном из районов начато строительство центрального водозабора с групповыми водоводами. Мощность водозабора составит 10 тыс. м3, а длина группового водовода – 30 км. Это позволит обеспечить качественной водой порядка 13 тыс. человек.


Стоит отметить, что основной причиной невысокого уровня окладов является то, что сам регулятор сегодня закладывает среднюю зарплату 10 тыс. руб. Такое положение дел отрицательно сказывается на кадровом обеспечении предприятия. Низкие оклады в сочетании с высокими требованиями, которые предъявляются к набираемому персоналу, отнюдь не способствуют массовому притоку специалистов.
Другая приоритетная задача, успешно решать которую стало возможно благодаря объединению, – это автоматизация объектов, что крайне актуально в условиях сельской местности. Расстояния от одного населенного пункта до другого могут здесь превышать 30–40 км, а до районной базы – 70–80 км. Вот почему во избежание частых ремонтов и посещений персоналом объектов оборудование на них должно быть надежным, а на центральном пункте должен быть обеспечен диспетчерский контроль. Сегодня на областном предприятии созданы единая локальная сеть, единая бухгалтерия, единая абонентская база. Действует единая платежная система, позволяющая жителям оплатить услуги поставщика, в том числе и через интернет.


Итак, среди неоспоримых преимуществ создания предприятия можно выделить следующие:
повышение качества обслуживания абонентов;
возможность привлечения высококвалифицированных специалистов для управления предприятием;
единая техническая политика;
поддержание высоких стандартов качества питьевой воды и стоков;
возможность привлечения инвесторов в сферу ВиВ;
внедрение инноваций в отрасль;
создание единой системы управления финансовыми потоками, возможность оперативного маневра капиталовложениями.


Обратная сторона медали
Однако все вышеперечисленные успехи дались непросто. Процесс объединения областных предприятий ВКХ не мог проходить беспрепятственно.
На первом этапе был составлен график, согласно которому в течение одного года вся область должна была быть объединена в рамках новой системы. Но когда начался процесс вхождения в районы, обозначился ряд проблем. В итоге за два года областная компания смогла войти в семь районов из имеющихся 18. Одной из главных причин столь медленного продвижения стало противодействие органов местного самоуправления. С одной стороны, они не хотели либо не имели возможностей эффективно управлять системой ВКХ. С другой – понимали, что передавая эти полномочия единому предприятию, они должны будут выпустить из своих рук некоторые рычаги влияния.
Более того, некоторые муниципалитеты, в ведении которых находятся районные системы, стали и вовсе уклоняться от своей ответственности за них. Приходилось сталкиваться и с такой реакцией ОМС: «Вы пришли, вы взяли на себя решение всех проблем, а мы больше ничего не знаем!» Пожалуй, такого рода «саботаж» – это самый большой минус, с которым пришлось столкнуться.
Другая злободневная проблема – поиски инвестора. В настоящее время в Липецкой области износ сетей водоотведения составляет 62%, а водоснабжения – 70%. Привлечение частных инвестиций либо использование концессионных соглашений именно в малых населенных пунктах на сегодняшний день крайне проблематично.
И тому имеются объективные причины. Когда региональная компания ВиВ начала входить в районы, выяснилось, что процент зарегистрированного в законном порядке имущества на местах составляет около 1%. Вот почему необходимо сначала решить проблему оформления имущества и лишь потом пытаться привлекать инвесторов.


Сама область вкладывает достаточно средств в сферу ВиВ. Ежегодно через систему субсидий органам местного управления направляется около 200 млн руб. бюджетных денег. Благодаря этим вложениям повышается надежность систем. Но при этом остаются вопросы по вводу новых объектов в эксплуатацию. К примеру, заканчивается строительство новых очистных сооружений. Их нужно вводить в эксплуатацию, но при этом тариф на очистку увеличивается в 2,5 раза.


Аналогичная ситуация сложилась и со строительством водозаборных сооружений. В Липецкой области существует проблема с нитратным загрязнением воды и высоким содержанием в ней железа. Но после строительства водозаборных сооружений – современных, с новыми системами очистки – тариф на подъем воды и очистку увеличился в 2,15 раза.
Перед муниципалитетами встает проблема: кто возьмет эти сооружения в эксплуатацию?
Основной вывод, который позволяет сделать двухлетний опыт работы единой региональной компании, сводится к тому, что сегодня для решения проблем водоснабжения – особенно на территории сельских поселений – требуется государственная поддержка. Региональной и муниципальной властям либо самим предприятиям-операторам без участия государства справиться с ситуацией довольно сложно. Поддержка может выражаться, прежде всего, в выстраивании системы компенсации расходов, которые приходится нести, эксплуатируя новые очистные сооружения и новые водозаборы.
Мы заострили внимание на основных препятствиях, с которыми могут столкнуться регионы, подобные Липецкой области, при организации единой системы водоснабжения и водоотведения. Но те неоспоримые успехи, которых уже удалось достичь, красноречиво свидетельствуют сами за себя.

Оставить комментарий