Главная > Статьи > Будущее за чистой водой

Будущее за чистой водой


Проблемы обеспечения населения качественной водой актуальны для многих стран, в том числе для России. Их решению способствует принятие ряда документов на международном уровне и в Российской Федерации. Обсуждению этих проблем был посвящен традиционный международный московский форум «Чистая вода».


 

Борис Грызлов,
спикер Госдумы, председатель высшего совета партии «Единая Россия»

В Москве состоялся традиционный международный форум «Чистая вода», в котором приняли участие руководители профильных государственных органов из разных стран. Здесь были аккредитованы представители 48 стран – ученые, специалисты российских и иностранных компаний, потенциальные инвесторы.

На форуме была возможность пообщаться, обменяться опытом, профессионально обсудить актуальные темы, выработать конкретные рекомендации. В настоящее время всех объединяет общий интерес к «водной» теме и общая задача – поиск приемлемых решений для эффективного и рационального водопользования.

За время, прошедшее после первого форума, как говорят в России, «много воды утекло», а интерес к проблеме водопользования сильно возрос.

Это не удивительно. Россия обладает колоссальными запасами пресной воды. Но даже при таком изобилии в нынешнем году 38 регионов (практически половина субъектов РФ) столкнулись с засухой.

Год был в этом смысле тяжелейшим, по некоторым параметрам – уникально тяжелый. Как через это испытание прошла система водообеспечения? На практике даже в районе Волжско-Камского каскада, наполненность которого была низкой, отказов по лимитам водопользования не было. Это произошло во многом потому, что в свое время создавалась соответствующая инфраструктура, строились водохранилища. И сейчас в них содержатся запасы, достаточные для обеспечения населения и экономики. Нужно отметить, что даже такой сильный удар Россия выдержала. В населенных пунктах, в селах, где отсутствует система централизованного водоснабжения, наблюдался серьезный дефицит воды, в том числе питьевой. Например, в Самарской области, где засуха была второй год подряд, для получения воды приходилось бурить скважины на глубину более 100 м и строить многокилометровые водоводы к деревням.

Конечно, здесь можно говорить об объективных факторах и сложностях, обсуждать вопросы климатических изменений. Несомненно, что проблемы воды существуют и обостряются. Но в то же время многие возникающие сложности можно и должно решить. Они не фатальны. Нужно лишь заниматься соответствующими вопросами.

И это в полной мере подтверждается на глобальном уровне. Ведь хорошо известно: из всего объема пресноводных ресурсов планеты для использования человеком доступен лишь 1%. Таким образом, проблема заключается именно в доступности. Это подтверждают события этого лета в России: если развивать инфраструктуру, применять современные технологии, находить инженерные решения, вкладывать необходимые объемы ресурсов, то эту доступность вполне можно обеспечить даже в очень непростых условиях. Более того, ее можно и нужно повышать дальше.

 

Международные действия
Важная причина повышенного интереса к форуму «Чистая вода» и к «водной» теме – это возрастающее в мире внимание к вопросам использования и сохранения природных ресурсов, проблемам изменения климата и защиты окружающей среды. Аномальная жара, от которой этим летом страдали многие регионы России, является в этом смысле далеко не единственным поводом для беспокойства. Техногенные катастрофы – аварии на нефтяной установке в Мексиканском заливе, на глиноземном комбинате в Венгрии, в результате которой из резервуара с так называемым «красным шламом» вылилось более 1 млн м3 токсичных веществ, – все это заставляет по-новому взглянуть на вопросы водопользования. Проблемы здесь не ограничиваются одним регионом, страной или даже континентом. Они действительно глобальны. И именно в таком масштабе нужно стремиться их решать.

Нужно отметить: в последнее время на международном уровне эта тема находит понимание. В принятых Организацией Объединенных Наций на Саммите тысячелетия (2000 г.) Целях развития тысячелетия зафиксирован призыв: к 2015 г. сократить в 2 раза количество людей, испытывающих дефицит питьевой воды, а также – прекратить экологически неустойчивую эксплуатацию водных ресурсов.

На Всемирном саммите ООН по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. была зафиксирована необходимость привлечения ресурсов для решения важнейшей проблемы совершенствования систем комплексного управления водными ресурсами и разработки планов эффективноговодопользования. ООН объявила период 2005–2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни». Россия была одним из инициаторов такого решения.

Главной задачей десятилетия является поощрение усилий в целях выполнения к 2015 г. принятых на международном уровне обязательств по вопросам воды и водоснабжения. Основные темы: дефицит воды, доступ к санитарии, финансирование, комплексное управление водными ресурсами, предупреждение бедствий и загрязнения. Важно, что внимание к данной проблеме на глобальном уровне уделяет не только Организация Объединенных Наций. Так, в 2009 г. водная проблематика стала одной из центральных тем итальянского председательства в «Группе восьми». Ранее в рамках «Восьмерки» был разработан так называемый Эвианский план действий по водной проблематике. Он ориентирует на наращивание международных усилий на таких направлениях, как:

  • совершенствование управления водными ресурсами;
  • повышение эффективности использования донорских средств для решения водных проблем;
  • развитие инфраструктуры управления
  • водными ресурсами на местном уровне;
  • развитие мониторинга, оценки и научных исследований;
  • повышение вклада международных организаций.

 

Наконец, совсем недавнее событие такого же уровня. В июле 2010 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой выразила обеспокоенность тем, что 884 млн человек в мире не имеют доступа к чистой питьевой воде.

Доступ к чистой воде – это одно из фундаментальных человеческих прав, непременное условие полноценной жизни. Россия, которая в числе 122 государств поддержала Резолюцию, полностью разделяет эту позицию.

Еще хуже ситуация с санитарией. 26 % населения Земли живет в условиях, не соответствующих базовым стандартам в данной сфере. А это приводит не только к низкому качеству жизни, но и к болезням, эпидемиям, сокращению продолжительности жизни, высокой детской смертности. Поэтому Россия – за поступательное развитие «эвианского» процесса. Мы поддержали предложение итальянского председательства о необходимости дальнейшего развития водной тематики в рамках повестки дня «Восьмерки», в том числе усилия по достижению согласованной в рамках ООН цели: сокращения к 2015 г. в 2 раза числа людей, не имеющих гарантированного доступа к санитарии, и достижения аналогичного показателя по обеспечению питьевой водой. Наша страна придает большое значение международному сотрудничеству в области использования и охраны водных ресурсов. Эта тема является для нас отнюдь не абстрактной.

 

Проблемы, актуальные для России
Бассейны 70 крупных и средних рек Российской Федерации являются трансграничными, 40 тыс. км российской государственной границы проходит по рекам, озерам и морям.

Одним из действенных механизмов сотрудничества являются международные соглашения, которые позволяют решать все спорные вопросы в рамках правового поля. Работа в рамках форума «Чистая вода» придает новый импульс развитию такого сотрудничества.

В течение ближайшего десятилетия необходимо в 2 раза сократить сбросы загрязняющих веществ в Волгу – крупнейшую реку Европы, впадающую в Каспийское море. Масштабные решения в этой сфере реализуются и в других регионах России. Так, в рамках программы подготовки саммита АТЭС на проекты, связанные с экологией, выделяется 20 млрд руб. На эти деньги планируется обеспечить население чистой питьевой водой и установить современные системы канализационной очистки. Это позволит очистить Амурский и Уссурийский заливы.

Серьезная работа, в том числе в рамках международных усилий, проводится и в регионе Балтийского моря. К 2015 г. необходимо довести уровень очистки сточных вод в районе Санкт-Петербурга до 98 %. Соответствующая работа проводится также в других субъектах федерации, расположенных на побережье Балтийского моря: Ленинградской и Калининградской областях.

Есть и другие, не менее интересные и многообещающие направления международного сотрудничества, призванные обеспечить доступность для населения Земли действительно качественной питьевой воды. Так, в одобренную Программу сотрудничества между регионами Дальнего Востокаи Восточной Сибири России и Северо-Востока КНР вошел, по сути, знаковый проект. Речь идет о строительстве в Иркутской области завода по производству питьевой бутилированной байкальской воды. Данный вопрос – об экспорте, то есть международной торговле питьевой водой, поднимается уже не первый год и из области дискуссий постепенно смещается в практическую плоскость. И Россия готова на соответствующих условиях поставлять этот стратегический ресурс странам, которые в нем нуждаются.

Стратегическое направление
В России засушливое лето с обширными лесными и торфяными пожарами вывело на первый план целый ряд проблем:

  • необходимость обводнения торфяников;
  • возрождение системы мелиорации и ирригации;
  • совершенствование работы водозаборов в условиях маловодья;
  • строительство надежных очистных сооружений на промышленных предприятиях;
  • отношение людей к доступности водных источников как фактору противопожарной безопасности.

 

Основываясь на опыте нынешнего года, уже принимаются конкретные решения. Так, в 2010 г. был выделен 1 млрд руб. на субсидирование кредитов на приобретение техники для мелиорации, что позволит привлечь на эти цели порядка 10 млрд руб. заемных средств.

По закону о местном самоуправлении водоотведение является функцией муниципалитета. Понятно, что муниципалитет муниципалитету рознь. Есть крупные города и областные центры, а есть небольшие поселки. Как на местах справляются с этой функцией? Что мешает эффективной работе?

Да и проблема доступности и качества воды в сельской местности заслуживает не меньшего внимания, чем проблема обеспечения водой жителей крупных городов. Ведь пока услугами централизованного водоснабжения в Российской Федерации пользуются всего около 109 млн человек, или до 75 % общей численности населения страны. Это немного, учитывая, что многие страны пошли дальше и достигли уровня 90–95 % и выше.

В российских селах и деревнях, к сожалению, к водопроводу подключено пока менее половины жилых домов. Но в абсолютных цифрах это порядка 60 тыс. водопроводов, в основном небольших. И 85 % из них не соответствует действующим требованиям. Первоначально они состояли на балансе колхозов и совхозов. Кто теперь в ответе за них? Как идет процесс подключения сел к водопроводу? Какие уточнения необходимо внести в нормативную базу?

Бесспорно, участие федерального бюджета в решении этих проблем будет серьезным стимулом для региональных властей и инвесторов. Необходимость государственной программы «Чистая вода» очевидна, такая программа должна быть принята на период как минимум 5–7 лет. И, конечно, она должна соответствовать Водной стратегии, утвержденной Правительством летом прошлого года.

Программа позволит регионам получать поддержку из федерального бюджета. Для этого в субъектах Федерации как минимум должны быть приняты свои программы, нацеленные на подготовку качественной воды, повышение эффективности водопотребления, качества очистки сточных вод и т.д. В них должны быть тесно увязаны вопросы энергоэффективности, минимизации затрат, защиты окружающей среды.

 

Эффективность водопотребления
О проблеме эффективности водопотребления следует сказать особо. С 1992 по 2008 гг. Россия сократила забор воды из природных водных объектов приблизительно на 30 %. В абсолютных цифрах это более 30 млрд м3. Цифра колоссальная: более чем по 200 м3 на каждого россиянина в год (хотя речь здесь идет, конечно, не только о личных, но и о производственных и сельскохозяйственных нуждах).

Тем не менее, проблема эффективности остается. Далеко не везде сегодня существует бережное отношение к воде и другим ресурсам, которое, безусловно, нужно стимулировать. В связи с этим поставлена задача: уже к началу следующего года счетчиками воды должны быть оборудованы все нежилые здания, а жилые – до января 2012 г. Благодаря этому те, кто потребляют меньше воды, и платить за нее будут меньше. Тогда у людей и организаций появятся дополнительные стимулы к экономии.

Сегодня нам необходима единая государственная политика в водной сфере. Сделаны первые важные шаги в этом направлении. Разработан отраслевой закон о водоснабжении и водоотведении. Министерство природных ресурсов и экологии готовит пакет законопроектов об усилении экологической ответственности предприятий и стимулировании перехода на «чистые» технологии.

Модернизация страны предполагает модернизацию всех ее отраслей. И водная отрасль не должна быть исключением. Сегодня в России уделяется повышенное внимание развитию и внедрению отечественных инновационных технологий. Действует закон об инновационных предприятиях при вузах и научных организациях. Создано уже порядка 500 инновационных предприятий. Уверен, что новые технологии, призванные повысить доступность чистой воды, будут очень востребованы.

Глобальные инвестиции в водной сфере огромны, а потребности в них еще выше. Только в инфраструктурном секторе эти два параметра различаются, по некоторым оценкам, на 100 млрд долл. в год.

Тот, кто инвестирует в эту отрасль сегодня, не только вкладывает в будущее человечества, но и себе может обеспечить процветание в будущем.

 

Оставить комментарий