Главная > Статьи > В.Ткаченко
Фальсификат – война на уничтожение

В.Ткаченко
Фальсификат – война на уничтожение

Владислав Ткаченко

 


Существует понятие «контрафакт» – новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. Это нарушение, в том числе и уголовно наказуемое, но это не тема нашей статьи. Мы поговорим о качестве продукции, когда производитель представляется своим собственным именем/брендом. Но тут так же важно размежевать понятия – не следует путать брак с фальсификатом. Несмотря на то, что для потребителя оба этих понятия означают примерно одно и то же – некачественную продукцию, подлежащую замене, между ними есть весьма существенное различие. Фальсификат – это продукция, умышленно выпущенная с нарушениями установленных требований с корыстными целями. Произвести качественную продукцию из некачественного сырья заведомо невозможно, и такая продукция является фальсификатом. Брак же можно получить и из качественного сырья, по оплошности нарушив технологию производства продукции.


 

Иногда складывается впечатление, что производство и поставка фальсификата в таких масштабах, с какими мы сталкиваемся сегодня – это не просто стремление недобросовестных производителей либо поставщиков любой ценой снизить затраты, а чей-то спланированный злой умысел по добиванию основных хозяйственных фондов, доставшихся в наследство от СССР.

Посудите сами: еще до двух кризисов на протяжении последних 15 лет мы замечали на строительных объектах фальсификат, но его появление не носило массового характера. Сейчас же эта проблема приобретает поистине системный, оправдываемый экономически и подкрепленный идеологически характер. Производители или поставщики рассуждают примерно так: «А чего вы от нас ждете? Кризис, все снижают издержки, вот и мы выживаем как можем. А если нас начнут выводить на “чистую воду”, будем жаловаться на притеснение малого бизнеса». И ведь как ловко получается! Только мало кто задается вопросом: а реально (рентабельно) ли вообще производить качественную промышленную продукцию, при этом исправно платя все налоги и «белую» заработную плату, и терпеть все необходимые издержки, связанные с контролем качества, закупкой сырья, амортизацией оборудования и сбытом?

Тому, кто постарается внимательно вглядеться в суть проблемы сразу станет очевиден ответ: качественную промышленную продукцию с соблюдением законодательства РФ для масштабных объектов производить для малого бизнеса почти не реально – не рентабельно.
Все это влечет за собой целую цепочку нанизываемых друг на друга проблем.

Обманом жить нам, стало быть, с руки…
На память приходит пословица «скупой платит дважды», но вопрос не только в скупости, налицо системная разбалансировка.

Всплывает проблема низких сметных цен на материалы, ведь мониторинг текущих цен, проводимый центрами ценообразования, дает значения, средние по рынку. При этом наравне с производителями качественной продукции учитываются цены производителей и поставщиков фальсификата. В результате строитель вынужден приобретать продукцию, на которую ему выделили заведомо недостаточные средства, то есть фальсификат. При этом в случае, когда продукция приобретается не у производителя, а у поставщика (как правило, фирмы-однодневки), то все претензии по качеству предъявить уже некому. Такие фирмы проще обанкротить и уйти от ответственности.

Конечно, некоторым строителям все же удается приобретать качественные материалы – за счет того, что сметчики заносят в сметы работы, которые не будут проводиться, или материалы, которые не будут закупаться, но такие случаи незаконны, так не должно быть повсеместно!

То есть система работает таким образом, что сама подталкивает строителя приобретать фальсификат.

С этой проблемой сейчас сталкивается едва ли не каждый производитель типовых промышленных материалов в стране.

Один из примеров – строительные смеси. Как правило, поддельный цемент и штукатурку просто разбавляют различными наполнителями, такими как шлак, известь, мел и, конечно, доломитовая, а то и придорожная пыль. Естественно, о связующих качествах таких смесей можно только догадываться, а рассчитывать на то, что здание или сооружение, построенное из таких материалов, прослужит положенный срок, вообще не приходится.

Одно из последствий применения подобных смесей – неприемлемо низкое качество подавляющего большинства современных железобетонных труб. Впрочем, оно зависит не только от качества смесей, но и от качества арматуры (особые опасения вызывает широкое применение стеклопластиковой арматуры, поведение которой при длительной работе в напряженном состоянии пока еще изучено слабо), и от фракции и состава щебня, и от технологии производства – начиная с несоблюдения сроков застывания бетона (часто на объект приезжают вообще сырые трубы, которые при перевалке, транспортировке и монтаже неизбежно получают микротрещины, перерастающие со временем в трещины) и заканчивая собственно технологией, которая не всегда соответствует применяемым материалам (перемещаемые/неперемещаемые формы, вибропрокатный метод и т.п.).

В таких случаях мы рекомендуем сравнивать требования к продукции, указанные в нормативных документах, с данными паспорта качества и протоколов испытаний.

Засилье фальсификата уже привело к тому, что сегодня мы имеем тенденцию разрушения (реальной амортизации) инфраструктуры существенно ускоренными темпами. При этом планирование бухгалтерской амортизации возведенных зданий и сооружений остается на уровне заявленной в проекте с учетом того, что при строительстве использованы качественные материалы. И это все на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране.

Все эти системные проблемы в равной мере присущи и полимерным трубам:
1) очень часто оказывается, что труба сделана из дешевого нетрубного (иногда вторичного нетрубного) суррогатного материала с непрогнозируемым сроком службы (который многократно меньше нормативного);
2) при этом маркировка в лучшем случае указывает, что труба изготовлена, например, по ГОСТ 18599, но с пометкой «техническая», что, в соответствии с тем же ГОСТ 18599, ни в коей мере не освобождает от применения только трубного материала, однако производители почему-то считают, что в этом случае в материал можно добавлять все, что угодно;
3) часто маркировка плохо читаема или вообще отсутствует – это уже несоответствие ГОСТ, так как невозможно идентифицировать производителя;
4) паспорт качества – идентификатор каждой партии заполнен в соответствии с ГОСТ лишь у единиц;
5) геометрические размеры труб часто не соответствуют ГОСТ (диаметр и толщина стенки существенно меньше номинальных; известны случаи, когда, например, вместо трубы SDR 17 отгружалась труба SDR 26 (при том, что в маркировке указано SDR 17) – это ни что иное, как обвешивание покупателя с корыстной целью; к тому же такая труба рассчитана на гораздо более низкие допустимые нагрузки.
Встречаются случаи, когда производитель сознательно маркирует фальсифицированную трубу по ГОСТ – как питьевую или газовую, но это уже подпадает под статью Уголовного кодекса РФ, поскольку такая продукция может нести вред здоровью и жизни людей.

Другой альтернативы нет
Если не предпринять системных действий по данным проблемам, мы рискуем в итоге получить коллапс основных фондов: жилых и нежилых зданий и сооружений, промышленных и энергетических инфраструктурных объектов, всего – что составляет реальный «хребет» любого государства. Программа этих действий может быть следующей.

1. Наиболее надежный способ борьбы с фальсификатом – сделать его производство невыгодным и/или чреватым неприемлемыми последствиями. Поскольку надежды на первый вариант – устранение экономической целесообразности – рухнули после решения совета ЕЭК от 9 октября 2014 г., отказавшегося обнулить ввозные пошлины на полиэтилен трубных марок, остается одно – доводить каждый выявленный случай производства и поставки фальсификата до суда. Судебные дела, которые уже ведутся, должны быть повсеместными и не ограничиваться взысканием денег за некачественную продукцию, судебные процедуры и экспертизу. При судебных разбирательствах необходимо учитывать и упущенную выгоду (простой строительных объектов, заработные платы, простой оборудования, несвоевременное освоение средств, обесценивание денег, в случае сельского хозяйства – потеря урожая и т.д.).

2. При выявлении случаев производства и поставки фальсификата (заведомо некачественного товара) необходимо максимально привлекать уполномоченные органы – Роспотребнадзор, Росстандарт, Росаккредитацию и др. – для проверки производителя, органов по сертификации и лабораторий, выдавших заключение о соответствии продукции нормативам, и выявления причин сложившейся ситуации. Если выяснится, что производство некачественной продукции носит системный умышленный характер (то есть речь идет не о производственном браке, а именно о фальсификате) – принятие соответствующих действий, отзыв сертификатов соответствия, аттестатов аккредитации, вынесение предписаний по приостановке производства, вплоть до заведения уголовных дел (если последствия поставки такой продукции могли привести к угрозе жизни и здоровью людей).

3. Информационное обеспечение борьбы с фальсификатом: максимально широкая огласка случаев выявления фальсификата в СМИ и интернете, разъяснение последствий его использования, оповещение заинтересованных сторон обо всех механизмах и процедурах, позволяющих выявить фальсификат и привлечь его производителей и поставщиков к ответственности. Отраслевое сообщество по производству полимерных трубопроводных систем предлагает использовать для этих целей информационную площадку Ассоциации производителей трубопроводных систем
http://www.plastic-pipes.ru.
Борьба предстоит долгая и упорная, но альтернативы ей нет. Борьба должна вестись на уничтожение, иначе это и ограничится борьбой ради борьбы (как нередко у нас случается). Призываем всех заинтересованных участников – уполномоченные органы власти, инвесторов, авторский надзор проектирующих организаций, составителей требований к конкурсной документации, технический надзор организаций-заказчиков и уполномоченных для проведения входного контроля организаций – подрядчиков строительно-монтажных работ – к объединению усилий в этой борьбе! 

 

Инструменты саморегулирования – ответ на новые вызовы

Некоммерческое партнерство «Содействие развитию качественных полимерных трубопроводных систем» (НП КПТС) ведет свою историю с 2002 г., когда было образовано НП «Современные трубопроводные системы». Основную свою задачу оно видело в расширении и внедрении современных технологий строительства трубопроводных систем из полимерных материалов, и именно на это были направлены основные усилия Партнерства. Оно координировало деятельность своих членов в подготовке нормативных документов, проектов и постановлений, в разработке и реализации целевых программ в рамках реформы ЖКХ, в информировании органов власти, контролирующих инстанций и специалистов отрасли о преимуществах полимерных технологий, способствовало обмену передовым опытом их применения и т.д.

Однако проблемы отраслей, где применяются трубопроводные системы, выходят за рамки материала труб. На современном этапе развития отрасли все острее встают вопросы, общие для всех производителей трубопроводных систем: критерии качества и его достоверная оценка; оценка эффективности предлагаемых материалов и необходимость учета стоимости их эксплуатации; соответствие отечественных стандартов и нормативно-технической документации требованиям к производству и применению; поиск путей снижения степени износа трубопроводных систем в России и странах СНГ.

В связи с этим НП КПТС расширяет круг решаемых задач. 16 мая 2017 г. прошло собрание членов НП КПТС, на котором большинством голосов было принято решение об изменении Устава партнерства. В частности, внесены следующие изменения: в соответствии с требованиями федерального законодательства НП КПТС переименовано в Ассоциацию производителей трубопроводных систем (АПТС); утверждена Хартия членов Ассоциации; утверждены цели и задачи Ассоциации. Среди последних:
– выявление и решение ключевых проблем в отрасли трубопроводных систем;
– ликвидация фальсификата и контрафакта как явления в трубопроводных системах;
– переход к обязательному технико-экономическому расчетному принципу при проектировании трубопроводных систем, включая оценку стоимости затрат жизненного цикла (капитальные затраты, затраты на эксплуатацию, утилизацию и возможного негативного воздействия на окружающую среду);
– снижение степени износа трубопроводных систем РФ и СНГ.
Члены Ассоциации получают следующие возможности:

  • взаимодействие с контролирующими органами, информационная поддержка по предупреждению и защите от поставок фальсификата и контрафактной продукции;
  • формирование общей обоснованной позиции в области трубопроводных систем по вопросам налоговой, таможенной политики и субсидий, а также совершенствования стандартов, нормативных правовых и нормативных технических документов;
  • доступ к реестрам добросовестных и недобросовестных производителей, поставщиков, лабораторий, сертификационных центров, экспертов, потребителей;
  • получение оперативных разъяснений по вопросам стандартизации и сертификации в области трубопроводных систем, а также информации о вновь принятых законах, постановлениях и решениях;
  • постоянные контакты с профессиональным сообществом в рамках АПТС (получение льготных условий на участие в съездах, семинарах, конференциях, выставках и иных мероприятиях, проводимых АПТС);
  • регулярное получение информации о проводимых в России и за рубежом наиболее значимых мероприятиях, связанных с трубопроводными системами, получение помощи АПТС в организации участия в них;
  • получение дополнительных маркетинговых инструментов (размещение информации о компании на сайтах АПТС и других информационных порталах – партнерах АПТС).

В настоящее время перерегистрация оформляется в Министерстве юстиции РФ. Приглашаем всех, кто разделяет цели и задачи Ассоциации, к сотрудничеству!

Оставить комментарий