Главная > Статьи > Повышение эффективности коммунальной энергетики

Повышение эффективности коммунальной энергетики

Лев Хабачев,
председатель Совета директоров ОАО «Ленинградская областная управляющая электросетевая компания», доктор экономических наук

 


Для того чтобы повысить эффективность коммунального энергетического комплекса, необходимо усовершенствовать антимонопольное законодательство и усилить роль региональных органов антимонопольного и ценового регулирования в данной сфере.


В условиях поэтапной либерализации цен на электроэнергию, приведения цен на природный газ в соответствие с европейскими (с учетом затрат на транспортировку), широкого применения предприятиями энергетического комплекса и ЖКХ зарубежного оборудования и материалов, постоянного роста цен на проектные, строительно-монтажные и наладочные работы, рост цен и тарифов на услуги поставщиков электрической и тепловой энергии, природного газа, воды и стоков в 2007– 2010 гг. коммерческим потребителям и населению существенно опережает рост цен на продукцию большей части промышленных предприятий и рост доходов населения. Ситуация усугубляется необходимостью привлекать значительные инвестиционные ресурсы для реконструкции существующих объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения с уровнем износа 50–60%, а также для сооружения новых объектов в связи с ростом экономики страны, устойчивыми темпами жилищного строительства в регионах страны.

Динамика роста тарифов на энергию и природный газ по данным годовых отчетов ФСТ России иллюстрируется таблицей 1.

Данные таблицы 1 показывают, что цены и тарифы на энергию и природный газ высокими темпами приближаются к уровню цен и тарифов в европейских странах.

В таких условиях действия Правительства страны в 2010 г. и анализ прогнозов по росту цен и тарифов на энергию и энергоресурсы на 2011 г. показывают: для того чтобы снизить негативное воздействие на развитие экономики страны быстрого роста цен и тарифов на энергоресурсы и услуги инфраструктурных компаний, а также с целью снять социальную напряженность, правительство вынуждено использовать жесткие административные меры для ограничения роста цен и тарифов. При этом особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности хозяйствующих субъектов энергетического комплекса, в частности, поставляющих продукцию и услуги для ЖКХ.

В настоящее время в большинстве городов и поселков страны услуги по производству и передаче тепловой энергии и передаче электроэнергии для нужд населения и бюджетных учреждений преимущественно предоставляют муниципальные предприятия теплоснабжения и муниципальные предприятия электрических сетей. (Часть муниципальных предприятий прошли акционирование с сохранением большей часть акций за муниципалитетами.)

Эффекты концентрации
Очевидно, что в зависимости от крупности города или поселка и, соответственно, состава и структуры потребителей существенно различаются численность персонала муниципальных предприятий, их техническая база, возможности проведения технической политики с использованием современных материалов и оборудования, средств и систем учета и управления, возможности освоения инвестиционных проектов по развитию систем электро- и теплоснабжения.

Так, в Ленинградской области до 2004 г. в сфере электроснабжения действовало 21 муниципальное предприятие электрических сетей (МУП ЭС) с объемами передачи электроэнергии от 250 млн кВт.ч до 20 млн кВт.ч с численностью работающих от 200 до 15 человек. В 2006 г. на базе 15 МУП ЭС с участием Правительства области и частных собственников была создана акционерная компания ОАО Ленинградская областная управляющая электросетевая компания» (ОАО «ЛОЭСК»). В настоящее время в сфере теплоснабжения на территории области действует свыше 140 предприятий теплоснабжения с объемом годового полезного отпуска тепловой энергии потребителям от 520 тыс. до 2 тыс. Гкал.

Аналогичная ситуация в области коммунального электро- и теплоснабжения имеет место и в других регионах России. Наличие большого числа мелких предприятий в коммунальной энергетике объективно снижает эффективность коммунального энергетического комплекса за счет необоснованных управленческих расходов, неэффективной работы мелких диспетчерских служб, неполной загрузки специализированной техники (вышек, кранов, экскаваторов, грузовых автомашин и др.), завышенных затрат на создание запасов материалов и оборудования для эксплуатации и ремонтных работ и т.д.
Мелкие предприятия не способны проводить современную техническую политику развития систем коммунальной энергетики, связанную с применением современных материалов и оборудования, включая импортное, внедрением автоматизированных систем диспетчерско-технологического управления и учета транзита и отпуска энергии, информационных систем экономического управления и др.

5-летний опыт создания и работы в Ленинградской области областной коммунальной электросетевой компании ОАО «ЛОЭСК» полностью подтвердил возможность реализации в ней эффектов концентрации. В частности, уже на начальном этапе работы компании возможность концентрации инвестиционных ресурсов, ранее «размазанных» по отдельным МУП ЭС, поставляющим от 1 до 10 млн кВт, позволила реализовать крупные инвестиционные проекты с объемами 30–40 млн руб. по реконструкции аварийных кабельных сетей в г. Кириши, развитию сетей 0,4–10 кВ в пос. Вырица с численностью проживающих в летний период до 100 тыс. человек, реконструкции и развитию сетей уличного освещения в г. Тосно и др.

В еще большей степени эффект концентрации инвестиционных ресурсов проявился при введении с 2008 г. механизма платы за технологическое присоединение к электрическим сетям. При этом объем инвестиционных программ ОАО «ЛОЭСК» с 500 млн руб. в 2006–2007 гг. вырос до 1600 млн руб. в 2010 г. Это позволило компании направлять инвестиционные ресурсы на создание новых центров питания напряжением 35–110 кВ в городах области.

В рамках региональной коммунальной электросетевой компании развернуты работы по созданию современных систем технического учета в распределительных сетях 0,4– 10 кВ. Совместно со сбытовой компанией ООО «РКС-энерго» сформирована программа создания автоматизированных систем учета потребления электроэнергии в многоквартирных домах и в частном секторе в городах и крупных поселках области.

Значительное внимание уделяется внедрению в управление производственной и экономической деятельностью компании современных информационных систем, ведется комплексная работа по подготовке и повышению квалификации кадров по основным производственным специальностям в территориальных подразделениях компании.

Возможности интеграции
Интеграция муниципальных предприятий электрических сетей и теплоснабжения с целью создания крупных региональных коммунальных компаний возможна несколькими путями:

  • создание региональной (или районной в крупных муниципальных районах) управляющей компании, арендующей муниципальное имущество у действующих муниципальных предприятий;
  • привлечение на региональном либо районном уровне крупного инвестора, выкупающего муниципальное имущество;
  • акционирование действующих муниципальных предприятий с интеграцией пакетов акций с одновременным привлечением частных инвесторов в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21 июля 2007 г. № 185 «О фонде содействия реформированию жилищнокоммунального хозяйства».

Не останавливаясь на подробном изложении правовых и юридических вопросов реализации указанных возможных схем интеграции и проблем регистрации муниципального имущества, необходимо отметить, что существующее федеральное законодательное и нормативное правовое обеспечение не создает условий для интеграции мелких предприятий коммунальной энергетики.

В частности, Федеральный закон от 28 июля 2006 г. № 13 «О защите конкуренции» и приказ ФАС РФ № 67 от 10.02.2010 «О порядке проведения конкурсов или аукционов…» однозначно относят имущество муниципальных предприятий электрических сетей и теплоснабжения к той категории имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, может осуществляться исключительно путем проведения торгов в форме конкурса.

Основным критерием оценки предложений участников конкурса однозначно названа цена, при аренде имущества – размер арендной платы. Пункт 77 приказа содержит исчерпывающий перечень иных, кроме цены, критериев оценки заявок участников конкурса:

  • сроки реконструкции (этапы реконструкции) объекта договора, если такая реконструкция предусмотрена в конкурсной документации, в том числе период с даты подписания договора до даты ввода объекта договора в эксплуатацию с характеристиками, соответствующими установленным договором технико-экономическим показателям;
  • технико-экономические показатели объекта договора на момент окончания срока договора;
  • объем производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
  • период с даты подписания договора до дня, когда производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) с использованием имущества, права на которое передаются по договору, будет осуществляться в объеме, установленном договором;
  • цены на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) с использованием имущества, права на которое передаются по договору;
  • качественная характеристика архитектурного, функционально-технологического, конструктивного или инженерно-технического решения для обеспечения реконструкции объекта договора и квалификация участника конкурса.

При этом коэффициент, учитывающий значимость каждого из данных критериев конкурса, составляет 0,25. Пункт 81 приказа содержит прямой запрет на использование иных критериев оценки заявок.

Использование критерия цены в качестве, важнейшего при проведении конкурсов по аренде имущества муниципальных предприятий коммунальной энергетики, без рассмотрения квалификационных характеристик участников конкурсов, определяющих их реальные возможности обеспечения надежной эксплуатации электрических и тепловых сетей и источников теплоснабжения, создает условия, как показывает практика, для использования муниципального имущества не для эффективного и надежного функционирования коммунальной энергетики, а для реализации различных финансовых схем при последующем акционировании муниципального имущества, «ухода» администраций от накопленных задолженностей за электроэнергию и тепловую энергию путем искусственного банкротства муниципальных предприятий.

Важно отметить, что установление величины арендной платы по результатам конкурса не увязано с существующей системой тарифного регулирования. Участник конкурса, предлагающий высокую величину арендной платы, фактически рассчитывает на включение ее в тариф на услугу с возможностью получения компенсации за счет потребителей электроэнергии либо тепловой энергии, которые вынуждены будут платить по более высокому тарифу. В противном случае претендент должен предполагать плановую убыточность предприятия по основной деятельности – оказанию услуг по передаче электроэнергии либо по теплоснабжению.

Отсутствие в указанных выше нормативных документах четких квалификационных требований к участникам конкурсов на право аренды, контролируемых с привлечением Ростехнадзора, означает, что арендатор не гарантирует качество и надежность предоставляемых услуг, что в конечном итоге может приводить к существенным экономическим ущербам у потребителей услуг. Учитывая особую социальную роль электро- и теплоснабжения, представляется необходимым внести изменения в Федеральный Закон «О защите конкуренции» и нормативные документы ФАС РФ, касающиеся введения квалификационных требований к участникам конкурсов на право аренды муниципального имущества в отношении численности эксплуатационного персонала, состава и структуры специализированного транспорта и др.

Усилить антимонопольное и ценовое регулирование
Как отмечалось выше, одним из путей повышения эффективности функционирования и развития коммунального энергетического комплекса в регионах страны является создание на базе существующих мелких муниципальных предприятий интегрированных региональных компаний. По экспертной оценке можно считать, что интеграция целесообразна и эффективна для электросетевых предприятий с объемом годового полезного отпуска электроэнергии из сетей менее 400–450 млн кВт.ч и для предприятий теплоснабжения с объемом полезного отпуска теплоэнергии менее 300–350 тыс. Гкал.

Учитывая, что создание интегрированных компаний в большинстве случаев встречает противодействие муниципальных властей и руководителей существующих муниципальных предприятий, необходим экономический и нормативный механизм, обеспечивающий процессы интеграции. Представляется, что для этого в развитие статей 12 и 21 Федерального Закона от 17.08.1995 «О естественных монополиях» в закон должны быть внесены изменения в части использования органами регулирования естественных монополий при проведении ценового (тарифного) регулирования деятельности хозяйствующих субъектов критериев оценки эффективности указанной деятельности. На основе данных изменений ФСТ РФ совместно с ФАС РФ должен быть разработан порядок установления и определения критериев эффективности и принятия решений по изменению либо прекращению регулирования деятельности субъектов естественной монополии с учетом соответствия критериям эффективности.

В качестве критериев могут использоваться: удельные эксплуатационные затраты на условную единицу обслуживания в электрических сетях либо на одну гигокалорию; доля управленческих расходов в тарифе на услугу и др. Эти же критерии могут быть использованы муниципальными администрациями, по согласованию с региональными регулирующими органами, и при формировании конкурсных условий при проведении конкурсов на право аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления муниципальным имуществом.

В заключение следует еще раз подчеркнуть, что объективная необходимость повышения эффективности функционирования и развития коммунального энергетического комплекса в стране, как часть комплекса мер по ограничению роста цен и тарифов на коммунальные услуги, требует совершенствования антимонопольного законодательства и усиления роли региональных органов антимонопольного и ценового регулирования в управлении процессами использования муниципальной собственности в коммунальной энергетике, в формировании эффективных производственно-организационных структур в данной сфере.

 

Оставить комментарий