Главная > Архив > № 1 (127) январь 2015

№ 1 (127) январь 2015

№ 1 (127) январь 2015

Ежемесячный деловой журнал «Коммунальный Комплекс России»

ТЕМА НОМЕРА

4 Энергоемкость ВВП – билет в будущее                    
В.Якубов. Схемы минимизации нерациональных издержек энергопотребления

Жизнеспособность социальной организации (государства) определяется энергоемкостью валового внутреннего продукта, а также удельным весом продукции шестого технологического уклада (ТУ-6).
Энергоемкость ВВП России составляет 76%, а в развитых странах – 43%.
Расточительность подобного рода свидетельствует о неэффективности организационно-правовых, экономических и финансовых механизмов коммунального комплекса РФ, а также о несостоятельности собственников жилых помещений в многоквартирных домах, владельцев источников тепловой энергии и теплосетей, органов местного самоуправления и региональных органов государственной власти.
Деятельность государства по созданию условий для прихода в ЖКХ агентов развития,концессионеров, операторов коммунальныхуслуг и управляющих организаций,ориентированных на достижениезаданных значений целевых показателей надежности,качества, энергоэффективностиобъектами управления, запустит процесс поснижению энергоемкости ВВП и, следовательно,обеспечит России место в клубе развитыхстран с пропорцией 1:1.

8   Учет электроэнергии: комплексный подход                        
Д.Волков. Автоматизированные системы учета электроэнергии

При обсуждении будущего российских городов эксперты и простые граждане сходятся во мнении о важности эффективного использования электроэнергии. Правительством РФ определена необходимость внедрения новых технологий и энергоэффективных решений, в связи с чем рассматриваются возможности реализации комплексных программ развития городской инфраструктуры.
Недавно появились проекты модернизации российских городов по программам «Умный город», основная цель которых – повысить качество жизни населения, предложить решения для эффективного управления городской инфраструктурой и обеспечить оптимальный режим потребления энергоресурсов. Уже сейчас понятно, что одним из решений, которое точно будет реализовано, является интеллектуальная система учета электрической энергии.
Длительное время автоматизированные системы учета электроэнергии развивались для узкого сегмента – сетевого и генерирующего комплексов. Были сформулированы и приняты к исполнению требования для работы на оптовом рынке электроэнергии как для счетчиков, так и для коммуникационного оборудования и программного обеспечения верхнего уровня.Системы учета электроэнергии, предназначенные для использования в сфере снабжения населения, характеризуются иными особенностями и нуждами, которые также следует удовлетворить.   

10 Игра по новым правилам                 
А.Гнедов. Приборы теплоучета: широкий функционал, удобство в эксплуатации

За последние три года в нашей стране вышло несколько законов, изменивших требования к учету энергоресурсов. Это, прежде всего, Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. № 644, Правила учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 г. № 1034, а также Методика осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденная приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 17 марта 2014 г. № 99/пр.
Последние два документа устанавливают требования к приборам учета тепловой энергии и порядок определения количества поставленной тепловой энергии (в том числе расчетным путем в период неисправности средств измерений на узлах учета тепловой энергии (УУТЭ)), а также регламентируют порядок контроля качества теплоснабжения.
В русле новых требований разработаны и предложены потребителям новые технические решения, которые позволяют обеспечить достоверный учет энергоресурсов по новым правилам.

12 В соответствии с новыми требованиями                 
В. Жульков. Детали реализации ПКУ и МКУ на практике

Для ответа на вопрос,насколько тот или иной теплосчетчик соответствует требованиям Правил и Методики коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, следует сопоставить характеристики теплосчетчика и требования названных документов по следующим направлениям: 1) метрологические и эксплуатационные характеристики; 2) перечень измеряемых и архивируемых параметров; 3) параметры архивов. Наличие фискального архива; 4) защита от несанкционированного вмешательства; 5) реализация схем измерения параметров теплоносителя и формул расчета тепловой энергии; 6) типы нештатных ситуаций (НС) и особенности работы во время действия НС; 7) алгоритм определения утечки теплоносителя; 8) наличие двух настроечных баз данных для работы в летнем и зимнем режимах работы; 9) учет и использование значения температуры холодной воды; 10) дополнительные требования.
Рассмотрим соответствие новых приборов, вышедших на российский рынок, требованиям ПКУ и МКУ.


16 НОВОСТИ

Итоги реализации программы расселения аварийного жилья в России.
Проект поправок в ФЗ №-261.
Градостроительный конкурс Минстроя РФ.
Коротко об этих и других важных и интересных событияхкоммунальной сферы.


В КОМИТЕТЕ ТПП РФ

18 Соглашение о сотрудничестве Минстроя и ТПП  
В . Куприянов. Взаимодействие государства и бизнеса в развитии строительной отрасли и ЖКХ

Соглашение о сотрудничестве Минстроя и ТПП
В Москве подписано Соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленной палатой РФ и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Документ скрепили своими подписями глава МинстрояМихаил Мень и президент ТППСергейКатырин.
«Подписание соглашения – важный шаг для дальнейшего развития нашего сотрудничества, цель которого – объединить усилия государства и бизнеса по развитию строительной отрасли и сферы жилищно-коммунального хозяйства», – заявил М. Мень. Он подчеркнул, что для выполнения стоящих перед министерством задач необходимо находиться в постоянном взаимодействии с представителями предпринимательского сообщества.
Новый этап сотрудничества Минстроя РФ с Торгово-промышленной палатой предусматривает участие представителей ТПП в подготовке нормативной правовой базы, обеспечивающей поддержку и развитие строительной и жилищно-коммунальной отраслей, а также взаимный обмен справочной и аналитической информацией.


УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

22 Лицензирование управляющих организаций       
В . Куприянов. Министр строительства и ЖКХ М. Мень комментирует вступление в силу нового закона

Сегодня в России существует около 2 млн 400 тыс. многоквартирных домов. Сфера управления МКД – это огромный рынок, ежегодный оборот которого, по оценкам экспертов, составляет порядка 500 млрд руб. По данным Минстроя РФ, в России функционирует около 16 тыс. управляющих компаний, обслуживающих жилой фонд. Довольно часто от населения поступают жалобы на деятельность УК. Это неудивительно, поскольку они являются структурой ЖКХ, наиболее тесно соприкасающейся в своей деятельности с жильцами многоквартирных домов.
На встрече с журналистами министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Михаил Меньрассказал об острой дискуссии в обществе и во властных структурах о том, как навести порядок в сфере управления МКД, предшествовавшей так называемому закону о лицензировании. При этом оппоненты высказывали две точки зрения, отражающие различные подходы к решению данной проблемы: использование саморегулирования и переход к лицензированию УК. В результате было принято решение пойти по второму пути.
В 2015 г. должно завершиться лицензирование управляющих компаний, их руководители обязаны сдать экзамен на профессиональное соответствие. Жилищные инспекции будут контролировать деятельность этих организаций, а жители смогут обращаться к жилищным инспекторам со своими вопросами, замечаниями и предложениями по поводу работы УК.

24 Новая система капремонта
Интервью с замминистра строительного комплекса Московской области А.Смирновым

C 2014 г. в России действует региональная программа капитального ремонта. За 25 лет планируется отремонтировать около 44,5 тыс. многоквартирных домов. Программы были утверждены 78 субъектами России. 48 регионов уже начали собирать взносы. B 2015 г. к ним присоединятся еще 19, в том числе Москва, Тульская и Рязанская области.
Московская область первой включилась в реализацию программы капремонта. Фонду капитального ремонта благодаря кропотливой работе сотрудников удалось подсчитать точное количество многоквартирных домов, нуждающихся в ремонте. После этого фонд приступил к осуществлению мероприятий программы. Был принят краткосрочный план ее реализации, включивший на 2014 г. 1617 домов, в которых проживают более 130 тыс. человек. Общая стоимость ремонтных работ – 4 млрд руб. На сегодняшний день отремонтировано более 900 многоквартирных домов, более 500 МКД находится в работе. В 2015 г. планируется отремонтировать около 3 тыс. многоквартирных домов.
Работу фонда комментирует для наших читателей
заместитель министра строительного комплекса Московской области Алексей Смирнов.

26 От порядка в подъезде к порядку в стране           
А . Дмитров, А. Коломейцев.  Методы повышения платежной дисциплины       

Вопрос организации расчетов за коммунальные услуги – один из самых животрепещущих. Различные меры – от повышения платежной дисциплины путем введения повышенных штрафных санкций, вдвое превышающих сегодняшний уровень, до исключения расходов на общедомовые нужды из состава жилищных услуг – активно предлагались и обсуждались на всех уровнях властных структур.
На самом деле решение проблемы ЖКХ – это установление сбалансированных, экономически обоснованных, равноправных отношений между всеми участниками.
Нужны системные решения, направленные на стабилизацию расчетно-платежных отношений, экономическое и моральное стимулирование процессов энергосбережения, мотивацию собственников помещений к участию в управлении общим имуществом МКД. Также необходимы адекватные политики и чиновники. Но более всего нужен ответственный собственник, который заинтересован в чистоте и уюте своего подъезда, комфортной среде проживания.


ПРАВО

30 Обращения граждан: теория и практика
В .Масленников.  Продолжение статьи, опубликованной в № 12 (126) 2014

Продолжение статьи нашего постоянного эксперта о правилах подготовки официальных документов и обращений должностными лицами и гражданами.
Составные элементы алгоритма действий при такой работе довольно четкие. Ознакомившись с законодательной базой, нужно прежде всего понять, в какую организацию следует обращаться и на каких нормативных актах должна основываться просьба. Не менее интересный аспект – адресаты таких обращений. Последними, по утверждению автора, могут стать не только структуры, работающие в сфере ЖКХ, но и, например, ГИБДД или Уполномоченный по правам человека.


РЕФОРМА

34 Модернизация ЖКХ: инструменты регулирования
Законодательство и правоприменительная практика в коммунальном комплексе

На заседании Совета по вопросам жилищного строительства и содействия развитию жилищно-коммунального комплекса при Председателе Совета Федерации рассматривались проблемы законодательного регулирования и правоприменительной практики в сфере модернизации ЖКХ.
Открывая заседание, заместитель Председателя СФ Галина Карелова отметила, что состояние дел в жилищной сфере – одна из самых острых проблем в стране. Вице-спикер констатировала, что в России коммунальная инфраструктура значительно устарела, изношены фонды ЖКХ, на первичное восстановление которых, по оценкам экспертов, требуется более 9 трлн руб. Это почти в 20 раз больше, чем государство ежегодно тратит на здравоохранение.


ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

37 Благоустройство и безопасность в зимних условиях
38 Сколько стоит убрать снег?              
А .Браткова. Правила очистки придомовых территорий

На радость любителям снега нынешняя зима оказалась щедрой на осадки. В то же время перед коммунальными службами ребром встали традиционные для этого времени года вопросы: как быстро и качественно очистить от снега придомовую территорию, пешеходные тропинки, и сколько это стоит? При том, что жители, требующиенемедленно привести в порядок тротуар и дорогу, чтобы можно было пройти в магазин и припарковать автомобиль,в большинстве случаев сами чинят тому препятствия: брошенные во дворах или на обочинах дорог машинымешают механизированной уборкеи проезду спецтехники.
В новом номере журнала тему зимнего благоустройства освещают для читателей коллеги из Хабаровска, где, как и во многих других российских регионах, обильный снегопад стал причиной многочисленных обращений граждан в жилищные организации и контрольно-надзорные органы.

40 Осторожно: наледи!            
А .Горшков. Эффективный  метод предотвращения образования сосулек на крышах

С наступлением холодов обнажаются многие проблемы жилищно-коммунального комплекса. Одна из них – образование наледей на скатных (особенно чердачных) крышах зданий. Свисающие с карнизов сосульки являются лишь видимой частью данной проблемы, которая заключается в образовании на кровле так называемой ледяной плотины, или дамбы.Ледяная дамба в виде гребня льда обычно образуется на кровле параллельно линии ее свеса и предотвращает сход с кровли тающего снега. Ледяные дамбы в виде наростов могут образовываться также вокруг световых фонарей, вентиляционных каналов, ендов, разжелобков.
Основной причиной образования наледей на скатных крышах является повышенная температура воздуха на чердаке (по отношению к температуре наружного воздуха). Это приводит к таянию снега в теплой зоне чердака, стеканию воды к карнизу и ее замораживанию на участках кровли (карнизах), где температура ниже 0°С. Чем больше снега находится на крыше, тем больше объем воды, поступающей к карнизным свесам и желобам, и тем больше размер сосулек, которые образуются на свесах кровельных карнизов, а также вблизи выпускных воронок водосточных труб.
Рекомендуем комплекс мероприятий, позволяющих не допустить образования наледей на крышах зданий с неотапливаемым (так называемым холодным) чердаком в наиболее холодное время.


ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

44 Время перемен для ЖКХ 
А .Короткова. Итоги форума руководителей отраслевых предприятий

Участники X Юбилейного Всероссийского форума руководителей предприятий жилищного и коммунального хозяйства обсудили проблемы создания эффективной системы взаимодействия высших правительственных органов и региональных властей, методы повышения эффективности работы в условиях постоянной модернизации отрасли, а также возможности повышения доступности и качества услуг для конечных потребителей.
По словам выступившего на мероприятии замминистра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса, ЖКХ сегодня – инвестиционно емкий и один из мощнейших секторов российской экономики. «Потенциал повышения его эффективности огромен. Концессионные схемы позволяют в нем честно зарабатывать», — констатировал А. Чибис. Готовящаяся ликвидация неэффективныхМУПов задумана для того, чтобы квалифицированный бизнес мог и захотел прийти в коммунальную сферу и эффективно ею управлять. Все прочие преобразования преследуют те же цели: чтобы тот, кто ранее не входил в бизнес управления жильем, начал им активно заниматься. «Пришло время, когда ЖКХ должно измениться, – уверен замглавы Минстроя. – Тому, кто не укладывается в эту схему, следует уйти из бизнеса».

46 Энергоэффективность – XXI век    
Е .Скробот. Главные достижения российского энергосбережения

Представляем вниманию читателей отчет о работе осенней сессии Конгресса «Энергоэффективность. XXI век. Инженерные методы снижения энергопотребления зданий». Участниками подведены итоги уходящего года по проведенным мероприятиям в области повышения энергоэффективности и внедрения энергосберегающих технологий, намечены дальнейшие планы работы в данной сфере.
Организаторами этого ведущего в энергосберегающей сфере мероприятия выступили Национальное объединение организаций в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (НОЭ), Национальное объединение строителей (НОСТРОЙ), НП «АВОК СЕВЕРО-ЗАПАД» и консорциум ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ.
Конгресс в очередной раз подтвердил статус одной из лучших дискуссионных площадок для специалистов сферы энергоэффективности и энергосбережения.

47 Энергетика.  Энергоэффективность – 2014
Специализированная выставка в Челябинске

Выставка «Энергетика. Энергоэффективность – 2014» стала заметным событием среди региональных отраслевых мероприятий. В ее работе приняли участие 54 компании из 15 регионов Российской Федерации, а также из Республики Беларусь.
Участники выставки демонстрировали эффективную электротехническую и контрольно-измерительную продукцию, энергосберегающие светильники, приборы учета электрической и тепловой энергии, средства автоматизации, трансформаторное оборудование, инновационные турбины, блочно-модульные электростанции, системы инфракрасного отопления и многое другое.
В рамках выставки была организована обширная рабочая программа.


ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ОТОПЛЕНИЕ

48 Главный риск в переходе                 
А. Дружинина. Новая модель рынка тепловой энергии

Услуга теплоснабжения остается одной из самых дорогостоящих в платежных коммунальных квитанциях. Граждане высказывают по этому поводу часто справедливые нарекания, но у теплоснабжающих организаций имеются свои аргументы в оправдание.
В ходе дискуссии о новой модели рынка теплоснабжения высказываются порой противоположные взгляды на способы реформирования отрасли – одним в качестве панацеи видится скорейший переход к модели единой теплоснабжающей организации (ЕТО) с ее усиленной ответственностью перед потребителями и параллельным переходом на долгосрочное тарифное регулирование по методу «альтернативной котельной». Другие видят в этих новеллах сплошные риски. Однако какие бы меры не предлагались сегодня для оптимизации работы этой отрасли, несомненно одно – модель рынка тепловой энергии должна быть справедлива по отношению ко всем участникам.
Активное участие в выводе отрасли из зоны «турбулентности» и ее перестройке принимают эксперты НП «ЖКХ Развитие». Их видение ситуации – на страницах нашего номера.


ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

50 Как выбрать насосное оборудование
Критерии обеспечения экономического эффекта новой техники

Общее потребление энергоресурсов в немалой степени зависит от насосного оборудования. По разным оценкам до 25% мирового потребления всей вырабатываемой энергии приходится на насосы. На предприятиях ЖКХ этот показатель достигает 50%, поэтому невозможно рассматривать вопросы повышения энергоэффективности предприятия и снижения затрат без оптимизации существующего насосного парка.
Вместе с тем поставщики насосного оборудования зачастую рассказывают не о реальных достоинствах своей техники, а об успехах ее внедрения с расчетом соответствующего экономического эффекта.
При этом в большинстве случаев сравнивается старый российский насос, работающий в неоптимальной области (с низким КПД), с новым, оптимально подобранным под конкретную рабочую точку, с существенно более низкими значениями параметров (подачи и напора). В результате на основании полученного экономического эффекта делается некорректный общий вывод об эффективности насосного оборудования той или иной фирмы. Для объективности же сравнивать следует новый вариант с подобным новым насосом другого производителя, в том числе и российского.


АВТОМАТИЗАЦИЯ

52 Электронные модели  ПРОИЗВОДСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ                    
А. Ексаев, М. Шумяцкий. Полноценный инструмент для эксплуатации сетей

Вот уже почти четыре года в полную силу работает Федеральный закон № 190-ФЗ«О теплоснабжении», и два с небольшим года – Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с этими двумя законами и принятыми подзаконными актами к ним в стране повсеместно разрабатываются Схемы теплоснабжения и Схемы водоснабжения и водоотведения муниципальных образований и городских округов. В составе этих документов – как их неотъемлемая часть и инструмент разработки – разработчиками Схем создаются электронные модели систем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые передаются заказчикам в лице администраций для их дальнейшего внедрения в эксплуатирующих предприятиях.
Разумно было бы предположить, что это вызовет всплеск производственной информатизации в отрасли ЖКХ, за которым последует переход ресурсоснабжения и эксплуатации сетей на новый, гораздо более высокий, уровень качества. Однако в подавляющей массе случаев ничего подобного не происходит. Напротив – навязывание «сверху» эксплуатирующим предприятиям электронных моделей, созданных в процессе разработки Схем, вызывает у «эксплуататоров» дополнительную неразбериху, головную боль и производственные сложности, а следовательно, отторжение.


ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ

56 Нормативное обеспечение электроэнергетики России                 
В.Куприянов. Реорганизация технического комитета по стандартизации

Нормативно-законодательная база электроэнергетики во времена СССР обеспечивалась достаточно стройной системой государственного контроля и регулирования данной отрасли. Это позволяло гарантировать поддержание технических параметров и технологических процессов в электроэнергетике на определенном уровне надежности и безопасности. Многие элементы данной системы нормативного обеспечения удалось сохранить и в Российской Федерации в 90-е годы прошлого столетия. Но в начале XXI века после упразднения РАО «ЕЭС России» ситуация ухудшилась.
В это время была практически утеряна управляемость процессом нормирования и стандартизации в электроэнергетике. Нормирование перешло преимущественно на корпоративный уровень с разработкой множества плохо стыкующихся друг с другом нормативных документов.
Сегодня электроэнергетическая отрасль получает инструмент для наведения порядка в сфере своего нормативно-технического обеспечения. Серьезным шагом вперед стало подписание приказ Росстандарта о реорганизации технического комитета по стандартизации в области электроэнергетики (ТК 016). Это стало возможным благодаря консолидации всех основных сил профессионального экспертного сообщества и ведущих игроков рынка электроэнергетики для достижения общих целей и решения поставленных задач.

58 Новая энергетика Крыма                 
А. Жиздрин. Особенности и проблемы присоединенных территорий

Энергетическое хозяйство Республики Крым в настоящее время выстроено так, чтобы использовать систему, созданную в период вхождения Крыма в состав Украины. Это обстоятельство породило целый ряд местных региональных особенностей и проблем, которые требуют обязательного решения. Одной из них является не до конца устраненная зависимость энергетики Крыма от энергосистемы Украины.
Существующая энергетическая система Крыма требует кардинальной перестройки и приведения ее в соответствие современным нормам безопасности, надежности и эффективности. Здесь крайне важным является разумный комплексный подход, учитывающий многочисленные местные особенности двух новых российских регионов. Например, природные и климатические условия Крыма с его высокой интенсивностью инсоляции и большими площадями открытых пространств стали причиной того, что ранее на полуострове было построено довольно много источников возобновляемой энергии: солнечных и ветровых электростанций. Это потенциал, способный помочь в решении энергетических проблем Крыма. Но при этом важно, чтобы данные электростанции органично вписались в общую энергетическую систему региона, были легко управляемыми и оперативно реагировали на изменение спроса на энергию со стороны потребителей.


ОГРАЖДАЮЩИЕ КОНСТРУКЦИИ

60  Пожар в Красноярске: причины и уроки
Н . Вавуло, Ю.Савкин, В.Андреев. Принципы технологии и безопасной эксплуатации вентилируемого фасада

21 сентября 2014 г. в Красноярске фасад одной из высоток жилого комплекса «Новая высота» на ул. Шахтеров полностью сгорел из-за сильного пожара, с которым боролись три вертолета МЧС на протяжении четырех часов. Тушение осложнялось возгоранием композитных панелей внутри фасада. К счастью, при пожаре никто не погиб.
По одной из версий следственных органов причиной возгорания стали работы по герметизации балкона, проводившиеся с использованием газовой горелки. Однако поражают масштабы ущерба, нанесенного этим возгоранием.
Наша редакция предложила экспертам несколько вопросов, ответы на которые, возможно, помогут в будущем избежать подобных трагедий.


ИНФОРМАЦИЯ

64 Подписка на журнал «Коммунальный комплекс России»

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.