Главная > Статьи > Безопасность под ногами и колесами

Безопасность под ногами и колесами


Ежегодно эксплуатационные организации тратят значительные средства на приобретение и ремонт канализационных люков. В данной статье мы бы хотели разобраться, в чем причина частых замен, и каковы возможные способы экономии.


 

Благодаря развитию металлопромышленности в России большое количество люков изготавливается из чугуна. Одной из причин затрат на приобретение люков является их кража. Ежегодно ущерб обслуживающих организаций от краж составляет миллионы рублей, при этом создается угроза жизни и здоровью взрослых и детей.

Проблема носит комплексный характер и не решается запретами в нормативных актах. Сломанный люк принимают в любом пункте металлолома. Люки всегда на виду, под ногами, не охраняются и, как правило, не запираются, имеют приличный вес. Так что, вспоминая слова одного героя из телесериала: «Тема рабочая».

Однако изменять ситуацию водоканалы не стремятся, по старинке закупают металлические люки и тратят деньги на ремонт, в ожидании возможных проблем. К примеру, в Архангельске в 2016 г., провалившись в открытый колодец, погибла девочка, был осужден сотрудник водоканала, в отношении еще одного возбуждено уголовное дело. Предприятие выплатило матери погибшей девочки миллион рублей. И только после этих событий в декабре в прессе появилась информация о том, что предприятие стало закупать люки из полимеров.

В июне 2015 г. мужчина провалился в колодец в Ангарске, в результате МУП «Ангарский водоканал» выплатил 400 тыс. руб. компенсации.
Это не единичные случаи – подобные прецеденты с более или менее трагическим финалом возникали и возникают в каждом городе. Ежегодно водоканалы выплачивают компенсации владельцам автомобилей, поврежденных в связи с наездом на открытый или плохо закрепленный люк. В ряде регионов стабильной статьей доходов для фирм, оказывающих юридические услуги, стало участие в процессах по возмещению материального вреда, потерпевшим от наезда на открытые колодцы.

С недавнего времени в России начали производить люки из полимерно-песчаной смеси. Они легки по весу и значительно дешевле чугунных. Вместе с тем они имеют и свои недостатки.

Люк нового поколения
Люки из полимерно-песчаной смеси, как правило, предназначены для эксплуатации на тротуарах и в зеленых зонах. Допустимая нагрузка на такой люк не превышает 6 т. По мнению эксплуатационных организаций, данные люки тяжело открываются зимой, так как обмерзают, могут заклинивать, а в теплое время года становятся пластичными.

В настоящее время в мире существует тенденция замены чугунных люков на аналоги из современных материалов. В ООО «Каматек» налажено производство люков из композиционного материала SMC.

SMC (Sheet moulding compound) – поли­эфирный стеклонаполненный прессматериал (препрег) представляет собой листовой прессматериал, с двух сторон защищенный полимерной пленкой. В его состав также входят полиэфирные ненасыщенные смолы, рубленое стекловолокно, дисперсный минеральный наполнитель, инициатор, пигменты и прочие добавки. Таким образом, SMC представляет собой «бутерброд», начинкой которого служит рубленое стекловолокно, а оболочной – смола и добавки.

Выполненные из описанного материала канализационные люки полностью соответствуют ГОСТ 3634-99 по своим эксплуатационным характеристикам, имеют соответствующие сертификаты соответствия, подтвержденные протоколами испытаний.

Температура эксплуатации данных люков составляет от –60 до +200°С. Они совершенно безопасны для окружающей среды, не выделют никаких испарений, не разлагаются, не плавятся и не крошатся. Легче чугунного в три, а полимерно-песчаного в два раза, имеют запас прочности на 30–40% больше расчетной. Совершенно инертны к дорожным реагентам и нефтепродуктам. Сопоставимый с металлом коэффициент линейного расширения позволяет не бояться заклинивания люков, а отсутствие пор приводит к меньшему впитыванию воды и обмерзанию, что облегчает эксплуатацию в любое время года. Запорные устройства люков выполнены в виде болтов и закладных в обечайке, с противокоррозийным покрытием. Фигурная головка болтов и специальный ключ предусмотрены для предотвращения несанкционированного доступа в колодец. В отличии от чугунного люка, люк из SMC не нужно подкрашивать, так как он окрашен во всей массе. Композитный материал также не подвержен ржавчине.

Если на композитный люк воздействует нагрузка выше номинальной, он не осыпается вниз, расколовшись, а прогибается. И в этом смысле композитные люки значительно безопасней своих аналогов из чугуна. Люк держится за счет своей «волокнистой» структуры на ободе обечайки и может выдержать нагрузку, пусть и меньше номинальной.

Таким образом, автомобиль, наехав колесом на такой поврежденный люк, имеет все шансы выехать из колодца с наименьшими повреждениями, условия для травматизма участников дорожного движения также сводятся к минимуму. 


Люки изготавливаются из SMC компаунда отечественного производства.
Отличаются длительным сроком эксплуатации, устойчивы к перепадам температур, возможна окраска в любой цвет в массе. При небольшом весе (в три раза легче чугунного аналога), выдерживают нагрузку до 40 т. Предназначены для установки на смотровых колодцах подземных инженерных городских коммуникаций: тепловых, газовых, кабельных сетей,водопровода и канализации, которые расположены в пешеходной зоне, зоне зеленых насаждений и проезжей чаcти.
Имеют выгодные преимущества в цене по сравнению с чугунными люками.
Возможны оттиски на крышке с логотипом заказчика.

ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

■ Безопасны. Исключена возможность возникновения искр при открывании. Не имеют вредных испарений.
■ Люки не подвержены кражам, не представляя интереса для охотников за металлом.
■ В три раза легче чугунного аналога.
■ Морозоустойчивы.
■ Эстетичный внешний вид.
■ Технологии позволяют окрашивать люки в различные цвета.
■ Не требуют дополнительного обслуживания (периодического подкрашивания).
■ Устойчивы к воздействию нефтепродуктов,
различных кислот.
■ Удобство при монтаже.


 

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.