Главная > Статьи > Усков К.
Прямые расчеты за коммунальные услуги

Усков К.
Прямые расчеты за коммунальные услуги

Кирилл Усков,
начальник отдела судебно-претензионной работы Министерства энергетики РФ

 


Способ расчетов, предусматривающий внесение платы за коммунальные услуги собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах непосредственно ресурсоснабжающим организациям, законодательно предусмотрен, но практически используется редко. Для того, чтобы сделать этот метод расчетов широко применяемым на практике, следует выпустить соответствующее информационное письмо Минрегионразвития РФ.


 

В настоящее время проблема накопления задолженности организациями, управляющими многоквартирными домами, за поставленные в данные дома ресурсоснабжающими организациями коммунальные ресурсы без преувеличения приобретает макроэкономический характер, поскольку в масштабах России речь идет о сотнях миллиардах рублей. Кроме того, существует тенденция быстрого роста этих долгов.

Большинство экспертов сферы ЖКХ обоснованно видят выход из этой ситуации в кардинальном решении указанной проблемы путем перехода на такой способ расчетов, при котором плата за коммунальные услуги вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах непосредственно ресурсоснабжающим организациям.

Более того, Федеральным законом от 04.06.2011№123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Жилищный кодекс РФ введена новая норма (часть 71 статьи 155), которая предусматривает возможность перехода на указанный выше способ расчетов решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Однако правоприменение данной нормы с целью организации такого способа расчетов вызывает существенные проблемы, так как:

  • собственники помещений в многоквартирных домах не имеют никакой мотивации к указанному переходу, поскольку вне зависимости от того, поступили ли платежи данных лиц nчерез управляющую организацию на счет ресурсоснабжающей организации или нет, осуществившие такие платежи собственники и наниматели помещений закономерно считаются выполнившими свои обязательства по оплате предоставленных им коммунальных услуг;
  • проведение управляющими организациями перехода на указанный способ расчета может затянуться на многие и многие месяцы ввиду чрезвычайной трудоемкости процедур проведения собраний собственников помещений в большом количестве многоквартирных домов и при отсутствии мотивации к такому переходу у данных собственников;
  • плата за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, не может вноситься собственниками и нанимателями жилых помещений непосредственно ресурсоснабжающим организациям (а это существенная часть общего объема платежей за коммунальные услуги, особенно в части услуги отопления).

В результате, если ограничиться применением только указанной выше новой нормы Жилищного Кодекса РФ, еще достаточно длительное время будет происходить дальнейшее динамичное накопление управляющими организациями долгов перед ресурсоснабжающими организациями. При этом данные процессы будут по-прежнему сопровождаться процедурами банкротства управляющих организаций – должников с отсутствием удовлетворения в этих процедурах требований по погашению такой задолженности (что подтверждается результатами большинства завершенных процедур банкротства управляющих организацийдолжников).

 

Локальная практика

Вместе с тем, уже несколько лет существует локальная практика применения иной правовой конструкции перехода на способ расчетов, предусматривающий внесение платы за коммунальные услуги собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Легитимность этого метода оплаты подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 06.10.2008№ГКПИ08-1704. При этом переход на данный способ расчетов является несоизмеримо менее трудоемким и, соответственно, многократно более динамичным, чем на основании решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Дело в том, что исторически в организации расчетов между гражданами и энергоснабжающими организациями (которые согласно жилищному законодательству также относятся к ресурсоснабжающим организациям) сформировалась устойчивая практика получения ими платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей данных помещений в многоквартирных домах. После вступления в силу Жилищного Кодекса РФ энергосбытовые организации дальновидно не толькоm не отказались от данной практики, но и в локальном порядке нашли эффективное правовое решение формирования системы расчетов за коммунальную услугу электроснабжения непосредственно с указанными лицами в полном соответствии с требованиями нового жилищного законодательства.

Суть указанного правового решения, примененного на практике рядом энергосбытовых организаций, состоит в том, что в договор энергоснабжения, заключаемый ими с организациями, управляющими многоквартирными домами, включены существенные условия соглашения об уступке права (требования). Согласно данным существенным условиям управляющей организацией осуществлялась передача энергосбытовой организации права требования (на основании обязательства собственников и нанимателей по оплате управляющей организации потребленной электроэнергии) права на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений. Такая правовая конструкция договора энергоснабжения была построена на юридически корректном применении статей 153 (ч. 1), 154 (ч. 4), 155 (ч. 4, 7), 157 (ч. 1, 2), 162 (ч. 2, 3) Жилищного кодекса РФ и статьи 382 Гражданского Кодекса РФ.

Однако, поскольку указанное выше правовое решение было только лишь фактом локальной практики ряда энергосбытовых организаций (то есть не было специально отрегулировано в виде какой-либо отдельной нормы жилищного законодательства), оно, во-первых, не вошло в широкую правоприменительную практику, а во-вторых, косвенно стало объектом судебного разбирательства в Верховном Суде РФ. Причем, именно косвенно, поскольку прямым основанием для судебного разбирательства стало заявление гр. А.Е. Брунелевского о признании недействующим пункта 90 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2006№530) в связи с тем, что, по его мнению, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права.

Важно понимать, что пунктом 90 указанных выше Правил всего лишь установлено, что договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии), заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право энергосбытовой организации на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей данных помещений. В то же время ни этим, ни каким-либо иным нормативным правовым актом, регулирующим правоотношения энергоснабжения, не формулируется способ применения указанной нормы, не являющейся императивной.

 

Не противоречит ГК и ЖК РФ

Правительство РФ поручило по указанному делу представлять свои интересы в Верховном Суде РФ Министерству энергетики РФ (поручение от 16.09.2008№ССП9-5643). Доводы представителя заинтересованного лица о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав заявителя, были построены именно на том, что:

  • оспариваемая заявителем норма не является императивной;
  • сформулированная в данной норме потенциальная возможность включения в договор энергоснабжения права гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей этих помещений была на практике реализована включением в этот договор существенных условий соглашения об уступке указанного права (требования);
  • данные существенные условия соглашения об уступке указанного права (требования), включенные в договор энергоснабжения, построены на юридически корректном применении статей 153 (ч. 1), 154 (ч. 4), 155 (ч. 4, 7), 157 (ч. 1, 2), 162 (ч. 2, 3) Жилищного кодекса РФ и статьи 382 ГК РФ. В итоге Верховный Суд РФ в первую очередь установил, что оспариваемая норма не противоречит Гражданскому кодексу РФ и жилищному законодательству РФ. Это было отражено уже в мотивировочной части Решения Верховного Суда РФот 06.10.2008№ГКПИ08-1704.

Однако наиболее принципиально важным правовым аспектом Решения Верховного Суда РФ от 06.10.2008 № ГКПИ081704 является то, что в основе его мотивировки лежит подтверждение соответствия требованиям жилищного законодательства РФ права на передачу управляющей организацией другому лицу по сделке (уступке требования) права требования оплаты именно за любые потребленные собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме виды коммунальных услуг: «В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153), которая включает в себя плату за электроснабжение (ч. 4 ст. 154)…»

Таким образом, обязанность граждан своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги установлена законом и не обусловлена обязательным наличием письменного договора с управляющей организацией.

В соответствии с частями 4, 7 статьи 155ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В силу частей 2, 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.

Из приведенных норм следует, что управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги и вправе требовать их оплаты.

Таким образом, управляющая организация является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг собственникам или нанимателям.

В соответствии со статьей 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им, другому лицу, по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1)».

Приведенными выше формулировками Решения от 06.11.2008№ГКПИ08-1704 Верховный Суд РФ подтвердил соответствие требованиям жилищного законодательства РФ права управляющей организации на передачу другому лицу права требования оплаты за любые потребленные собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме виды коммунальных услуг вне зависимости от наличия или отсутствия в каких-либо подзаконных актах, регулирующих поставку соответствующих видов коммунальных ресурсов, норм о возможности получения ресурсоснабжающими организациями платы за данные ресурсы непосредственно от проживающих в этих жилых помещениях лиц.

 

Может быть включено в договор

Далее, исходя из правомерности передачи управляющей организацией другому лицу по сделке (уступке требования) права требования оплаты за потребленные собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме любые виды коммунальных услуг, Верховный Суд РФ подтвердил также, что «передача права на получение платы непосредственно от проживающих в жилых помещениях лиц может быть предусмотрена договором энергоснабжения».

Соотнесение приведенных выше формулировок Решения Верховного Суда РФ от 06.11.2008№ГКПИ08-1704 позволяет сделать вывод о том, что право передачи управляющей организацией другому лицу по сделке (уступке требования) права требования оплаты за любой потребленный собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме вид коммунальных услуг может быть реализовано путем включения в соответствующий договор ресурсоснабжения (включая договор энергоснабжения) существенных условий соглашения об уступке указанного права (требования).

При этом наличие в «Правилах функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» не являющейся императивной нормы, оговоренной пунктом 90 указанных Правил, не позволяет сделать вывод о том, что именно это обстоятельство сформировало юридические основания для включения существенных условий соглашения об уступке приведенного выше права исключительно только в договор энергоснабжения. Наоборот, в рассматриваемом судебном разбирательстве наличие указанной нормы потребовало от представителя ответчика приведения дополнительных доводов легитимности способа расчетов, при котором плата за коммунальные услуги (услуги электроснабжения) вносится непосредственно ресурсоснабжающей (энергосбытовой) организацией. Это было вызвано тем, что представителю ответчика пришлось в первую очередь доказывать соответствие жилищному законодательству РФ именно самого пункта 90 «Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».

Как уже указывалось выше, Верховный Суд РФ подтвердил данное соответствие, исходя из того, что эта норма не является императивной, а заложенная в ней всего лишь потенциальная возможность получения энергосбытовой организацией платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей жилых помещений реализована абсолютно легитимным применением корреспонденции приведенных выше норм ГК РФ и ЖК РФ, указанных в Решении Верховного Суда РФ от 06.10.2008№ГКПИ081704. Соответственно, Верховный Суд РФ в данном случае также подтвердил универсальность применения такой корреспонденции норм гражданского и жилищного законодательства для всех видов коммунальных услуг, в том числе и для услуг электроснабжения.

 

Малоизвестная норма

Однако защищенная Министерством энергетики РФ в судебном порядке правовая конструкция юридически корректного оформления перевода на способ расчетов, предусматривающий внесение платы за коммунальные услуги собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах непосредственно ресурсоснабжающим организациям, не вошла в широкую правоприменительную практику в силу слабой известности. Даже большинство российских энергосбытовых организаций, применительно к которым рассматривалось указанное судебное дело в Верховном Суде РФ, не воспользовались указанной правовой конструкцией и не оформили соответствующим образом свои правоотношения с управляющими организациями применительно к уже длительное время существующим де-факто «прямым расчетам» между гражданами и энергосбытовыми организациями за коммунальную услугу электроснабжения.

Вероятнее всего, это произошло в силу определенной «необычности» применения в российской правоприменительной практике уступки третьему лицу права (требования) в отношении предстоящих платежей контрагента на весь срок действия какого-либо договора. Дело в том, что стандартной и широко применяемой в России является лишь практика уступки права (требования) в отношении сформировавшихся долговых обязательств должников, выраженных в абсолютных суммах долга.

Передача же права на получение платы непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц, оформляемая путем заключения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями соглашения об уступке требования указанного права сразу на весь срок действия договора управления многоквартирным домом, закономерно не предполагает наличия долга, выраженного в абсолютной сумме, а также определения в этом соглашении цены передаваемого права (требования). Последнее обстоятельство потенциально могло бы быть квалифицировано как заключение сделки дарения.

Однако пунктом 9 Информационного письма Президиума ВАС РФот 30.10.2007 г. № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 ГК РФ» разъяснено, что «соглашение об уступке права (требования), заключенное между коммерческими организациями, может быть квалифицировано как дарение только в том случае, если будет установлено намерение сторон на безвозмездную передачу права (требования). Отсутствие в сделке уступки права (требования) условия о цене передаваемого права (требования) само по себе не является основанием для признания ее ничтожной как сделки дарения между коммерческими организациями».

В свою очередь, уступка управляющей организацией права на получение платы за коммунальные услуги непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц возмещается встречным предоставлением – прекращением эквивалентного обязательства управляющей организации далее оплачивать ресурсоснабжающей организации поставляемые коммунальные ресурсы по заключенному между ними договору ресурсоснабжения, то есть является возмездной сделкой.

В отношении определенной «необычности» сделки уступки управляющей организацией права на получение платы за коммунальные услуги непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц ресурсоснабжающим организациям необходимо иметь в виду, что правомерными согласно нормам ГК РФ являются также существенно более «необычные» сделки уступки права. Так, пунктом 4 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 № 120 «Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 ГК РФ» разъяснено, что «Соглашение об уступке права (требования), предметом которого является не возникшее на момент заключения данного соглашения право, не противоречит законодательству… Действующее законодательство не только не содержит запрета на оборот будущих прав, а, наоборот, в ряде случаев прямо регламентирует сделки, имеющие предметом исполнения будущее право».

 

Информационное письмо

Таким образом, можно констатировать, что в распоряжении ресурсоснабжающих и управляющих организаций имеется еще один легитимный и исключительно удобный вариант динамичного перехода на способ расчетов, при котором плата за коммунальные услуги (включая коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме) вносится собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирных домах непосредственно ресурсоснабжающим организациям. Для того, чтобы указанный способ такого перехода достаточно оперативно вошел в широкую правоприменительную практику, необходимо довести его содержание до сведения всех указанных организаций ЖКХ. Представляется также, что наиболее действенным способом соответствующего информирования заинтересованных организаций мог бы стать, например, выпуск Министерством регионального развития РФ информационного письма, основывающегося на мотивировочной части Решения Верховного Суда РФ от 06.10.2008 №ГКПИ08-1704. Содержательная часть указанного письма могла бы быть в этом случае сформулирована в приведенном ниже виде: «В соответствии с частями 4, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме и собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, управление которыми осуществляется управляющей организацией, вносят плату за коммунальные услуги этой управляющей организации.

В силу частей 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом управляющая организация по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация, порядок определения цены договора, размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Соответственно, управляющая организация обязана предоставить коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и вправе требовать их оплаты указанными лицами.

Таким образом, управляющая организация является кредитором в обязательстве внесения платы за потребленные коммунальные услуги собственниками или нанимателями жилых помещений в многоквартирном доме и одновременно должником в обязательстве предоставления коммунальных услуг указанным лицам.

В соответствии со статьей 382 Гражданского кодекса Российской Федерации право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона (пункт 1).

Передача ресурсоснабжающей организации права на получение платы за оказанные коммунальные услуги проживающим в жилых помещениях многоквартирного дома лицам непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений в данном случае означает передачу исполнителем коммунальных услуг принадлежащего ему права требования на основании обязательства собственников и нанимателей по оплате предоставленных коммунальных услуг. Передача прав в данном случае возможна, поскольку права не связаны неразрывно с личностью кредитора.

При этом в силу пункта 2 статьи 382 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие должника не требуется, если иное не предусмотрено законом или договором.

Следовательно, передача права на получение платы непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц может быть оформлена путем заключения между управляющей и ресурсоснабжающей организациями соглашения об уступке требования указанного права сразу на весь остающийся срок действия договора управления многоквартирным домом. Кроме того, указанная передача права на получение платы за коммунальные услуги непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц может быть включена в договор ресурсоснабжения при его заключении между управляющей и ресурсоснабжающей организациями. При этом в заключаемых соглашениях об уступке права (требования) не требуется определения условия о цене передаваемого права (требования) вследствие возмездности данных сделок и полной эквивалентности размера передаваемого права (требования) и встречного предоставления.

Уступка управляющей организацией права на получение платы за коммунальные услуги непосредственно от проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома лиц в этом случае возмещается встречным предоставлением – прекращением эквивалентного обязательства управляющей организации по оплате ресурсоснабжающей организации коммунальных ресурсов, поставляемых в будущих периодах по заключенному между ними договору ресурсоснабжения. При этом переход указанного права не означает прекращения первоначального обязательства. В данной связи управляющая организация остается исполнителем коммунальных услуг с сохранением всех обязательств, определяемых действующим жилищным законодательством Российской Федерации для исполнителя указанных услуг. Кроме того, при такой передаче прав собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах не становятся стороной в договоре ресурсоснабжения, то есть в этом случае отсутствует необходимость заключения договоров ресурсоснабжения между данными лицами и ресурсоснабжающей организацией.

Указанная передача прав не нарушает права собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме при условии, что право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права, то есть если размер платы, сроки и порядок внесения платы не меняются, что соответствует статье 384 Гражданского кодекса Российской Федерации. Организация последующих ежемесячных расчетов за коммунальные услуги в результате такой передачи прав строится аналогично организации расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, выбравшими непосредственный способ управления таким домом согласно статье 164 Жилищного кодекса РФ».

Оставить комментарий