Главная > Статьи > В. Матусевич. Опыт комплексной модернизации: проблемы и результаты

В. Матусевич. Опыт комплексной модернизации: проблемы и результаты

Владимир Матусевич,
Ольга Мельникова

 


Теплоэнергетическая компания «Мытищинская теплосеть» была создана почти 50 лет назад. За прошедшее время предприятие прошло большой и сложный путь технического перевооружения и организационного реформирования: от типового коммунального предприятия, которому были переданы городские квартальные угольные котельные до современной холдинговой компании, специализирующейся не только на производстве, передаче и распределении тепловой энергии, но и на программной реконструкции систем теплоснабжения районного масштаба. Такие программы включают в себя производство узлов технологического и коммерческого учета тепловой энергии, проектирование, строительство и обслуживание высокоэффективных теплоэнергетических объектов, оснащенных автоматизированной системой дистанционного контроля и управления.


 

15 лет назад началась реконструкция системы теплоснабжения Мытищинского района. Этот крупный, долгосрочный – до 2020 г., проект предусматривает:

  • полную реконструкцию и модернизацию тепловых сетей, установку автоматизированных узлов учета и регулирования тепловой энергии в зонах действия существующих и реконструируемых источников, обеспечивающих повышение эффективности и круглогодичное теплоснабжение, ликвидацию сетей ГВС;
  • расширение зоны действия эффективных источников с целью вывода из эксплуатации, консервации или ликвидации неэкономичных источников, резервирование источников теплоснабжения за счет закольцовки тепловых сетей;
  • повышение надежности теплоснабжения за счет резервных систем (мобильные электро- и теплостанции, спецтехника и автотранспорт);
    внедрение автоматизированной системы, обеспечивающей дистанционный контроль и управление технологическим процессом производства, диагностику технического состояния оборудования;
  • внедрение приборов учета потребления коммунальных ресурсов с дистанционным контролем и обработкой информации;
  • информатизацию основных производственных процессов с использованием гибридной геоинформационной системы, сопряженной с объектами диспетчеризации.

Этапы реконструкции
Реконструкция выполнялась комплексно, затрагивая всю структуру системы теплоснабжения: производство – транспортировка – распределение – потребление. Первым этапом модернизации системы стала реконструкция тепловых сетей, оснащение потребителей автоматизированными узлами коммерческого учета и регулирования потребления тепловой энергии, включая создание системы дистанционного контроля и управления. Это повысило оперативность работы и качество теплоснабжения. Система построена на модульном оборудовании, что позволяет в случае необходимости наращивать ее без больших изменений.

На текущий момент предприятие обеспечивает тепловой энергией 200 тыс. населения и более 1200 объектов теплоснабжения. К системе централизованного теплоснабжения подключено 2000 зданий. В обслуживании АО «Мытищинская теплосеть» находится 43 котельных, 20 ЦТП и 1100 ИТП, 285 км тепловых сетей в двухтрубном исчислении. Более 85% всех тепловых сетей – это трубопроводы в ППУ изоляции со встроенной системой обнаружения утечек. Потери при производстве и транспортировке тепловой энергии, а также удельное потребление тепловой энергии жилым фондом значительно снижены. В итоге – значительная часть прироста потребности города в тепловой энергии за эти годы обеспечена без увеличения мощности котельных.

Следующим этапом модернизации стала реконструкция системы генерации тепла. Неэффективные котельные выведены из эксплуатации или переведены в резерв. Основные крупные теплоисточники в г. Мытищи закольцованы. Новые теплоисточники, снабженные автоматической системой управления горелками и частотным управлением электродвигателями, обеспечивают КПД котельных не менее 95% и работают без постоянного обслуживающего персонала. Всего реконструировано 22 тепловых источника.

За время выполнения программы модернизации системы теплоснабжения в городском округе Мытищи значительно снизилось количество обращений граждан – на 80% за 14 лет. За это же время удалось серьезно улучшить параметры работы самой системы – снизилось количество инцидентов на 68%, потери в тепловых сетях – на 72%, расход удельного топлива на 15%, электроэнергии – на 35%, подпиточной воды – на 80%.

Необходимо подчеркнуть, что несмотря на проводимую масштабную модернизацию, тариф за тепловую энергию в городском округе Мытищи находится в среднем ценовом диапазоне по Московской области, а рост тарифа обусловлен увеличением стоимости покупных ресурсов (газ, вода, электричество) у внешних поставщиков (Мосводо­канал, Мосэнерго, Мособлгаз).

Результатом модернизации системы теплоснабжения стало уменьшение стоимости отопления в среднем на 29% в домах, оборудованных узлами учета и регулирования по сравнению с домами, где оплата производится по нормативу (39,75 руб. и 55,8 руб. за 1 м2 cоответственно). Например, в среднем плата за отопление в двухкомнатной квартире площадью 40 м2 в доме, оборудованном узлом учета и регулирования, составила 39,75 х 40 = 1590 руб. в месяц. Без узла учета и регулирования плата составила 2232 руб. в месяц.

Преодолевая трудности
Такая масштабная комплексная модернизация системы городского теплоснабжения была выполнена впервые в России. В течение этого периода и после завершения основных мероприятий АО «Мытищинская теплосеть» столкнулась и с рядом проблем.

Это, в первую очередь, неравномерность платежей. В домах, оборудованных автоматическим узлами учета и регулирования, жители оплачивают только реально потребленную тепловую энергию по показаниям общедомовых приборов учета. Это означает, что разница между суммами оплаты в январе и апреле, например, может сильно отличаться. Ведь при низкой температуре наружного воздуха необходимо затратить больше тепловой энергии для поддержания комфортной температуры внутри помещений. Это вызывает социальную напряженность среди населения.

Также ряд вопросов от жителей округа касались применяемой методики расчета оплаты. Некоторые жители предлагали перейти на расчет за отопление по показаниям приборов учета второго контура.

Однако Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденные постановлением Правительства РФ № 1034 от 18.11.2013, не предусматривают схему установки коммерческих узлов учета во вторичных контурах теплоснабжения и горячего водоснабжения при наличии технической возможности установки общего узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя на вводе в ИТП.

Директор Департамента жилищно-ком­мунального хозяйства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ О. Демченко, отвечая на письмо руководства АО «Мытищинская теплосеть», поясняет, что «точкой поставки коммунального ресурса является внешняя граница сетей, входящих в состав общего имущества собственников. Для коммерческого учета тепловой энергии должен использоваться прибор учета тепловой энергии, установленный на первом контуре».

Заключения, сделанные Московским энергетическим институтом, Ивановским государственным энергетическим университетом, НП «Российское теплоснабжение» и другими профессиональными экспертными организациями, подтверждают, что коммерческим является только узел учета тепловой энергии, установленный на первом контуре в зданиях, оборудованных автоматическим узлом учета и регулирования.

Экспертное заключение, выполненное специалистами Ивановского государственного энергетического университета, гласит, что «измерительные приборы, установленные для технического контроля технологических параметров на втором контуре ИТП, не могут применяться для коммерческого учета, и их показания не могут участвовать в расчетах платы за поставленную (потребленную) тепловую энергию потребителям».

Серьезным препятствием в продолжении модернизации системы теплоснабжения является проблема неплатежей.

Повышение платежной дисциплины является одним из ключевых вопросов работы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на ближайший год, сообщил заместитель министра и главный жилищный инспектор РФ А. Чибис в интервью газете «Известия» 10 октября 2016 г.

«Необходимо исправить ситуацию с неплатежами по всей цепочке. Особенно это важно сделать на уровне «управляющая компания–поставщик ресурсов». На счета самой УК должны поступать только деньги за ее услуги – уборку подъезда, текущий ремонт и т. д. А оплата за воду должна зачисляться на счета водоканала, за отопление – ресурсоснабжающей компании. Нами разработан целый ряд предложений по исключению управляющей компании из схемы проведения оплаты, в том числе за счет “расщепления” платежа на уровне банка. Сейчас предложенные нами варианты обсуждаются в правительстве», – рассказал А. Чибис.

Проблема неплатежей существует и в городском округе Мытищи. Откуда берутся долги? В основном это неплатежи недобросовестных управляющих организаций. По состоянию на 2013 г. задолженность УК перед АО «Мытищинская теплосеть» составляла более 500 млн руб., долги за поставленное тепло составляли 20%.

Для исключения ограничения подачи газа, воды и электроэнергии внешними поставщиками теплосеть была вынуждена для оплаты использовать огромные кредитные ресурсы. Согласно законодательству Российской Федерации теплосеть была обязана перейти на прямые отношения с жителями, при этом на УК остались обязательства по исполнению коммунальных услуг и по статьям на содержание и ремонт жилья, в том числе и системы отопления и ГВС (Постановление Правительства ПП № 124, п. 30, пп. «а») и снятие показаний приборов учета.

В 2013–2016 гг. в городском округе Мытищи постепенно произошел переход на прямые расчеты с жителями, что позволило остановить и сократить рост задолженности, повысить процент платы за ресурс, а также оплачивать ресурсы, необходимые для производства и транспортировки тепловой энергии, тем самым исключая угрозу задолженности АО «Мытищинская теплосеть» перед внешними поставщиками (Мосводоканал, Мосэнерго, Мособлгаз и др.) и прекращение подачи ресурсов, необходимых для производства тепловой энергии.

АО «Мытищинская теплосеть» осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. Применяемая методика расчета оплаты за поставленную тепловую энергию полностью соответствует утвержденным правилам и постановлениям Правительства РФ, что подтверждено ведущими экспертными организациями и разъяснениями федеральных и региональных органов власти.

Губернатор Московской области А. Воробьев во время визита в АО «Мытищинская тепло­сеть» в июле 2016 г. отметил, что «была проведена большая модернизация. И сегодня, по сути, каждый человек, проживающий в многоквартирном доме в Мытищах, экономит от 20% до 30% при потреблении горячей воды и тепла. Очень низкие потери при передаче от котельной для каждой квартиры. Модернизация Мытищинской теплосети дала ощутимый результат. Задача, чтобы остальные города проводили такую же политику в сфере ЖКХ». При этом руководитель региона добавил, что власти считают своей задачей сделать так, чтобы в каждом подмосковном городе реализовывали «такую умную политику в сфере ЖКХ».

Передовое энергетическое хозяйство
«Принять к сведению и использовать в работе экспертное заключение НП “Энергоэффективный город”: данный документ подтвердил корректность начислений и применяемые методики расчета платы за тепловую энергию в городском округе Мытищи», – такую рекомендацию муниципальным образованиям Московской области дали участники заседания Межотраслевого совета потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Московской области. Мероприятие состоялось 12 декабря 2016 г. в Доме правительства Московской области под председательством Л. Антоновой.

В экспресс-интервью журналу «Коммунальный комплекс России» по итогам заседания член Межотраслевого совета потребителей, член Совета Федерации Федерального Собрания РФ Ю. Липатов отметил, что обсуждение различных методик расчета платы за тепловую энергию – тема актуальная и затрагивает в первую очередь интересы потребителей и производителей тепла.

Примечательно, что Ю. Липатов занимается этими вопросами не один год. Так, в качестве депутата Государственной Думы РФ 30 августа 2016 г. на совещании по вопросам функционирования ИТП в многоквартирных домах и о расчетах за поставленную тепловую энергию в городском округе Мытищи он выступил перед жителями – собственниками жилья с докладом о законодательных основах модернизации схем теплоснабжения городов и населенных пунктов.

В тот день в ответ на просьбу жителей продолжить модернизацию систем теплоснабжения МКД заместитель главы администрации городского округа Мытищи А. Бирюков заявил, что работы, проводимые АО «Мытищинская теплосеть» по модернизации тепловых сетей городского округа, в том числе в рамках инвестиционных программ, направленных на энергоресусосбережение в МКД, будут продолжены.
Модель управления энергетическими городскими комплексами, реализованная в городском округе Мытищи, считается наилучшей для стран с аналогичными климатическими условиями. За прошедшие 15 лет здесь удалось создать передовое энергетическое хозяйство. Теперь задача специалистов теплосети – правильно его эксплуатировать и решать задачи по дальнейшему внед­рению эффективных решений для повышения уровня комфорта жителей городского округа. 

 

Оставить комментарий