Главная > Архив > № 1 (151) январь, 2017

№ 1 (151) январь, 2017

№ 1 (151) январь, 2017

Ежемесячный деловой журнал «Коммунальный Комплекс России»

В. Куприянов
Помоги себе сам

ТЕМА НОМЕРА

4 Гарантии справедливого теплоучета

Г.Гришин. Проблемы достоверности показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и качества их обслуживания

Начало отопительного сезона традиционно обострило ситуацию с коммунальными платежами. Потребители сетуют: качество предоставляемых услуг ЖКХ не соответствует их стоимости, в то время как плата за отопление составляет самую большую сумму в платежных квитанциях.Граждане далеко не всегда согласны с такими расчетами и не уверены в их справедливости.

Считается, что установка теплосчетчиков должна решить данную проблему, но в реальности это не всегда так. Если приборы учета не установлены, то теплоснабжающие организации стремятся переложить свои издержки на плечи «безучетчиков». Эта ситуация понятна и однозначно решается установкой приборов. Но нередки случаи, когда приборы установлены, но они либо не работают, либо предоставляют недостоверную информацию. Жильцы продолжают получать квитанции с несоразмерными счетами, что провоцирует очередной виток обострения социальной напряженности.

В передовой статье январского номера нашего журнала Президент СРО Ассоциация ОППУ «Метрология Энергосбережения»,поднимая проблемы достоверности показаний общедомовых приборов учета тепловой энергии и качество их обслуживания,предлагает также возможные пути их решения.

Его точка зрения сопровождается также комментарием авторитетного специалиста – руководителя одного из ведущих в России предприятий – производителей приборов учета энергоресурсов.

8 Опыт комплексной модер­низа­ции: проблемы и результаты   

В.Матусевич, О.Мельникова. Путь технического перевооружения и организационного реформирования теплоэнергетической компании городского округа Мытищи Московской области

Текущий экономический кризис отразился на работе всех ресурсоснабжающих предприятий, отрасль теплоснабжения не стала исключением. Но проблемы поставщиков тепла никоим образом не должны отразиться на потребителях, тем более в условиях российской зимы. Поэтому предприятия этого сектора обязаны работать на соответствующем уровне вопреки трудностям. В этой связи опыт успешного функционирования в условиях непростой конъюнктуры обретает особую ценность.

Сегодня наш рассказ пойдет об одной из ведущих теплоэнергетических компаний Подмосковья, сумевшей добиться высоких показателей благодаря грамотному управлению, своевременным преобразованиям и модернизации производства. АО «Мытищинская теплосеть», созданная почти 50 лет назад,за время своего существования прошло сложный путь технического перевооружения и организационного реформирования: от типового коммунального предприятия, которому были переданы городские квартальные угольные котельные до современной холдинговой компании, специализирующейся не только на производстве, передаче и распределении тепловой энергии, но и на программной реконструкции систем теплоснабжения районного масштаба.

Достигнутые успехи отметил лично губернатор Московской области А. Воробьев, поставивший опыт предприятия в пример другим городам и предложивший тиражировать имеющуюся практику. Секретами высоких показателей мытищинские теплоэнергетики делятся с нашими читателями.

12 Новый импульс энергосбере­жения

В.Макаров. Современные подходы и практики рационализации использования энергетических ресурсов

Консорциума ЛОГИКА-ТЕПЛОЭНЕРГОМОНТАЖ активно занимается популяризацией идей повышения энергоэффективности более четверти века – с 1990 г. еще в СССР, а затем и в России.Одним из результатов этой непростой и продолжительной совместной работы отраслевых экспертов, государственных и коммерческих структур явилось всеобщее осознание значимости и важности энергосбережения и проведения мероприятий, направленных на получение экономии потребления энергоресурсов, причем не только в промышленности и бюджетных учреждениях, но и в коммунальном хозяйстве любого российского города. Таким образом одна из целей совместной деятельности была успешно достигнута.

Однако на пути к реальному энергосбережению в нашей стране все еще существует множество препятствий и ограничений. Это заставляет профессионалов инициировать поиск новых подходов и практик для выполнения амбициозных задач по энергосбережению, поставленных Президентом и Правительством Российской Федерации.

Об открывающихся на данном направлении возможностях рассказывают специалисты Консорциума. В числе прочих они предлагают свое видение проблем современного учета энергоресурсов, реформирования отрасли теплоснабжения, регулирования теплопотребления и аспектов финансирования проектов энергосбережения. Также они знакомят коллег с мероприятиями по популяризации идей энергосбережения в России и предлагают ряд интересных вопросов для отраслевого обсуждения и обмена опытом.

16 Энергоэффективность для всех

А.Минаков, А.Кушнаренко. Комплекс­ные решения, рентабельные для обеих сторон ресурсоснабжения – производителя и потребителя

Энергосбережение, по определению, не может быть выгодно одновременно всем сторонам – производителям ресурса и его потребителям. Однако энергоэффективность – понятие более широкое, и при комплексном подходе энергоресурсосберегающие мероприятия могут оказаться рентабельны для обеих сторон ресурсоснабжения.

Поиск и реализация таких комплексных решений – это один из путей построения высокоэффективной экономики и повышения качества жизни населения. Эти решения должны, с одной стороны, снижать расходы ресурсоснабжающих организаций на производство и передачу энергоресурсов, с другой стороны – снижать необоснованное, не нужное для создания комфортных условий жизни, потребление тех же ресурсов.Ряд таких решений уже предусмотрен имеющимся федеральным законодательством: ФЗ № 190 от 27.07.2010 «О теплоснабжении» и ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009.

Практика показывает, что все большее количество РСО в России задумывается о реальной энергоэффективности, позволяющей снизить затраты на производство энергоресурсов, уменьшить объем реализации своей продукции, но при этом не потерять в прибыли. В настоящее время уже имеются примеры того, как на конкретных объектах при комплексном, разумном подходе энергосбережение становилось энергоэффективностью, выгодной и производителям, и потребителям энергоресурсов.

18 Капремонт: дешево не значит выгодно

Д.Школьников. Плюсы модернизации систем теплоснабжения при капитальном ремонте МКД

Не секрет, что коррекция сметной стоимости ремонта зачастую осуществляется путем замены дорогостоящих решений и материалов на более дешевые. То есть учитывается только объем прямых затрат, но не принимаются в расчет ни прогнозируемый экономический эффект в виде снижения стоимости последующей эксплуатации здания, ни окупаемость использованных решений. Еще одна проблема заключается в стремлении некоторых руководителей региональных операторов капремонта менять устаревшее оборудование на точно такое же новое, ссылаясь при этом на необходимость соблюдения требований первоначального проекта здания.

Такой подход имеет закономерные последствия, всю суть которых вкратце достаточно четко отражает старая русская поговорка: скупой платит дважды.

В предлагаемой статье производится детальный расчет для различных вариантов типового российского жилья, демонстрирующий реальную выгоду и сроки окупаемости «дорогого» на первый взгляд оборудования, оптимизирующего расход ресурсов (в первую очередь тепла) в многоквартирных домах. Приблизительный подсчет среднестатистического платежа иллюстрируется дополнительно вполне реальными примерами МКД, в которых подобная модернизация уже была осуществлена и имеются зафиксированные результаты первых отопительных сезонов. Полученные данные красноречиво свидетельствуют сами за себя – предлагаем читателям познакомиться с ними. 

20 Преимущества ИК «АЭФТ-ЭКОСТОК»

М.Сафин. Измерительные комплексы учета безнапорных стоков: опыт создания и эксплуатации

Необходимость учета сточных вод определяется как требованиями федеральных законов, так и сложившимися экономическими реалиями. Оплата по приборам учета за водоотведение – важная составляющая энергосберегающих мероприятий. Подбор технического решения для организации учета – сложная задача.

Рассмотрим опыт создания и эксплуатации узлов учета безнапорных стоков на базе измерительных комплексов «АЭФТ-ЭКОСТОК». При этом детально проанализируем возможные проблемы, возникающие при организации подобных узлов учета, вызванные особенностями самих сточных систем. Иногда некоторые нюансы их устройства затрудняют установку оборудования для учета весьма существенно. В таких случаях требуются действительно нестандартные технические решения, и насколько они оказываются успешны и пригодны, может показать только дальнейшая эксплуатация. Поэтому в настоящем материале представлен также отчет об опыте эксплуатации предлагаемых систем, подробно описан принцип их действия и представлены отзывы заказчиков. 

22 Как уменьшить платежи за потребляемые ресурсы?

С.Бидяк. Интервью с генеральным директором компании SAURES В.Лосевым.

Сегодня российская экономика переживает не лучшие времена. Спад наблюдается во всех без исключения рыночных сегментах. Доходы населения и компаний неуклонно снижаются. В условиях экономического кризиса важной задачей является оптимизация расходов. Очень чувствительной к любому ухудшению качества жизни является социальная сфера, где ЖКХ занимает далеко не последнее место. Возможно ли в сложившейся ситуации сократить количество потребляемых ресурсов без ущерба для потребителя? Об этом мы побеседовали с генеральным директором компании SAURES В. Лосевым.

Показательно, что сам наш собеседник при создании предлагаемой им сегодня системы отталкивался от собственного опыта. «Идея пришла в голову после того, как я окончательно запутался в начислениях за потребляемые ресурсы, – свидетельствует он. – Наверняка многие сталкивались с ситуацией, когда необходимо передать данные с приборов учета в управляющую компанию, а вы уехали в командировку, на отдых или банально забыли. В таком случае УК выставляет счет по тарифному нормативу, а после того, как вы все-таки передали показания счетчиков, делает перерасчет. С одной стороны, это лишняя работа для управляющей организации, с другой стороны – неясность ситуации в начислениях для жильцов». Так, при решении личной проблемы, пришла мысль о возможности облегчить имеющиеся трудности для широкого круга пользователей. 

 

СОЮЗ КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

24 Новые направления деятельности 

С.Агапитов. Объединение работодателей ЖКХ подводит итоги года: отчет о достижениях и будущие перспективы

Общероссийскому отраслевому объединению работодателей «Союз коммунальных предприятий», зарегистрированному 22 октября 2003 г. в соответствии с Федеральным законом РФ «Об объединениях работодателей», пошел уже 14-й год.Те, кто стоял у истоков создания объединений работодателей ЖКХ прекрасно помнят, насколько труден был этот процесс в организационном плане. Но выстояв,объединения профессионалов не просто продолжают работать, а осваивают все новые направления.

Разработанные и подписанные Отраслевые тарифные соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ регулируют сегодня социально-трудовые отношения и связанные с ними экономические отношения, определяют общие условия оплаты труда, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Кроме того, коренное изменение в функционировании ОООР «СКП» обозначилось после Указа Президента РФ от 16 апреля 2014 г. № 249 о создании Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, который является консультативным органом при Президенте РФ, образованным в целях рассмотрения вопросов, касающихся создания и развития системы профессиональных квалификаций в РФ.В соответствии с концепцией Национальной системы квалификаций создается основа для взаимодействия с образовательными организациями при разработке федеральных образовательных стандартов и программ дополнительного профобразования для подготовки и профессиональной переподготовки работников жилищно-коммунального комплекса, а также для организации их профессионально-общественной аккредитации.

26 Региональные отраслевые объе­динения работодателей «Союз коммунальных предприятий»

Перечень и контактные данные региональных объединений СКП.

 

 

28 НОВОСТИ

  • —Парламентский Комитет по жилищной политике и ЖКХ одобрил поправки в Жилищный кодекс, касающиеся расширения перечня работ по капремонту.
  • —Минэнерго РФ выступает за ужесточение ответственности за самовольное подключение к электросетям и бездоговорное потребление электроэнергии.
  • —Замминистра связи и массовых коммуникаций сообщил, что полномасштабное функционирование ГИС ЖКХ будет отложено на полгода или год.

Коротко – об этих и других важных и интересных событиях коммунальной сферы.

 

КАДРЫ

30 Самореализация личности в ус­ловиях инноваций   

Н.Симонович. Психологические аспекты подготовки и мотивации специалистов сферы ЖКХ 

Наш журнал посвящен проблемам и успехам отрасли ЖКХ. Работники этой сферы – живые люди, которым ничто человеческое не чуждо. Вместе со всем российским обществом мы переживаем непростые времена кризиса, к которым, казалось бы, никогда нельзя быть готовым заранее. Или все-таки можно?.. Давайте попробуем применить один такой метод, и пусть он не изменит волшебным образом в корне нашу жизнь, для каждого он станет интересным экспериментом и путешествием вглубь себя.

Профессиональный психолог, подготовивший для нас эту статью, предлагает провести один мысленный эксперимент, который поможет задуматься над собственными амбициями и возможностями, проанализировать их и, возможно, наметить планы дальнейших действий. Попробуем посмотреть и оценить не свое прошлое – как нам привычно – а создать модель собственного будущего, выйдя за обычные временные рамки. Например, представим себя 80-летним человеком и зададим себе 11 ключевых вопросов… 

 

 

РЕФОРМА

34 Под контролем ФСР ЖКХ      

Результаты контрольных мероприятий по реализации программ Фонда содействия реформированию ЖКХ

Фонд содействия реформированию ЖКХ подвел итоги контрольных мероприятий реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, а также выполнения субъектами федерации условий предоставления финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации за девять месяцев 2016 г. В период с января по сентябрь минувшего года выездной мониторинг реализации региональных адресных программ Фонда был осуществлен в 74 субъектах Российской Федерации. Работниками ФСР ЖКХ с участием представителей контрольно-надзорных органов (прокуратуры, контрольно-счетных органов, МВД РФ) было проведено 128 выездных проверок, в том числе 46 плановых и 82 внеплановые. При этом было осмотрено 3043 многоквартирных дома (МКД) на территории 389 муниципальных образований.

В свете появившейся информации о возможности в будущем ликвидации Фонда результаты контрольных мероприятий обретают особую актуальность. По программам ФСР ЖКХ выделяются немалые средства, и оправданность этих затрат во многом может повлиять на возможность сохранения или упразднения этого института. Данные проверок, безусловно, буду способствовать пониманию целесообразности его существования.  

 

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

39 Государственно-частное парт­нерство и инвестиции в ЖКХ

40 Помоги себе сам  

В.Куприянов. Проблемы привлечения капитала к модернизации объектов жилищно-коммунального сектора

Уже не первый год общественность бьет тревогу, обращая внимание на катастрофическое состояние инженерной инфраструктуры в ЖКХ. Замена, ремонт и модернизация обветшавших сетей и оборудования, выработавших свой ресурс, требуют вложения значительных финансовых средств. Попробуем в рамках очередного «Журнала в журнале» разобраться в том, насколько реально привлечь сегодня инвестиции в проекты модернизации ЖКХ.

Вначале поделимся собственными впечатлениями и экспресс-анализом ситуации. На протяжении прошлого года мы периодически слышали высказывания (в частности, представителей Минстроя России) о существенном прорыве в отношении использования механизмов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства.Но попытки редакции получить конкретную информацию об объемах средств, выделенных инвесторами на модернизацию системы ЖКХ в рамках этих концессионных соглашений, не привели к успеху. Тогда как информация о том, что сфера ЖКХ банками в настоящее время практически не финансируется, напротив, подтверждается многими авторитетными экспертами.

Вместе с ними сегодня мы и расследуем сложившуюся ситуацию.

41 Три условия для возможности финансирования 

А.Чичканов. Факторы, предоставляющие проекту ГЧП реальные шансы на получение банковского финансирования

О конъюнктуре и предпосылках для инвестиций капитала в ЖКХ в рамках концессий и государственно-частного партнерства рассуждает на наших страницах исполнительный вице-президент – начальник Центра ГЧП Газпромбанка. Он называет три основных фактора, соблюдение которых предоставляет проекту ГЧП реальные шансы на получение банковского финансирования.

Первый фактор – это сильный инициатор. Второй – готовность региона к выполнению обязательств по проекту. Здесь прежде всего имеются в виду обязательства финансового характера, хотя, по словам специалиста, могут встречаться и уникальные случаи, где важные для структурирования обязательства носят нефинансовый характер. Третий фактор – это наличие проработанной концепции финансовой и юридической схемы проекта. Далее эксперт комментирует подробности каждого пункта и в заключение дает конкретные рекомендации потенциальным претендентам на получение банковских кредитов, ссылаясь на опыт проектов, финансируемым сегодня Газпромбанком.

44 Пути к эффективному управлению   

И.Варич. Препятствия развитию концессионного движения и возможности их преодоления

Итак, коммунальный сектор признан на государственном уровне перспективной сферой вложения капитала. С целью привлечения частного инвестора в ЖКХ серьезной трансформации подверглось отраслевое законодательство. Однако, как уже говорилось, практика показывает, что на пути бизнеса, желающего прийти в отрасль, по-прежнему остается достаточное количество преград. Существующие препятствия и способы их преодоления обсуждают представители экспертного сообщества, органов власти и коммерческих компаний.

Представляем мнения о концессионном законодательстве и применении его в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, высказываемые руководителем Департамента ЖКХ при Минстрое России О. Демченко, председателем правления Центра развития ГЧПП. Селезневым, а также бизнес-сообществом – представителями крупнейших управляющих компаний российского коммунального сектора.

 

ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

48 Частные операторы коммунальной инфраструктуры   

Л.Зарицкая. Форум профессионалов управления объектами коммунальной сферы

Форум «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», проводившийся в Москве в конце осени минувшего года, собрал профессионалов в сфере управления объектами коммунальной сферы. Участие в нем приняли также представители органов государственной власти, руководители банков и пенсионных фондов, частные инвесторы и экспертное сообщество. Широкий спектр тем, обсуждавшийся на форуме, отразил интерес ко многим направлениям функционирования отечественного коммунального сектора и желание найти решение существующим в нем проблемам. Особо активно поднимались в рамках секций вопросы коммунальных концессий и ГЧП, что в очередной раз подтвердило актуальность данной тематики.

49 Предновогодние отраслевые мероприятия

Профессиональные объединения ЖКХ провели итоговые встречи накануне 2017 г.

Накануне 2017 г. профессиональные объединения ЖКХ провели свои итоговые встречи. 14–16 декабря в Москве состоялся итоговый семинар-совещание Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения по теме «Законодательство в сфере водоснабжения и водоотведения: итоги 2016 года и перспективы на 2017 год». 16 декабря в Санкт-Петербурге была организована конференция «Реализация механизма независимой оценки профессиональной квалификации в отраслевой системе жилищного хозяйства» под эгидой регионального отраслевого объединения работодателей жилищно-коммунальных организаций Санкт-Петербурга «Жилкомсоюз».

Оживленные дискуссии и обмен опытом решения практических вопросов, связанных с организацией отдельных аспектов работы, сочетались с предновогодней атмосферой. Ожидание праздников дало возможность участникам мероприятий в очередной раз ощутить радость общности и силу цехового духа, которые, безусловно, будут способствовать решению многочисленных задач, встающих перед профессионалами отрасли в наступившем году.  

 

 

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ И ОТОПЛЕНИЕ

50 Организация взаимодействия с потребителями

В.Поливанов. Концепция создания и развития механизмов общественного контроля деятельности субъектов естественных монополий с участием потребителей

В мае 2013 г. Президент России Владимир Путин на встрече с предпринимателями в г. Воронеже поддержал инициативу общественного контроля за инвестиционными программами естественных монополий. Глава государства, в частности, дал ряд поручений по созданию механизма общественного контроля формирования и реализации инвестпрограмм естественных монополистов с участием потребителей.

Инструментом обеспечения такого контроля призваны стать потребительские советы на региональном уровне. Советы должны оценивать инвестпрограммы, целесообразность и обоснованность строительства конкретных объектов, тарифные заявки, а также участвовать в контроле над реализацией инвестпрограмм. Распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 г. № 1689-Р утверждена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Сегодня отраслевое сообщество готово поделиться своими предложениями на предмет практической организации нового контролирующего института.

 

 

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

52 Новое понимание экологичес­кого воздействия

С.Семенова. Природоохранное законодательство как стимул развития технологий очистки сточных вод

Федеральный закон № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 практически перевернул привычное понимание нормирования сточных вод.

Когда этот закон был опубликован, многие представители отраслевого сообщества не уделили ему должного внимания, лишь просмотрев документ «по диагонали», поскольку в силу он вступает только в 2019 г. Между тем с 1 января 2016 г. действует ст. 11 ФЗ № 219, которая, помимо прочего, определяет коэффициенты к ставкам исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду.В этой связи предлагаем вернуться к внимательному изучению этого закона, поскольку фактически его положения уже вступили в силу, и нормативные правовые акты, развивающие его положения, тоже выходят в свет.

Среди новшеств, привносимых законом, отдельно рассмотрим характеристики четырех категорий, на которые были разделены предприятия – потенциальные загрязнители окружающей среды, а также нюансы получения комплексных экологических разрешений. 

 

 

ГАЗОСНАБЖЕНИЕ

56 Техническая оценка договора о подключении

А.Лебедев. Продолжение статьи, опубликованной в № 12 (150) 2016

Продолжаем цикл публикаций в нашем журнале по теме «Практика применения договоров о подключении в отрасли газораспределения». Автор цикла – эксперт государственного уровня и опытный, заслуженный практик отрасли, ведущий профильных семинаров и консалтинговых занятий для специалистов. Начатый цикл материалов представляет подробный экскурс по вопросам подключения к сетям газораспределения.

В прошлых номерах подробно рассказывалось о первом этапе взаимодействия ГРО и заявителя – формировании договора о подключении и работ, связанных с ним. Рассмотрев эти предварительные процессы и мероприятия, обратимся к вопросам технической оценки и возможности проектной и строительной реализации сетей. В настоящей статье, первая часть которой была опубликована в декабрьском номере журнала, речь идет о практике правоприменения базовых нормативных актов,устанавливающих порядок предпроектной, проектной и строительно-монтажной подготовки сетей и сооружений газораспределительного комплекса, вне зависимости от степени их включения в состав тех или иных договоров о подключении, существующих ограничениях по требованиям к объектам газификации и к системам газораспределения и газопотребления.

 

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ 

60 Задача государственной важности       

И.Королева. Энергосервисный контракт – действенный инструмент для воплощения в жизнь политики энергоэффективности

Распоряжением Правительства РФ от 01.09.2016 № 1853-р утверждена «дорожная карта» по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений. Авторами документа поставлена довольно жесткая задача – сократить потребление энергоресурсов ЖКХ в российских регионах 25% на к 2025 г.

В качестве одного из действенных инструментов для воплощения политики энергосбережения в жизнь эксперты называют энергосервисный контракт. Согласно данным, озвученным на XXXIII форуме «Москва – энергоэффективный город», в целом по Российской Федерации только в 2016 г. было заключено 1200 контрактов по всем видам ресурсов на сумму в 2,5 млрд руб. Учитывая размеры страны, такой показатель можно назвать достаточно скромным, неохваченными остаются значительные сегменты этого рынка. Тем более, что интерес к энергосервису не пропадает. Растет число компаний, специализирующихся в данной области, ширятся их возможности и появляются новые технологии.

Предлагаем познакомиться с опытом осуществления энергосервисного контракта в столичном регионе.

 

 

БЛАГОУСТРОЙСТВО

62 Зимний травматизм – плата за плохую уборку улиц 

Опыт эффективной борьбы с гололедом с помощью современных средств ликвидации наледи

Изменение климата приводит к тому, что зимы становятся все более непредсказуемыми. Обильные снегопады сменяются оттепелями, после чего наступают резкие похолодания. Все это приводит к полному оледенению улиц. И если на проезжей части ввиду использования противогололедных реагентов, постоянной чистки и интенсивному движению автомобилей данную ситуацию как-то удается победить, то на тротуарах происходит настоящий ледяной апокалипсис. Счистить ледяную корку механическим способом невозможно, а посыпка песком, пескосоляной смесью или гранитным щебнем не помогает. Фрикционные материалы сдувает с поверхности.

В этих условиях грамотный выбор антигололедного средства для очистки пешеходных зон становится критически важен, поскольку правильно принятое решение в данном случае снимает сразу целый комплекс проблем: сокращается травматизм, снижается уровень засоления почв, а также уменьшается количество жалоб жителей в адрес городских служб. 

 

 

ИНФОРМАЦИЯ

64 Подписка на журнал «Комму­нальный комплекс России»

Оставить комментарий

Вы должны быть авторизованы, чтобы разместить комментарий.