Главная > Статьи > Г.Гришин
Как обеспечить достоверность данных приборного учета?

Г.Гришин
Как обеспечить достоверность данных приборного учета?

Герман Гришин,
президент НП «Метрология энергосбережения», член Экспертной секции «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» Комитета по энергетике Государственной Думы Российской Федерации

В настоящее время в сфере расчетов за коммунальные ресурсы между участниками этих отношений (ресурсоснабжающими организациями, предприятиями ЖКХ и потребителями ресурсов) нет необходимого доверия. Для решения данной проблемы следует создать четвертую сторону этих отношений – независимого оператора коммерческого учета.

Мероприятия по энергосбережению и обеспечению энергетической эффективности давно разработаны в соответствии с требованиями Закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности…», и многое уже реализуется, но любое энергоэффективное решение требует оценки этой эффективности. Да, можно теоретически рассчитать теплопередачу каких-то новых ограждающих конструкций. Но как учесть качество этих конструкций, самого строительства или ремонта здания? Не секрет, что у разных производителей оно зачастую сильно различается. Наверное, именно поэтому энергоэффективность большинства мероприятий оценивают как вероятную и в процентах.

Без сомнения, приборный учет является самым эффективным инструментом оценки и проведенных энергосберегающих мероприятий, и справедливости платы за энергоносители. Данный инструмент позволяет производить количественную и качественную оценку переданных и потребленных энергоресурсов в реальных, измеряемых величинах, но ему, к сожалению, уделяется неоправданно мало внимания. Однако этот инструмент сам по себе должен быть качественным.

Закон № 261-ФЗ обязывает установить приборы для учета энергоресурсов. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Только кто ответит на наиболее часто задаваемые вопросы: «к кому обращаться», «как правильно выбрать прибор», «как установить», «когда сдавать в поверку», «кто будет снимать показания приборов» и т.д.? С принятием закона на плечи обычных граждан легла масса проблем, связанных с выбором, установкой, обслуживанием, эксплуатацией и поверкой приборов учета. До сих пор многие не понимают, что такое межповерочный интервал, для чего нужна поверка, почему не принимают показания неповеренных счетчиков, кто должен выполнять работу по поверке или замене счетчиков, куда обращаться по этим вопросам. Часто они связаны не столько с метрологией, сколько с организационными проблемами вокруг приборного учета.

Оператор коммерческого учета

На сегодняшний день на российском внутреннем рынке присутствует множество приборов неизвестного происхождения под прикрытием известных брендов, а организации, занимающиеся монтажом, эксплуатацией и обслуживанием, зачастую не имеют необходимых профессиональных навыков. В результате потребитель приобретает «учет энергоресурсов» с погрешностью в десятки процентов. Таким образом, после активного продвижения идей энергосбережения и учета потребления энергоресурсов государство получает конфликт между потребителем и поставщиком и, как следствие, негативное отношение к приборному учету в целом.

В данной ситуации потребитель оказывается в тупиковом положении, поскольку в сфере приборного учета государством не регламентированы многие виды деятельности, такие как проектирование, монтаж, техническое обслуживание, эксплуатация и т.д. Кто-то должен взять на себя решение этих задач и решать их на высоком профессиональном уровне.
Все эти функции может взять на себя оператор коммерческого учета – независимое юридическое лицо:
• с правовым статусом, установленным государством;
• не аффилированное с субъектами рынка энергоресурсов (теплоснабжающими организациями, энергосервисными компаниями, предприятиями ЖКХ и промышленности и т.д.);
• оказывающее этим субъектам услуги по организации коммерческого учета, обеспечению коммерческой информацией, необходимой для осуществления финансовых расчетов, и предоставляющее информацию адресатам, установленным действующим законодательством.

Еще одним немаловажным показателем качества приборного учета является гарантированная достоверность данных приборного учета. О достоверности приборного учета сейчас очень много говорят и государственные органы, и ресурсоснабжающие организации, и управляющие компании. Но настала пора от слов переходить к делу.

Технической защищенности приборов в последнее время уделяется большое внимание. Нарушение пломбирования прибора в данном случае легко определяемо и наказуемо. Однако не секрет, что существует возможность изменения показаний прибора без нарушения пломб, и это достаточно сложно установить. Это целая отдельная тема. Хотелось бы обратить внимание на организационные проблемы обеспечения достоверности приборного учета.

Четвертая сторона

В экономическом плане, казалось бы, неважно, кто будет считать и кто будет выполнять функцию учета – поставщик тепловой энергии или потребитель в лице муниципалитетов, отвечающих за организацию теплоснабжения на своей территории. Главное, чтобы учет и расчеты были справедливыми, и стороны расчетов могли им доверять. Согласно западным моделям считает, как правило, поставщик ресурсов, но при этом справедливость и достоверность его расчетов надежно обеспечены системой технических, метрологических и законодательных мер, не позволяющих переносить на потребителя издержки поставщиков ресурсов, будь то сетевые потери или неэффективность управления.

Россия в этом плане сильно отличается. Законодательством определено – кто обязан устанавливать приборы учета, но не определено – кто должен выполнять функцию учета. Проблематичны взаимоотношения между собственниками приборов учета и организациями, ведущими учет энергоресурсов (эти проблемы порождены противоречиями между Законом № 261-ФЗ и Жилищным кодексом). Нередко возникает конфликт интересов сторон, участвующих в приборном учете: ресурсоснабжающих организаций, предприятий ЖКХ и потребителей ресурсов. Стороны откровенно не доверяют друг другу, и зачастую не безосновательно. Сэкономить хотят все, но почему-то за счет других. Каждая сторона уверена, что экономят за ее счет. Здесь опять возвращаемся к оператору учета как четвертой стороне приборного учета, не зависящей от трех других сторон. Именно оператор учета должен не только организационно и технически обеспечивать сам процесс приборного учета, но и выступать гарантом достоверности предоставляемой информации, нести полную ответственность, в том числе и материальную, за данную информацию.

Об операторах учета заговорили уже довольно давно и в прессе, и на различных общественных и профессиональных мероприятиях, и на уровне министерств и ведомств, и даже в Комитете по энергетике Государственной Думы РФ. На сегодняшний день сделаны достаточно серьезные шаги по созданию института операторов учета.

Экспертной секцией «Учет и регулирование потребления энергоресурсов» Комитета по энергетике Государственной Думы РФ подготовлен проект Федерального закона «О деятельности по учету энергоресурсов». Останавливаться на каких-либо положениях этого законопроекта преждевременно, так как он находится на стадии обсуждения и доработки, причем на самом высоком уровне. Достаточно сказать, что проект рассматривается в рабочей группе по развитию жилищно-коммунального хозяйства Экспертного совета при Правительстве РФ.

Хочется надеяться, что институт операторов учета энергетических ресурсов будет функционировать, и функционировать эффективно.

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.