Главная > Архив > № 7 (157) июль, 2017

№ 7 (157) июль, 2017

№ 7 (157) июль, 2017

Ежемесячный деловой журнал «Коммунальный Комплекс России»

ТЕМА НОМЕРА

4 Краткая характеристика реформирования энергетики
В.Михайлов, К.Белослудцев. Стратегия повышения эффективности функционирования энергетической отрасли

В целях повышения эффективностифункционированияэлектроэнергетики, обеспечения бесперебойного снабжения отраслей экономики и населения электрической и тепловой энергией 11 июля 2001 г. вышло постановление Правительства РФ№ 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Представители профессионального сообщества дают сегодня оценку мер,предложенных правительством,а главное – результатов их реализации, достигнутых к настоящему времени.

Практически вся инфраструктура нынешней энергетики создавалась во времена плановой экономики и, в силу своей глобальности и единства,плохо подходила для внедрения рыночных отношений без существенных изменений.

Основы реформирования отрасли предполагали,что переход на рыночные отношения обеспечит модернизацию оборудования при сдерживании тарифов на электроэнергию.Фактически же получилось, что инвестиции,в основном банковские кредиты, полностью погашаются через искусственно сформированное ценообразование на оптовом рынке за счет потребителей, при этом вновь введенное оборудование остается в собственности акционеров, увеличивая тем самым капитализацию энергокомпаний.

Рыночных отношений на оптовом рынке электроэнергии и мощности так и не сложилось.

10 АИТП – эффективное решение в энергосбережении
П.Никитин. Внедрение автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов с погодным регулированием на объектах ЖКХ

Энергосбережение в настоящее время – одна из приоритетных задач в нашей стране. Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание области энергосбережения и проявляет все больше инициатив, направленных на получение конкретных результатов и общее повышение внимания к вопросам энергоэффективности, в том числе в сфере ЖКХ. Так, в Стратегии развития ЖКХ в РФ до 2020 года потенциал энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве определяется на уровне 40% при условии применения наиболее эффективных современных технологий и привлечения инвестиций в отрасль, а в распоряжении Правительства № 1853-р от 1 сентября 2016 г., называемом также «дорожной картой», ставятся задачи по снижению к 2025 г. удельного расхода потребления тепловой энергии в МКД и бюджетных учреждениях на 25%.

Сегодня мы рассмотрим аспекты внедрения АИТП с погодным регулированием как наиболее эффективного решения в энергосбережении в жилищно-коммунальном хозяйстве. Поговорим также о том, почему необходимо переходить к «закрытым» системам теплоснабжения, и как типовые проектные решения способствуют снижению энергопотребления.

12 Энергосбережение – всерьез и навсегда
А.Чигинев, А.Шохин. Итоги комплексных энергосберегающих мероприятий в Автозаводском районе г. Тольятти

Достижение высоких показателей в сфере энергосбережения вполне возможно. Не менее интересно проследить динамику развития достигнутых успехов одних и тех же объектов на протяжении целого ряда лет.

Почти два года назад в нашем журнале был опубликован материал, в котором подробно рассматривались и анализировались итоги энергосберегающих мероприятий в очень крупном муниципальном образовании – Автозаводском районе (АЗР) г. Тольятти за десятилетний период с 2005 по 2014 гг. Теперь, по прошествии еще двух лет (и отопительных сезонов), посмотрим, как развивается в АЗР ситуация в части тепло- и водоснабжения. Детально изучим показатели, сравним их со статистикой прошлых лет и разберемся в механизме и темпах реальной экономии.

 

14 НОВОСТИ

  • Минстрой совместно со Сбербанком России и правительством Тульской области разработал коробочное кредитное решение для концессионеров.
  • НП «ЖКХ Контроль» приглашает собственников квартир МКД присоединяться к проекту подготовки экспертов ЖКХ.
  • Согласно разъяснению пленума Верховного суда РФ, жильцов первых этажей МКД не освободят от уплаты за содержание лифтов.

Коротко – об этих и других важных и интересных событиях жилищно-коммунальной сферы.

 

УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ

16 Структура платы за жилое помещение в МКД и распределение средств за ЖКУ
А.Дядченко. Продолжение статьи, опубликованной в № 6 (156) 2017

Представляем экономические расчеты деятельности по управлению МКД, которые произведены в полном соответствии со сложившимся жилищным законодательством. При расчетах использовались данные, предоставленные управляющими организациями, осуществляющими свою деятельность в пяти субъектах РФ. Такая «занимательная математика» будет, безусловно, интересна всем участникам жилищно-коммунальной «цепочки» – от поставщика до конечного потребителя. 

В Российской Федерации принято множество нормативных правовых актов, регулирующих жилищную сферу. Для того чтобы исполнить все требования законодательства управляющая организация должна выполнить 26 укрупненных видов обязательств по содержанию общего имущества и 94 укрупненных видов обязательств по управлению. Общий же объем видов обязательств составляет более 1500. Из каких составляющих складывается их материальное обеспечение и насколько оно отвечает текущим нуждам, откуда возникают долги и почему невыплаты становятся хроническими, какова роль органов местного самоуправления, в каких случаях ситуацию усугубляют собственники жилья и, напротив, чем они могут помочь своей управляющей организации – читайте в продолжении материала заслуженного специалиста-«жилищника», за плечами которого – многолетняя практика.

 

В КОМИТЕТЕ ТПП РФ

18 Многоликая реновация
Е.Ломкова. Дискуссия о перспективах сноса и комплексной реконструкции стареющего пятиэтажного жилого фонда

Совместное заседание в Торгово-промышленной палате РФ объединило экспертов сразу двух комитетов – по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства и по предпринимательству в сфере строительства – в рамках обсуждения общей актуальной темы «Реновация многоквартирных домов с использованием современных технологий. Технические, юридические и экономические аспекты».

Жизненную важность поднятых ТПП РФ вопросов подтверждают данные об объемах ветхого жилого фонда: в ближайшие 10 лет в России потребуется расселить 240 млн м2 ветхого и аварийного жилья. И при отсутствии превентивных мер по поддержанию в должном состоянии существующего жилья аварийный фонд будет неотвратимо увеличиваться.

С одной стороны, исправить положение призвана программа капитального ремонта многоквартирных домов, стартовавшая уже по всей России. Споры о целесообразности ее в том виде, в котором она принята, не утихают до сих пор. Нормативные документы, определяющие это начинание, несомненно, еще будут подвергаться различного рода поправкам и доработкам.С другой стороны, свое видение проблемы и способ ее решения предложили власти г. Москвы – так называемый проект реновации, подразумевающий снос старых пятиэтажных МКД и переселение их жителей во вновь построенные дома большей этажности, оборудованные современными удобствами.

Поиском «золотой середины» между поголовным сносом и консервацией неудобств, оставшихся в наследство домам прошлого века постройки озабочены сегодня многие эксперты.

 

РЕФОРМА

22 ГИС на пороге
Т.Бородина. 1 июля – официальный старт Государственной информационной системы ЖКХ для всех организаций жилищно-коммунальной сферы

С 1 июля все организации жилищно-коммунальной сферы должны подключиться к Государственной информационной системе – ГИС ЖКХ. Говорилось об этом много, но начало реорганизации периодически откладывалось. Многие специалисты уверены, что уже пора начать работать с новыми технологиями. Немало и тех, кто считает ГИС ЖКХ слишком громоздкой и зачастую дублирующей уже существующие сервисы.

Повторит линовая информационная система судьбу портала Госуслуг, который тоже поначалу многим казался слишком громоздким и ненужным?Особенно в ту пору, что сайт периодически «сбоил». Сейчас его работа отлажена, и тысячи россиян с удовольствием пользуются его возможностями. Ведь при оформлении заявления через Госуслуги можно получить существенные скидки. По мнению многих специалистов, то же самое будет и с ГИС ЖКХ.Работа с ней станет делом привычки.

А пока – еще раз напомним о правилах работы с Государственной информационной системой ЖКХ, обязанностях предприятий по внесению в нее данных и возможностях для пользователей.

 

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

25 Юридическая азбука ЖКХ
26 Статус подземного паркинга в составе МКД
С.Белолипецкий. Подземный гараж как часть общего имущества многоквартирного дома: нюансы управления и начисления оплаты

Специалистам хорошо известны проблемы, возникающие при определении правового статуса подземного паркинга, вариантов включения его в состав многоквартирного дома. В зависимости от того, является паркинг частью общего имущества МКД или отдельным (встроенным или пристроенным) помещением в его составе, возникают разные подходы при начислении платежей и участии собственников машиномест в общем собрании собственников помещений МКД.

В общем случае только некоторые из собственников помещений многоквартирного дома имеют в собственности также и машиноместо, которое представляет собой, как правило, лишь очерченную краской часть подземного паркинга. При этом проезды, система освещения, вентиляция паркинга и т.п. имеют все признаки общего имущества. Для решения возникающих проблем надо иметь базисные принципы и общепринятую терминологию, как основу нашей науки – экономики недвижимости. К сожалению, даже четкого определения – что такое помещение, мы сегодня не имеем, потому будем опираться на имеющиеся нормы и на элементарный здравый смысл.

31 Задание концедента – основа концессионного проекта
С.Мокин, О.Белоусова. Правовые аспекты составления требований к инвестиционной деятельности концессионера

Для концессионных проектов в сфере тепло- — и водоснабжения установлена следующая логика установления обязательств концессионера по реконструкции и (или) созданию объекта соглашения: концедент формирует задание для концессионера, а участники конкурса предлагают инвестиционные мероприятия во исполнение такого задания.

Такой подход кажется справедливым – концедент ставит задачи, а квалифицированные участники предлагают решения и соревнуются в их эффективности и корректности. Все условия для работы участников конкурса созданы – они вправе получить доступ на объект концессионного соглашения и запросить любую информацию о нем, ознакомиться с результатами технического обследования. Можно сказать, что инвестиционные мероприятия и соответствующие обязательства концессионера устанавливаются через диалог между концедентом и концессионером.Но на практике не все так просто. Формальные требования концессионного закона не позволяют однозначно определить, что именно и как должно описываться в задании концедента. Большинство концедентов-заказчиков допускают ошибки при подготовке заданий концедента. Проанализируем, что должно включать в себя задание концедента.

 

ВЫСТАВКИ И КОНФЕРЕНЦИИ

34 FENESTRATION BAU China задает векторы развития
Самые важные тренды и достижения строительного сектора продемонстрируют в Китае

В ноябре 2017 г. в выставочном комплексе Shanghai New International Exhibition Centre (SNIEC) в Шанхае впервые состоится выставка FENESTRATION BAU China.

Китай, стремительно вырвавшийся на лидирующие позиции во многих сферах, безусловно, достиг видимых высот в строительной отрасли, а также в секторе производства продукции и различных систем для последней. Поэтому то, что именно КНР в нынешнем году станет площадкой демонстрации новейших строительных трендов – вполне закономерно и справедливо. Познакомится с китайским и мировым опытом можно будет в течение трех дней, для каждого из которых разработана богатая тематическая программа. Мы предлагаем ее предварительный обзор и заглядываем в закулисье готовящихся мероприятий.    

 

ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ

36 Охрана водных объектов от загрязнения поверхностными сточными водами
О.Примин, Г.Варюшина, Л.Верещагина. Разработка и основные принципы специальной программы по охране водных объектов г. Москвы от техногенного загрязнения и деградации

Поверхностный сток с хозяйственно-освоенных территорий города, организованно отводимый и диффузный, является одним из основных источников техногенного загрязнения и деградации водных объектов Москвы, расположенных в городской черте. В современных условиях улучшение их экологического состояния возможно только при реализации мер по снижению антропогенной нагрузки на водные объекты и их водосборы, ликвидации накопленного экологического ущерба, восстановлении способности водных объектов к самоочищению и охране подземных вод от загрязнения. Для реализации этих задач предложена «Программа по охране водных объектов города Москвы от загрязнения поверхностными сточными водами», в основу которой заложены принципы нормирования сбросов загрязняющих веществ на основе наилучших доступных технологий очистки сточных вод.

Познакомимся с законодательной базой, ставшей основой столичной программы, а также с ее основными принципами и планируемыми мероприятиями. 

41 Фальсификат – война на уничтожение
В.Ткаченко. Борьба с продукцией, предназначенной для ЖКХ, умышленно выпущенной с нарушениями установленных требований

Существует понятие «контрафакт» – новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Это нарушение, в том числе и уголовно наказуемое, но это не тема нашей статьи. Мы поговорим о качестве продукции, когда производитель представляется своим собственным именем/брендом. Но тут так же важно размежевать понятия – не следует путать брак с фальсификатом. Несмотря на то, что для потребителя оба этих понятия означают примерно одно и то же – некачественную продукцию, подлежащую замене, между ними есть весьма существенное различие.

Фальсификат – это продукция, умышленно выпущенная с нарушениями установленных требований с корыстными целями. Брак можно получить и из качественного сырья, по оплошности нарушив технологию производства продукции. Тогда как произвести качественную продукцию из некачественного сырья заведомо невозможно, и такая продукция является фальсификатом.

Чем чревато применение фальсифицированных изделий в ЖКХ и как бороться с этим явлением? На эти болезненные вопросы существуют вполне прагматичные ответы. 

 44 Наружный контроль подземных трубопроводов 

Н.Макаров, Ю.Стицей. Технология с применением метода дистанционной магнитной локации технических параметров подземных трубопроводов

Изучим основные принципы работы инновационной отечественной разработки, в которой впервые в полном объеме был реализован метод дистанционной магнитной локации технических параметров подземных трубопроводов.В задачу новой технологии диагностики подземных трубопроводов входило создание современной альтернативы магнитометрическому методу контроля и связанных с ним инструментов (RD8000, PCM, C-scan и др.) и замещение метода катодной поляризации при сдаче в эксплуатацию законченных строительством, капитальным ремонтом или реконструкцией трубопроводов.

 

ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

46 Низкоуглеродные решения против «экономики сжатия»
И.Башмаков, К.Борисов, М.Дзедзичек, О.Лебедев, А.Лунин. Типовые пилотные программы низкоуглеродных решений для регионов без доступа к централизованному энергоснабжению и с высокими ценами на энергоресурсы

Мы вновь возвращаемся к теме энергоснабжения труднодоступных территорий и поиска путей возможного решения их проблем, в том числе за счет внедрения автономных гибридных энергосистем в малонаселенных и удаленных поселениях. Коллектив российского Центра по эффективному использованию энергии занят подготовкой специальных типовых пилотных программ для таких регионов. Познакомимся с предложениями экспертов, разработанных для конкретных населенных пунктов Крайнего Севера. Первая часть предлагаемой статьи представляет детальный анализ сложившейся в них ситуации и выявление общей специфики имеющихся трудностей.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

52 Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ
Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» и Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения заключили Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017–2019 гг.

В числе целей и задач Соглашения – содействие реформированию и модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны, поддержание социальной стабильности в организациях отрасли, установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам организаций, а также создание условий и механизмов, способствующих реализации в организациях норм трудового законодательства Российской Федерации.

Оставить комментарий