Главная > Статьи > Е. Пупырев. Особенности водного менеджмента в России

Е. Пупырев. Особенности водного менеджмента в России

Пупырев

Евгений Пупырев,
председатель экспертно-технологического совета Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения, президент Межрегионального союза проектировщиков (МРСП).

 


Менеджмент – это совокупность методов управления предприятием. Последнее время этот термин применяется в отношении не только предприятия, но и социально-экономических систем. Системы водоснабжения и водоотведения любого государства обеспечивают его существование и выживание в любых ситуациях, поэтому нюансы управления ими представляют несомненный интерес для изучения. 


 

В последние 100 лет по уровню обеспеченности населения услугами централизованного водоснабжения и водоотведения Россия оставалась в числе передовых стран, хотя вот уже четверть века страна переживает политические и экономические реформы. Изменение социально-экономического строя привело и к трансформации условий строительства и модернизации систем ВиВ.

Согласно официальной статистике, в российских городах проживает 106 млн человек, а в сельских поселениях – 39 млн человек. Распределение жителей по городам России (округленно, с учетом статистической погрешности) показано в таблице.

Россия обладает некоторыми специфическими особенностями по сравнению с другими странами. Во-первых, большая ее часть располагается в холодной зоне, где на 93,1% площади средняя температура самого холодного месяца ниже –10°С. Во-вторых, долгие десятилетия здесь действовала централизованная система государственного управления, и местное самоуправление практичес­ки не развито. В-третьих, страна занимает огромную территорию, для которой характерно географическое многообразие, при этом города-миллионники построены в основном на берегах полноводных рек. Наконец, в настоящее время государство находится в состоянии кризиса и, по некоторым оценкам, это состояние продлится несколько лет.

Для удобства рассмотрения темы выделим три группы городов: большие (крупные, крупнейшие и города-миллионники – от 100 тыс. человек), средние (от 50 тыс. человек) и малые (менее 50 тыс. человек). Такое деление принято и в официальной статистике.

Условия жизни в рамках этих групп заметно различаются. Большие города чаще расположены на берегах рек большой водности, имеют разнообразную промышленность, развитую транспортную инфраструктуру, высокую плотность населения. В средних городах промышленных предприятий –  единицы, высока доля индивидуального строительства. Малые города – это часто моногорода, многоэтажных домов в них немного, преобладает индивидуальная застройка, водные объекты в черте города часто небольшие. 

 

Характеристика системы

Проанализируем существующее положение с водоснабжением  и водоотведением населения Российской Федерации.

Всего в России доступом к  централизованному водоснабжению обеспечены 115 млн человек (80%). Протяженность сетей централизованного водоснабжения составляет 570 тыс. км (в четыре раза меньше, чем в США). Отпуск воды в системах централизованного водоснабжения упал с 15 млрд м3 в 2002 г. до 9,7 млрд м3 в 2014 г.

Разные группы городов имеют различные схемы ВиВ. Если городах c населением 100 тыс. человек и больше водоснабжение и водоотведение производится за счет централизованных систем, то в средних и особенно малых городах децентрализованные системы играют заметную роль, часто оказываясь более целесообразными с технической и экономической точек зрения. Соответственно отличаются и технологии очистки и транспортировки воды.

Если в больших и средних городах ситуация с водоснабжением  относительно благополучна, то на рынке водоснабжения малых городов (16 млн человек) и сельских поселений (39 млн человек) положение другое.

Достоверной статистики по объемам производства питьевой воды в централизованных системах в сельских поселениях не существует. Иначе говоря, 39 млн человек оказались вне поля зрения государственной статистики. На рынке водоснабжения в малых городах и сельских поселениях доминируют частные компании. В интернете можно найти десятки фирм, предлагающих свои услуги: как правило, это индивидуальные или групповые скважины с доочисткой природной воды от железа. Во многих селах остались колодцы, вода в которых зачастую не контролируется государственными органами. Число сельских поселений в России составляет более 150 тыс., а число сельских коммунальных водопроводов – около 16 тыс. (чуть более 10%). При этом наблюдается недостаток достоверных данных, прежде всего – по сельским поселениям.

Несколько иная ситуация сложилась на российском рынке водоотведения. Системы централизованного водоотведения обслуживают всего 89,6 млн человек (63% населения страны). Все города-миллионники, крупнейшие, крупные и большие города используют системы централизованного водоснабжения. Общая протяженность магистральных коллекторов оценивается в 150 тыс. км. Большинство очистных сооружений было построено в 70-е годы XX в. и в настоящее время они находятся в неудовлетворительном состоянии (за исключением городов-миллионников).

В худшем положении оказались малые города и сельские поселения. Здесь применяются сооружения очистки воды небольшой производительности от единиц до 5 тыс. м3/сут. Удельная стоимость строительства таких сооружений (до 60 тыс. руб. за 1 м3/сут.) оказывается в 1,5–2 раза выше, чем сооружений большой производительности (до 30 тыс. руб. за 1 м3/сут.), регулярное обслуживание также стоит денег. Новые сооружения часто покупают не сельские поселения а предприятия, торговые центры, обеспеченные люди, поэтому сектор рынка малых индивидуальных очистных сооружений быстро развивается в условиях достаточно жесткой конкуренции. Как правило, малые очистные сооружения не чистят воду до рыбохозяйственных нормативов, но контролирующие органы зачастую закрывают на это глаза, поскольку подобные системы все-таки лучше, чем септики без дна.

В завершение анализа существующего положения сделаем следующие выводы. В настоящее время в городах наблюдаются случаи подачи некачественной питьевой воды. В сельских поселениях контроль качества и количества питьевой воды отсутствует. Система централизованного водоотведения развита недостаточно. Кроме того, повсеместно наблюдается недостаточная очистка хозяйственно-бытовых сточных вод.

 

Схемы управления

Рассмотрим, как управляются системы водоснабжения и водоотведения.

Структурные реформы строительной отрасли и ЖКХ последних 20 лет привели к заметным результатам. По данным Национального объединения проектировщиков и изыскателей (НОПРИЗ), доля строительной отрасли, промышленности стройматериалов и ЖКХ составляет 17% ВВП России. Из общего числа предприятий в отрасли 98,2% находятся в частной собственности. В проектировании 64% организаций составляют малые частные предприятия с годовым объемом работ не более 25 млн руб. Неудивительно поэтому, что доля частных водных операторов непрерывно растет.

Характерно, что водные операторы России не попадают в детальную систему государственной статистики, и оценить их техническую вооруженность, изношенность оборудования, квалификацию специалистов,  экономические потребности с достаточной точностью не представляется возможным. По данным НОПРИЗ, население ежегодно финансирует приобретение жилья и оплату услуг ЖКХ на сумму 7 трлн руб. Из них в системы водоснабжения и водоотведения страны попадает всего 349 млрд руб. или 5%. Это – средства на эксплуатацию и новое строительство.


В 2008 г. группа специалистов под руководством автора настоящей статьи разработала концепцию федеральной программы «Чистая вода». В соответствии с ней на модернизацию системы водоснабжения и водоотведения в России требуется порядка 15 трлн руб.


 

Государство отказалось от строго централизованного управления отрасли, и проблемы водоснабжения и водоотведения относятся сегодня к сфере ответственности региональных властей. На этом рынке присутствуют две формы собственности: муниципальная и частная. Системы водоснабжения городов принадлежат муниципалитетам. Они находятся либо в управлении муниципального предприятия, либо частного. Например, в шести российских городах-миллионниках работают операторы муниципальной собственности, в остальных девяти – частные операторы. По данным РАВВ, в настоящее время в Российской Федерации действует 14,6 тыс. водных операторов. 

Тарифы в отрасли ВиВ регулируются на федеральном и региональном уровнях. Из политических соображений они жестко ограничиваются и с учетом инфляции за последние пять лет средние реальные тарифы упали на 7%. Закономерным последствием этого стал рост убытков. По данным РАВВ, более 80% организаций ВКХ по состоянию на конец 2014 г. были убыточны (с чистым убытком на конец 2014 г. в 20,36 млрд руб.). Убыток за 2015 г. увеличился на несколько миллиардов.

Выход из сложившейся ситуации государство видит в политике стимулирования частных инвестиций и широком применении механизма концессионных соглашений. Отдельные проекты субсидируются либо уменьшением процентной ставки по кредитам, либо напрямую для малых населенных пунктов. Этот механизм будет совершенствоваться по мере накопления практического опыта.

Достаточно устойчиво работают водоканалы городов-миллионников и крупнейших городов. В них действуют либо крупные частные операторы, такие как РВК, РКС и «Лидер», имеющие разветвленный бизнес и возможность претерпеть временные убытки без ощутимого ущерба, либо – в городах с развитой экономикой – МУПы. В последнем случае относительно невысокие тарифы частично компенсируются большими объемами продажи воды и приема стоков.

В России уже есть несколько крупных частных предприятий с опытом работы превышающим 10 лет: по 35% рынка частных операторов водоканалов занимают «Росводоканал», принадлежащий «Альфа-групп», и «Российские коммунальные системы» (РКС), связанные с группой «Ренова». Чуть уступает им АО «Евразийский» («дочка» ВЭБа) с 20% рынка. Оставшиеся 10% делят между собой небольшие фирмы. В 2014 г. на этот рынок вышли протеже «Газпрома» – ЗАО «Лидер» и строительная компания «Мортон». Последняя пока занимается сооружениями очистки воды. Вместе с тем большинство населения (86%) по-прежнему пользуется услугами МУПов.

На первую тройку частных компаний приходится 11% рынка – таковы данные Центра развития государственно-частного партнерства. Однако пока этот опыт связан с реализацией концессий на больших водоканалах в таких городах как Волгоград, Ростов, Пермь, Краснодар, Нижний Новгород, Дзержинск, Воронеж. Еще в трех городах – Челябинске, Хабаровске и Оренбурге – концессионные соглашения заключены с местными компаниями. Практика показывает, что города с населением 300 тыс. жителей и больше попадают в концессионные соглашения в первую очередь.

В последнее время в СМИ много говорят о бутилированной воде как альтернативе централизованному водоснабжению. На российском рынке бутилированной воды действуют частные производители и частные операторы. Достоверная статистика здесь отсутствует, и различные источники оценивают потребление бутилированной воды от 15 л на человека в год (http://www.eg-online.ru/news/112323/). Оно колеблется от 45 л в Москве, в других городах – не более 20 л, по сельским поселениям статистики нет. Для сравнения в Польше гражданин ежегодно потребляет 40 л, в Чехии – 50, а в Западной Европе в среднем 70 л бутилированной воды.

Доля импорта на этом рынке очень мала и составляет 2,8%. Основными странами – поставщиками бутилированной воды в Россию являются Грузия (на ее долю в 2014 г. приходилось около 42% импорта в натуральном выражении), а также Франция (24%) и Армения (8%).

Экспортные поставки российской бутилированной воды ежегодно увеличиваются. В 2014 г. объем экспорта в натуральном выражении составил почти 61 млн л, что на 35% превысило значение предыдущего года. В 2015 г. объемы экспорта возросли к
предыдущему году еще более чем в два раза, что объясняется выгодностью экспортных операций на фоне девальвации национальной валюты. Основными потребителями российской бутилированной воды в 2014 г. стали Казахстан, Украина и Беларусь.

Отметим, что нигде в мире бутилированное водоснабжение не решает проблему водоснабжения населения в целом.

Таким образом, сегодня схема управления водоснабжением и водоотведением в России является децентрализованной, развитие ее идет в сторону концессионных соглашений. Большинство водных операторов относится к частному сектору, но подавляющая часть населения снабжается водой муниципальными предприятиями. Основные параметры водоснабжения и водоотведения, прежде всего тарифная политика, находятся под контролем федеральных ведомств, и с учетом финансовых особенностей города или сельского поселения модернизация или новое строительство сооружений и сетей могут быть частично или полностью субсидированы из государственных фондов.

 

Технические аспекты

Обратимся к техническим аспектам водного менеджмента в России.

Технологии очистки и транспортировки воды отличаются в разных группах городов. В больших городах для производства питьевой воды кроме обычных отстойников и фильтров применяются и дорогие мембранные технологии, озонирование, обеззараживание воды гипохлоритом натрия и т.п. В средних городах зачастую используются традиционные песчаные фильтры и отстойники, хлорирование очищенной воды. В малых городах можно встретить колодцы и индивидуальные скважины, вода из которых без дополнительной очистки используется для питья.

В очистке хозяйственно-бытовых сточных вод зачастую используется традиционная технологическая схема: решетки – песколовки – отстойники – аэротенки – отстойники – обеззараживатели. В больших городах возводятся аэротенки сложной конструкции для удаления азота и фосфора, реализуются дополнительные ступени очистки стоков, строятся заводы для обработки осадка. В малых городах канализационные очистные сооружения часто примитивные двухступенчатые, используются также примитивные иловые площадки для утилизации осадка. В сельских поселениях очистные сооружения по большей части пребывают в плачевном состоянии и работают на «проток». В последнее время в малых городах и сельских поселениях распространяются локальные и индивидуальные системы очистки воды как альтернатива дорогим коллекторам и водоводам.


По данным ВЦИОМ, 84% россиян практически не пьют бутилированную воду. По данным Alto Consultig Group, в 2014 г. объемы выпуска бутилированной воды в России составили почти 11 689 млн полулитров. В условиях кризиса с января по сентябрь 2015 г. объем выпуска сократился на 3,5% в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года.


 

 С начала 2000-х годов Россия активно входила в мировой рынок. Преимущества такого перехода очевидны. В последние 25 лет специалисты получили широкий доступ к международной информации о современных разработках вкупе с возможностью приобретать самое современное оборудование.

На рынок водоснабжения и водоотведения вышли представители частного бизнеса. Ведущие мировые производители, такие как GE, CNIM, Wilo, KSB, Bilfinger, Penetron, OTV,  Suiz, WTE, Veolia, MC-Bauchemie и другие эффективно работали в России, некоторые из них организовали здесь собственное производство. При непосредственном участии зарубежных фирм были построены такие знаковые объекты как Юго-Западная водопроводная станция в Москве, заводы по сжиганию осадка в Санкт-Петербурге, цех по обработке осадка в Уфе и десятки других сооружений и систем. Отечественные проектировщики получили возможность работать вместе с известными в
Европе технологами-практиками, неоднократно выезжали в ведущие мировые центры.

Вместе с тем недостатки поспешного перехода к рыночной системе, хотя и менее очевидные, не менее значимы. С ослаблением централизованного контроля на российском рынке оказались зарубежные фирмы с сомнительной репутацией. Произошло сокращение отечественного производства материалов и оборудования. Плачевными последствиями чреват развал фундаментальной, а затем и прикладной науки. Сегодня на практике на больших водопроводных станциях работает до 40% оборудования импортного производства, а на больших канализационных очистных сооружениях доля импортного оборудования в номенклатуре может составлять до 60%.

В России практически отсутствует профессиональная техническая экспертиза. Поспешное присоединение к Болонскому процессу высшей школы, связанные с этим непрерывные внутривузовские реорганизации привели к резкому падению квалификации выпускников. Технологов в области водоснабжения и водоотведения практически перестали выпускать. Выходящие из университетов бакалавры не способны решать даже простейшие технологические расчеты. Налицо также явный недостаток квалифицированных специалистов по водоочистке и транспортировке воды в малых городах и сельских поселениях. Специалисты малых водоканалов, оторваны от передового инженерного опыта и технически разобщены. В результате технический уровень эксплуатации сооружений и сетей упал (по неофициальным сведениям, даже в больших городах значения, например, БПК на сбросе в водоемы многократно превышают нормативы).

Интересная ситуация сложилась на рынке малых очистных сооружений производительностью от сотни до 5 тыс. м3 в сутки. Здесь работают десятки и сотни производителей («Юнилос», «Экос», «Гидроаудит», «Термит», «Промстоки», Argel, «Альта Групп», «Экотех-Москва» и др.) Сектор малых очистных сооружений постоянно расширяется, охватывая курорты, торговые центры, промышленные предприятия, рекреационные зоны. Эффективные производители (например, «Архмонтаж»), освоив эту нишу, выходят на строительство больших очистных сооружений. Для рынка малых очистных сооружений характерна жесткая конкуренция среди отечественных производителей и проектных организаций. В то же время на нем отсутствует проблема импортозамещения, поскольку производители поставляют по заказу клиента любое оборудование. На этом участке рынка в основном работают малые предприятия или ИП, которые часто аффилированы с большими водоканалами.

В целом с технической точки зрения рынок водоснабжения и водоотведения России имеет следующие особенности.

Во-первых, производственная база для строительства больших очистных сооружений явно недостаточна. Во-вторых, прогрессирует опасный процесс ослабления инженерной, научной и проектной школ. В-третьих, недостаточен контроль качества питьевой и очищенной сточной воды в малых городах и сельских поселениях.

Выводы

Суммируя проведенный анализ, отметим следующие особенности водного менеджмента России:

  • географическое многообразие;
  • экономическое многообразие;
  • неразвитое местное самоуправление;
  • недостаточная производственная база;
  • слабеющий инженерный, научный, образовательный потенциал;
  • низкий уровень технического состояния систем водоснабжения и водоотведения, прежде всего – в малых городах и сельских поселениях;
  • недостаточный контроль качества питьевой и очищенной сточной воды в малых городах и сельских поселениях.

В этой ситуации очевидными и оправданными являются меры, предпринимаемые со стороны государства для улучшения ситуации, в частности: концентрация производственного, инженерного, научного потенциала; привлечение частного капитала; поддержка отечественного производителя.

При разработке схемы водного менеджмента для конкретного города или сельского поселения необходимо учитывать как вышеназванные особенности, так и частные особенности города. Рациональным представляется следующий порядок разработки стратегии водного менеджмента для конкретного поселения.

  1. Анализ экономической ситуации в поселении для определения предельно допустимых оценок капитальных вложений в систему водоснабжения и водоотведения поселения.
  2. Анализ экологической ситуации в поселении для определения предельно допустимых уровней очистки природных и сточных вод.
  3. Определение набора параметров для оценки технических решений при выборе конструкции очистных сооружений.
  4. Технический аудит существующей системы водоснабжения и водоотведения.
  5. Анализ генеральной схемы поселения для определения степени централизации
    водоснабжения и водоотведения.
  6. Разработка генеральной схемы и инвестиционной программы развития системы водоснабжения и водоотведения поселения.
  7. Выбор предпочтительной формы собственности системы.
  8. Предложения по контролю состояния системы водоснабжения и водоотведения в процессе эксплуатации.

 

 

Оставить комментарий