Главная > Статьи > А. Сидякин
Отрасль достойная уважения

А. Сидякин
Отрасль достойная уважения

Александр Сидякин,
первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству

 


В преддверие профессионального праздника – Дня работника жилищно-коммунального хозяйства, который отмечается 19 марта, мы беседуем с первым заместителем председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александром Сидякиным. Пусть речь идет о темах не только праздничных, но поднимая довольно болезненные проблемы российского ЖКХ, наш эксперт с уверенностью говорит о наметившихся позитивных векторах их решения. 


Александр Геннадьевич, с какими результатами встречает отечественное жилищно-коммунальное хозяйство свой профессиональный праздник? Чего, на Ваш взгляд, наиболее значимого для отрасли удалось достичь за последнее время? Какие проблемы, напротив, пока еще не до конца решены и вызывают особое беспокойство?

Действительно, этот праздник уже несколько лет широко отмечается в России. Он пропагандирует уважительное отношение к работникам отрасли. К сожалению, долгое время она ассоциировалась с персонажем Афоней из одноименного фильма. Люди воспринимали ЖКХ априори насторожено. А ведь в этом секторе трудится 2 млн человек! Поэтому наша задача – изменить отношение к отрасли в целом. В одно мгновение справиться с ней невозможно. Но системный взгляд на решение существующих проблем, появление профильного министерства, работа в Госдуме специализированного Комитета по вопросам ЖКХ – все это настраивает на позитивный лад.
Многое сделано за последние годы в части реформ. На площадках партии «Единая Россия» регулярно проходят обсуждения, вырабатываются решения, которые потом реализует Правительство РФ и Дума в виде законов. Мы запустили глобальный модернизационный процесс: и по капитальному ремонту, и по расселению аварийного жилья, и по модернизации коммунальной инфраструктуры. Серьезно расширены полномочия жилинспекторов и возможности собственников по управлению многоквартирных домов, развиваются инструменты общественного контроля.

Донастройка системы будет осуществляться постоянно, но в целом, судя по опросам ВЦИОМ, количество граждан, которые удовлетворительно и даже хорошо оценивают изменения в отрасли, стабильно растет. Так, в 1991 г. на вопрос «Вы удовлетворены состоянием своего дома?» 59% респондентов отвечало отрицательно. Около 13–14% давали оценку «хорошо», остальные – «удовлетворительно». Сейчас показатели прямо противоположные. То есть в целом почти 60% опрошенных хорошо или удовлетворительно оценивают состояние своего дома, и как следствие – всю цепочку ЖКХ.

Вообще существует несколько показателей оценки эффективности проводимых мероприятий, фигурально говоря – «баромет­ров». Первый – это упомянутое отношение граждан, а второй – снижение аварийности. Если сезон прошел безаварийно, можно считать это свидетельством качества работы властей. Если власть организует ту же уборку улиц правильнее и быстрее, в целом система функционирует лучше.

По обоим названным показателям у нас наметились очевидные позитивные сдвиги. Аварийность снижается: крупных аварий на протяжении года случается в пределах десятка, и все они изучаются буквально «под лупой». Техногенных катастроф, подобных тем, что имели место в начале 2000-х годов, сегодня почти нет. Конечно, к сожалению, бывают и провалы: в Ижевске недавно «грохнуло», в Уфе из-за сильных морозов лопнули линии электропередач… Но еще раз повторяю, каждый подобный случай расследуется индивидуально, и по ним принимаются соответствующие решения.

Остановимся подробнее на некоторых «болевых» точках российского ЖКХ. Что в настоящее время делается для обеспечения безопасности в процессе эксплуатации внутридомового и внутриквартирного
газового оборудования?

К сожалению, в прошлом году статистика взрывов бытового газа пополнилась существенно. Мы уделяем пристальное внимание каждому подобному инциденту: в Рязани, Хасавьюрте, Ярославле и другим подобным историям. Это, безусловно, одна из первостепенных проблем.
В корне ее кроется целый комплекс разнородных причин. Это неправильная и несвоевременная профилактика состояния, прежде всего, внутриквартирного газового оборудования. Далее – произвольная, без согласования осуществляемая перепланировка воздуховодов и газоотводов. Возникающее из-за этих явлений накопление газовых масс чревато взрывом.

Ситуация, безусловно, требует законодательного вмешательства, и со своей стороны мы необходимые поправки в закон внесли. Во-первых, органы жилнадзора наделяются дополнительными полномочиями по проверке законности осуществляемой в квартире перепланировки: если кто-то начал ремонт, то у представителей жилищного надзора появляется основание войти и проконтролировать производимые действия. Это имеет непосредственное отношение к газовой безопасности, поскольку те же несанкционированные изменения направления и объема воздуховода уже становились причиной несчастий.

Во-вторых, решается проблема с допуском специалистов к внутриквартирному газовому оборудованию. Мы установили серьезную административную ответственность для граждан, которые не пускают работников газовых служб в свои квартиры. Штраф за повторное нарушение данного требования доходит до 40 тыс. руб. – санкция отнюдь нешуточная. Но жители должны четко усвоить, что своевременная опломбировка, профилактика и осмотр газового оборудования представителями специализированных организаций – это обязанность!

Последний год ознаменовался сразу несколькими громкими происшествиями, связанными с массовыми отравлениями при пользовании некачественной питьевой водой (Махачкала, Медвежьегорск – печальный список можно продолжить). Они высветили проблему аварийного состояния очистных сооружений, а иногда – их полного отсутствия в некоторых муниципальных поселениях. Предпринимаются ли какие-то меры в этом отношении? Существует ли реально работающий механизм, которым могут воспользоваться малые города России, чтобы привлечь инвестиции для обеспечения необходимой очистки питьевой воды в своих системах ВКХ?

Разберем данный вопрос детально. Прежде всего, ситуация в Махачкале – это целиком и полностью вина региональной власти. В бюджете специально были выделены деньги на модернизацию Махачкалинского водоканала (в этом году – 2 млрд руб.). Но дело не двигается с мертвой точки из-за неспособности местных властей собрать команду и правильно наладить работу. Минстрой уже организовывал поездку в этот субъект федерации, проводил специальное совещание. Положение там можно охарактеризовать только одним словом – безобразие.
Что касается Карелии, то регион этот достаточно сложный. По отдельной программе социально-экономического развития республике выделяется значительный объем средств. В России всего четыре субъекта, по которым действует отдельная федеральная целевая программа – это Крым и Севастополь, Калининград и, собственно, Карелия. В рамках данной ФЦП предусмотрено отдельное финансирование, подразумевающее в том числе модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Покинувший свой пост губернатор Александр Худилайнен в свое время провел достаточно большую и важную работу. Он многое сделал для прихода инвесторов в малые города, при нем также началась замена мазутных котельных газовыми. Этот процесс продвигается медленно, поскольку властям Карелии не всегда удается субсидировать необходимый повышенный тариф. Тем не менее, дело движется, и с точки зрения будущего, полагаю, вектор в данном направлении задан совершенно правильный.

К сожалению, детальной информацией по Медвежьегорску я не располагаю, индивидуально эту ситуацию мне расследовать не доводилось. Хотя место это знаю очень хорошо. Я сам родился в соседнем районе – в Сегеже. Воду там можно просто из озера пить, даже я сам, например, так и делал. Но это, конечно, не значит, что местных жителей можно оставить без системы водоочистки!

В этой связи вопрос об инвестициях касается, конечно, работы Фонда содействия реформированию ЖКХ. Его программы были нацелены на помощь малым городам, и появившиеся в последнее время известия о прекращении работы Фонда вызвали по этому поводу
немало беспокойства.

Во-первых, напомню, что вопрос по деятельности Фонда еще не закрыт, дискуссия на эту тему продолжается. В Фонде собрались профессионалы, его грамотная команда зарекомендовала себя в качестве успешной. В любом случае задачи, которые Фонд выполняет, ему предстоит решать еще и в текущем, и в 2018 г.

Во-вторых, уже утвержден паспорт новой программы по модернизации коммунальной инфраструктуры. В нем предусмотрено несколько иное, нежели ранее, распределение денег. Вместо схемы «всем по чуть-чуть» предполагается мотивация регионов и муниципалитетов на поиск инвесторов. Инвестор вкладывает кредитные деньги. Но поскольку кредитные деньги очень дорогие, программа предусматривает ставку 4% годовых, а все, что между 4% и банковским процентом, субсидируется из федеральной программы. В 2017 г. на эти цели выделено 5 млрд руб. Паспорт программы утвержден, поэтому регионы вправе подавать заявки и участвовать в ней.

Что (или кто), на Ваш взгляд, в наибольшей степени определяет успешность решения задач в сфере ЖКХ: четкость государственной политики, завершенность действующей законодательной базы, кадры, занимающиеся конкретными вопросами на местах или нечто другое?

Заданный вопрос уже содержит нужные ответы – все перечисленное верно. Комплекс задач крайне широк, поскольку ситуация в российском ЖКХ по сути уникальна. Гигантские размеры страны диктуют свою специфику.

Например, одних только сетей водоснабжения в России порядка 550 тыс. км – в полтора раза больше, чем расстояние от Земли до Луны. У нас температура воздуха одновременно может быть минус 60 в Якутии и плюс 20 в Сочи. Переходов через ноль насчитывается до 20 за зиму. У нас такие расстояния, что в одной Якутии умещается вся Франция. Структуры собственности в жилой фонде, подобной нашей, тоже нет больше ни в одной стране мира. Универсальные рецепты, к тому же просто скопированные с зарубежного опыта, для России, конечно, не приемлемы. Поэтому все решения и планы должны формироваться с учетом присущей уникальности условий.

Кто формулирует эти решения? Безусловно, это команда людей, которая сформирована президентом в рамках властной вертикали: председатель правительства, вице-премьер, министр, заместители министра, система государственной жилищной инспекции, избранные депутаты. Мы – законодательная ветвь власти, и в выработке решений мы принимаем свою долю участия. С одной стороны, мы определяем правила игры. С другой – мы общаемся с людьми. От них мы узнаем, что наболело, какие существуют проблемы, недоработки. Мы формулируем эту проблематику, выводим ее на определенный уровень, вырабатываем решение. Оценку того, хорошо это сделано или плохо, дают нам люди.

Я уже упомянул объективные показатели, которые сейчас, как мне кажется, достаточно оптимистично позволяют смотреть на оценку нашей работы. Но утверждать, что абсолютно все сделано правильно, наверное, все-таки не стоит. Ошибаются ли команды, ответственные за принятие решений? Вполне возможно. Людей, которые никогда не ошибаются, просто не существует: не ошибается только тот, кто ничего не делает.

Я как депутат Госдумы придерживаюсь следующего подхода. Никто тебя не будет критиковать в том случае, если ты ничего не будешь делать. Поскольку критиковать в таком случае просто нечего. Поэтому для решения спорных вопросов требуется определенная смелость.
Например, капремонт – вспомните, какие бурные он вызывал дискуссии! Политически это было крайне тяжелое решение. Но мы терпеливо доказывали, что другого варианта нет: либо все дома превратятся в аварийные, и мы постоянно будем черпать из бюджета средства, предназначенные на развитие, для осуществления не свойственных государству функций – ремонтировать частное имущество; либо мы предложим какое-то действенное решение.

Лишь в результате кропотливой работы и многочисленных разъяснений постепенно начало приходить осознание ситуации. Если в 2014 г. нам граждане задавали вопросы: «Зачем нужен капремонт?», то сейчас говорят другое: «Капремонт – хорошо, я вижу: в соседнем доме перекрыли кровлю, утеплили фасад. Теперь я хочу знать, почему работы у нас назначены в такой-то срок и почему именно эти виды работ». То есть началось качественное обсуждение повестки. Прийти к нему было крайне непросто, но за этим решением оказалось будущее, то есть мы работаем на перспективу. А формы для осуществления конкретных мероприятий мы дорабатываем и донастраиваем.

Используется ли при выработке государственной политики положительный опыт лидеров среди регионов и муниципалитетов, а также наиболее успешных предприятий ЖКХ? Приведите, пожалуйста, примеры тех, чей опыт достоин подражания и тиражирования в жилищно-коммунальном комплексе всей страны.

Здесь я, видимо, не смогу быть объективен для читателей. Потому что я представляю Республику Татарстан, и очень горжусь тем, что именно ее представляю. Я очень лично воспринимаю многое происходящее в этом регионе. Поэтому, конечно, я приведу в пример Татарстан. Тем более, что здесь есть чему поучиться.

Так, впервые история с капремонтом в новой России возникла на Госсовете, проходившем именно в Казани. Этот Госсовет проходил 10 лет назад, в 2006 г. Тогда впервые заговорили о том, что необходима какая-то программа капремонта. После этого был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, определены пилотные регионы, в число которых вошел и Татарстан, начались сборы средств граждан. Мы смогли из 18 тыс. домов отремонтировать более 11 тыс. – успех весьма впечатляющий.

У меня есть книга о первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве, хотелось бы привести здесь цитату из нее, слова самого бывшего главы республики, ныне – государственного советника Татарстана: «В моей библиотеке есть, наверное, самая дорогая для меня книга. Она сделана в одном единственном экземпляре, очень большая, толстая. В ней нет ничего, кроме огромного списка: тысячи страниц, на которых мелким шрифтом напечатаны фамилии тех, кто получил квартиру по программе ликвидации ветхого жилья. Для многих из нашей команды, которая работала и продолжает работать это дело жизни. А эта книга – зримый образец огромного труда, которым можно гордиться. Мы вытащили людей со дна жизни. Это победа разума. Книга называется “Мы вместе” и это означает, что мы вместе многое можем сделать».

Действительно, в рамках программы по аварийному жилью миллион человек был переселен фактически из трущоб в дома качественно иного уровня. Это просто изменило сознание людей: из бараков без удобств они попали в XXI век. Вдумайтесь в этот показатель – целый миллион человек! Вот пример, достойный подражания.

Что Вы пожелаете работникам ЖКХ нашей страны в канун их профессионального праздника?

Я хотел бы пожелать, чтобы профессии этой сферы были востребованы, чтобы они были уважаемы. Чтобы люди, которые в ней работают, всегда ощущали поддержку в своей деятельности, в том числе и со стороны своей семьи. Поддержка близких, уважение к отрасли – это очень важно, потому что от того, как чувствует себя армия из двух с половиной миллионов работников, которые 24 часа в сутки, семь дней в неделю, 365 дней в году обеспечивают наш комфорт, зависит удобство и самочувствие всей страны. Это надо понимать и ценить. Поэтому – успехов вам, дорогие друзья, и низкий поклон! 

 

Беседовал
Владимир Куприянов.

Оставить комментарий