Главная > Статьи > В. Басаргин
Государственная политика по развитию сферы ЖКХ в России

В. Басаргин
Государственная политика по развитию сферы ЖКХ в России

Виктор Басаргин,
министр регионального развития Российской Федерации

 

Жилищно-коммунальный комплекс становится в настоящее время современной отраслью. Мы выходим на поиск решений все более глобальных задач, уходят в прошлое еще недавно казавшиеся неразрешимыми проблемы. Главным считаю: удалось сделать жилищно-коммунальное хозяйство более социально-ориентированной отраслью, учитывающей, в первую очередь, интересы конечного потребителя. Именно на это ориентируют нас Президент и Председатель Правительства Российской Федерации.
На заседании Госсовета, посвященном вопросам развития ЖКХ в Сыктывкаре Президент поставил задачу формирования прозрачной цепочки «потребитель – управляющая компания – ресурсоснабжающая организация». Условия для функционирования такой цепочки в масштабах России созданы.
Это устранит почву для конфликтов между потребителями и поставщиками услуг и ресурсов. Сегодня ликвидированы основные пробелы в отечественном жилищном законодательстве. Внесены изменения в законы, способствующие развитию конкуренции на рынке управления жилищным фондом, повышению уровня правовой защищенности граждан. Так, упрощено создание ТСЖ, стало невозможным навязывание создания товариществ собственников жилья на стадии строительства. Приняты требования к Управляющим компаниям, которые сделали более понятным процесс организации их работы. Более подробно описан каждый способ управления.
Федеральный закон ФЗ-261 «Об энергосбережении» заложил основы для выполнения задачи, поставленной Председателем Правительства В.В.Путиным, которая заключается в том, что «нам нужно и дальше последовательно наводить порядок в сфере ЖКХ. Люди должны платить за реальные и качественные услуги, а не оплачивать «с потолка» взятые счета».
Новые правила предоставления коммунальных услуг установили четкие параметры их качества, направлены на организацию приборного учета и расчеты по показателям приборов. Увязаны параметры качества услуг и оплаты их потребителями.
Правительством были внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. Теперь норматив потребления будет разделен на две составляющие: индивидуальное и общедомовое потребление. Плата за услуги на общедомовые нужды будет рассчитываться для всех потребителей в многоквартирном доме независимо от наличия или отсутствия у них индивидуальных приборов учета пропорционально площади занимаемых ими помещений. Платеж будет распределен более справедливо и прозрачно.
Разработана абсолютно понятная и прозрачная форма платежки. Теперь гражданин четко видит, за что и почему он должен заплатить. Недобросовестный плательщик больше не сможет сказать, что ему неверно начислена плата за потребленные услуги.
В целях повышения прозрачности управления жилищным фондом утвержден стандарт раскрытия информации. Правительство учло особенности раскрытия информации товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами. Приходилось слышать мнение, что, защищая права и интересы граждан, государство «перегибает палку» в части контроля за деятельностью управляющих организаций.
Имеется в виду в том числе и внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих механизм воздействия при недобросовестном исполнении обязанностей управляющими компаниями. Это не так. Предпринятые шаги повредят только тем, кто пришел на рынок для того, чтобы воровать, остальным это предоставляет возможность честно и прогнозируемо зарабатывать.
Наша точка зрения в том, что управляющие компании – необходимый участник рынка, который также нуждается в поддержке со стороны государства. Поэтому следующим шагом стало регламентирование их взаимоотношений с ресурсонабжающими организациями. Принято Постановление Правительства, которое регулирует заключение между ними договоров. Теперь поставщик на входе в дом должен обеспечить подачу ресурса такого качества и в таком количестве, чтобы управляющая компания могла обеспечить выполнение своих обязательств перед потребителями услуг. Стандартизированы договорные отношения управляющих и ресурсоснабжающих компаний. Все это не только повысит прозрачность отрасли, но и упростит работу участников рынка. Принятие этого документа не говорит о том, что нужно перезаключать существующие договора, но теперь есть основа, на которую можно опираться, если не удается прийти к согласию.
Много говорилось о необходимости введения механизма расщепления платежей. 28 марта Правительством принято постановление, устанавливающее требования к расчетам за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, которое позволит на практике решить этот вопрос.
В 2012 г. мы доведем работу по созданию прозрачной цепочки взаимоотношений до логического завершения. Продолжим совершенствование законодательной и нормативной базы. В планах принятие нормативных правовых актов по таким вопросам, как:

  • установление стандартов и правил деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • установление состава минимального перечня услуг и работ для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядка их оказания и выполнения;
  • определение порядка государственного жилищного надзора;
  • совершенствование правового регулирования эксплуатации и постановки на учет бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры.

 

Продолжится разработка отраслевого законодательства. Уже принят закон по созданию цивилизованного рынка услуг в сфере водоснабжения и водоотведения, идет аналогичная работа в сфере теплоснабжения. На очереди законодательное оформление четких правил работы в сфере утилизации отходов. Все это мы обсуждаем и в дальнейшем будем согласовывать с профессиональным сообществом.
Что касается дальнейшей судьбы рынка управления жилищным фондом, то мы видим большой потенциал института саморегулирования. У нас уже есть опыт внедрения в масштабах целой отрасли – строительства, в ходе которого отработаны эффективные механизмы контроля, которые позволят не допустить на рынок недобросовестные управляющие организации. Законопроект, предусматривающий введение обязательного саморегулирования, уже внесен в Государственную Думу.

Влияние на качество жизни
Продолжая разговор об ориентации нашей общей работы на интересы человека, следует отметить: нам очень многое нужно обсудить по направлениям, прямо влияющим на качество жизни. Я хотел бы вынести на обсуждение вопрос, который сейчас, пожалуй, больше других волнует общество. Это осуществление капитального ремонта многоквартирных домов. Большая работа проведена Фондом ЖКХ. Только за прошлый год улучшены жилищные условия 1,6 млн человек, 42 тыс. человек расселены из аварийного жилья. Считаем, что Фонд ЖКХ должен быть сохранен. Для обеспечения его деятельности до конца 2015 г. планируется направить 217 млрд руб. в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

 


Сегодня очевидно, что ЖКХ во все большей степени ориентируется на использование современного оборудования, внедрение новых технологий. Мы много лет называли важнейшей проблему недостатка инвестиций в отрасль. Сегодня можно говорить о позитивных сдвигах. Усилилась роль в модернизации государственно-частного партнерства, отмечен интерес частного капитала к отрасли. За 7 последних лет только в секторе жилищных услуг доля частных предприятий возросла в 3,6 раза с 25% в 2003-м до 92% в 2011 г. Появились крупные частные операторы – Группа компаний «Росводоканал», ОАО «Евразийский», «Российские коммунальные системы». Международный банк развития и реконструкции и Европейский банк развития предоставили отрасли займы объемом около 1,5 млрд долл. Сбербанком России утверждена Концепция участия ОАО «Сбербанк России» в проекте модернизации и реформирования ЖКХ. Минрегионом России реализуется утвержденный Правительством План действий по привлечению в жилищно-коммунальное хозяйство частных инвестиций, основной идеей которого является обязательное применение параметров долгосрочного тарифного регулирования. В рамках плана идет реализация пилотных проектов в Тамбовской, Кировской, Архангельской, Новгородской, Челябинской, Волгоградской, Нижегородской, Оренбургской, Московской областях, Пермском крае. В большинстве муниципалитетов, из числа тех, где это целесообразно, приняты программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, в том числе во всех муниципалитетах республик Коми, Башкортостан, Марий Эл, Алтай, Алтайского края, Костромской, Калининградской, Астраханской, Кемеровской, Амурской и Сахалинской областях. До конца года такие программы должны быть приняты повсеместно. Заработали программные инструменты. В рамках реализации ФЦП «Чистая вода» государство выделяет 9 млрд руб. тем субъектам РФ, где есть программы, решающие вопросы водоснабжения. В ее рамках в прошлом году регионы уже получили 3 млрд руб., это позволило привлечь 9,6 млрд руб. частных вложений. Разработана ФЦП «Модернизация ЖКХ», в которой предусмотрено 15 млрд руб. на компенсацию половины ставки рефинансирования по кредитам, направляемым на обновление отрасли. С будущего года регионы начнут получать эти средства. По нашим расчетам, это позволит привлечь еще 370 млрд руб. частных инвестиций. Самое важное в этой работе – то, что она приносит реальный результат. Впервые за несколько лет в ряде регионов снижен уровень износа основных фондов (в республиках Саха (Якутия), Хакассия, Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах, Камчатском крае, Волгоградской, Костромской, Липецкой, Омской и Ульяновской областях). Особенно заметное снижение износа произошло в республиках Дагестан и Коми, Амурской, Челябинской и Сахалинской областях.


 

В то же время необходимо двигаться дальше, понять, на каких принципах будем работать в будущем, как стимулировать желание поддерживать жилье в нормативном состоянии у собственников и обслуживающих организаций. Свои идеи мы уже выносили на парламентские слушания. Эти предложения мы прорабатывали вместе с регионами. Да, такой законопроект будет непопулярным, он частично ущемит интересы граждан, хотя подчеркну – обеспеченных граждан, малоимущие будут защищены системой государственных субсидий. Но мы с вами знаем, насколько такой закон нужен отрасли, нужен обществу. При этом он оставляет самим регионам возможность выбора, по какой схеме будет работать система капитального ремонта в конкретном субъекте. Это позволит учесть региональные особенности, интересы основной массы жителей.
Сейчас в регионах идет реализация пилотных проектов по строительству энергоэффективных домов экономкласса в рамках программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В создании таких домов участвуют 35 субъектов Федерации. Уже сдано 19 домов в республиках Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Марий Эл, Ростовской, Белгородской, Калужской, Иркутской, Томской и других областях.
Вскоре будет готово еще 48 домов. Нам нужно подумать, как распространить такой подход как можно шире. Очевидно, что за ним будущее отрасли.
На протяжении нескольких лет снижается число аварий при прохождении отопительного периода. Причем в последние два года на десятки процентов, этой зимой еще на 22%, сокращаются сроки ликвидации их последствий. Следующая задача – сформировать тенденцию уменьшения числа технологических сбоев, число которых пока остается прежним. Все это реальные шаги, от которых чувствует отдачу конкретный человек.
О том, что отрасль набирает силу, говорит появление новых направлений работы. Впервые за многие годы предприняты масштабные меры по созданию условий для благоустройства территорий. В Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внесены изменения в части определения понятия «благоустройство территории поселения (городского округа)».
Реализуя Закон, мы приказом Минрегиона утвердили методические указания по разработке норм и правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Впервые в российской истории реализована программа ремонта дворовых территорий, улучшившая условия проживания 9,7 млн человек. На эти цели государство направило 26,8 млрд руб., в том числе 22,7 млрд руб. из федерального бюджета. По нашему представлению теперь эта работа должна быть продолжена на уровне регионов.
Особое внимание стало уделяться санитарному состоянию населенных пунктов и обращению с отходами потребления. Решением проблемы, по нашему мнению, станет реализация в регионах долгосрочных целевых инвестиционных программ по организации обращения с отходами потребления и вторичными материальными ресурсами, формирование Генеральных схем очистки территорий поселений.
Все это сферы, где успех может быть достигнут только общими усилиями профессионального сообщества и власти.
Обобщая вышесказанное, отмечу, что даже в условиях ограниченных финансовых возможностей профессиональному сообществу, регионам и федеральной власти удалось заложить фундамент для эффективного развития отрасли и защиты интересов граждан. Это результат повышения качества организации работ. За каждым сдвигом стоит каждодневный труд конкретных людей.
Впереди работа по модернизации отрасли, привлечению дополнительных частных инвестиций, расширению государственно-частного партнерства, внедрению новых механизмов управления, включая институт саморегулирования, а также решению кадровых проблем, дальнейшему совершенствованию системы оплаты услуг населением и управления жилищным фондом. Нам вместе нужно разработать законы, обеспечивающие гарантии инвесторам и возврат вложенных средств, при этом защитить потребителя гарантировав цены и параметры услуг, предоставление которых станет результатом реализации инвестпроекта.
Я еще раз хотел бы повторить: государство заинтересовано в развитии отрасли, в укреплении финансовой стабильности организаций и предприятий отрасли, росте доходов их сотрудников.

Оставить комментарий