Главная > Статьи > Водопроводный барон

Водопроводный барон

Оксана Божнева,

заведующая музеем воды АО «Мосводоканал»

28 октября 2019 года исполняется 215 лет со дня открытия Московского водопровода, генеральную реконструкцию которого в середине XIX века спроектировал и осуществил Инженер-генерал (II класс «Табели о рангах»; действ. тайный советник) Сенатор Барон Андрей Иванович Дельвиг.

В рамках празднования этой годовщины АО «Мосводоканал» провел ряд мероприятий, посвященных, в частности, чествованию памяти А.И.Дельвига. В их ряду была публикация первого полного научного издания его капитального труда «Мои воспоминания». При поддержке Мосводоканала и РФФИ (Российского фонда фундаментальных исследований) потомки «Водопроводного барона» подготовили к печати авторский текст мемуаров, оригиналы которых хранятся в Российской Государственной библиотеке. Составители не только сверили с оригиналом текст данного издания, но и впервые публикуют фотографии, документы, чертежи и иные материалы из семейного и ряда государственных архивов и музеев. Каждый том содержит около 800 примечаний.

Колоссальные по своему объему воспоминания, включающие 4 тома почти по 700 страниц, а также дополнительные материалы, иллюстрации и примечания (всего  3760 листов рукописного текста), охватывают период с 20-х по 70-е гг. XIX в. Они писались и готовились к публикации в течение около 15 лет, начиная с июня 1871 года после скандального увольнения автора со всех постов в Министерстве путей сообщения, включая по факту и с поста Министра этого ведомства, вследствие прямого отказа выполнять противозаконный приказ Императора Александра II о распределении подрядов на строительство железных  дорог «своим людям».

Презентация этого труда прошла 25 сентября в Московском доме журналиста при поддержке АО «Мосводоканал» и агентства «Интерфакс», а на следующий день в Мытищах состоялось еще одно важное и символическое событие – открытие и освящение креста на месте расположения первого ключевого Громового источника, с которого начинался и Московский водопровод, и инженерный путь «Водопроводного Барона».

С точки зрения современности важно, что спонсоры книги АО «Мосводоканал» и РФФИ разделяют мнение, что поддержка подобных проектов чрезвычайно важна для возвращения нас к истокам Русской культуры и словесности, к истинному значению таких «замыленных» ныне понятий, как патриотизм, гражданская позиция, неподкупность, служение Родине, честь и достоинство, без которых немыслима сама Россия. Может быть, в этом и состоит разгадка большой популярности «Моих воспоминаний» Барона А.И.Дельвига в России и за ее пределами. 

Приглашаем читателей ознакомиться с неоценимым вкладом барона А.И.Дельвига в разработку современных основ водоснабжения и построение системы московского водопровода, а также по достоинству оценить масштаб его личности и профессионального таланта. Этому посвящена данная статья о нем. 

Алексей Дельвиг, доктор медицинских наук

 

Потомки «Водопроводного и Железнодорожного Барона», в лице составителя издания Алексея Дельвига, хотели бы выразить надежду, что публикация второй, наиболее яркой и по-современному злободневной половины (3–4 тома) воспоминаний удивительного по целостности человека и гражданина России, не боявшегося отстаивать ее интересы несмотря на прямые незаконные приказы Императора Александра II, найдут своего спонсора. Спонсорство будет с благодарностью отражено на первой странице книги. По всем вопросам спонсорства, мы просим заинтересованные организации и частные лица обращаться непосредственно в издательство НЕСТОР-ИСТОРИЯ, зам. гл. ред. Елене Федоровне Качановой (Санкт-Петербург: +7 (812) 235-15-86, nestor_historia@list.ru) со ссылкой на составителя.

 

Барон Андрей Иванович Дельвиг скончался в январе 1887 года, оставив потомкам своими деяниями память о себе на века. Какую отрасль народного хозяйства ни возьми, встретим его имя. Будь то перестройка мытищинского водопровода, возведение корпусов тульского оружейного завода, набережных и плотин, прокладка железных дорог. Блестящий инженер – он принимал самое деятельное участие в осуществлении многих крупных строительных проектов ХIХ века.

Первый ученик и любимец учителей

Родился Дельвиг 13 марта 1813 года в селе Студенец Воронежской губернии. Отец – Иван Антонович, обрусевший немец (Рейнгольд Иоганн,1783-1815) был отставным военным в чине майора. Мать – Александра Андреевна (1788—1844), дочь князя Андрея Александровича Волконского, правнучка Григория Ивановича Волконского, который был сподвижником Петра I. О детских годах жизни Андрея Ивановича Дельвига известно немного. По его собственным словам, они «вели в деревне жизнь очень тихую».

В 1821 году А.И. Дельвиг был принят в частный пансион Д.Н. Лопухиной и провел в нем пять лет. По возрасту он был определен в низший класс. Но благодаря багажу знаний, накопленному во время домашнего обучения, быстро стал первым учеником в классе и любимцем учителей. Эта легкость, с которой давалось обучение Андрею Ивановичу, по его признанию, «еще более развила во мне природную всем Дельвигам лень».

Замечательным свидетельством того духа, в котором воспитывали отпрысков русских дворянских родов в начале XIX в., служат слова самого Дельвига: «От нас требовали полного уважения к родным и вообще к старшим. Царь был для нас вполне священным лицом. Малейшие суждения о религиозных предметах, о царской фамилии, о старших отнюдь не допускались. Россию представляли нам первою державой; веру нашу религией выше всех прочих; русский народ – наилучшим народом. В нашей истории все прошедшее было торжественно; одна наша земля производила святых; у нас героев всякого рода было множество; цари были благодетели, Петр Великий – герой-преобразователь; Ломоносов – герой-ученый; Суворов – герой-полководец».

В 1827 году по донесению Николая Ивановича Яниша, который принимал экзамен у молодого барона, Дельвиг поступил в Строительное училище. В титуле указа о его зачислении на учебу говорилось: «по повелению Его Величества Государя Императора Константина Павловича».

Воспитанники, окончившие училище и сдавшие экзамен, продолжали учебу в институте путей сообщения, куда поступил и Андрей Дельвиг. Он завершил учебу в нем в чине поручика за отличие в науках, и в 1832 году был принят на действительную службу в третий округ путей сообщения. На должность его брал все тот же Николай Иванович Яниш, когда-то экзаменовавший юношу, – в то время он работал начальником III Московского округа путей сообщения и был в чине генерал-майора.

Начало трудовой деятельности

В Москве Яниша многие знали по его работам на водопроводе. Он ремонтировал его, «латал», но тот все равно обрушался, ветшал, из-за чего до города доходило малое
количество воды. Именно водопровод и доверили тогда молодому инженеру Дельвигу. Ему постоянно нужно было хлопотать по поводу его обустройства: в водопроводных трубах то и дело появлялись новые трещины, требовался ремонт галереи, ключевых бассейнов у села Большие Мытищи. Дельвигу даже пришлось переехать в село Алексеевское, где в грязной крестьянской избе ему отвели маленькую комнатку.

Инженер, изучавший математические науки, которому прочили блистательную карьеру, вел рабочий журнал, куда ежедневно записывал погоду, число работавших каменщиков и количество использованных материалов. Вот так буднично началась его служба. Из Алексеевского в том же 1832 году Андрей Иванович Дельвиг перебрался в село Большие Мытищи, где занимался переустройством ключевых колодцев, которые пришли в полную негодность. Когда директор этих работ инженер Максимов поручил ему составить сметы и чертежи, Дельвиг признался: не то что простого чертежа не мог выполнить, а и вовсе чертить не умел. Зато он имел отличные математические способности, с легкостью выполнял сложные вычисления и отлично составлял сметы.

Работы на ключевых бассейнах продолжались. По проекту Дельвига завершалась реконструкция одного из них, который называли Святым или Громовым. Над ним была установлена часовня, над дверью которой встроена мраморная плита с надписью «На горах станут воды и гласу грома твоего убоятся». В кирпичном куполе, покрывающем бассейн, была сделана ниша, в которую поставили икону Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» с лампадой, подаренной матерью Андрея Ивановича…

Спустя четыре года, Дельвиг получил за успешные работы на водопроводе первую денежную награду от генерала-адъютанта графа К.Ф. Толя, главного управляющего путями сообщения и публичными зданиями.

Революционный прорыв в водоснабжении

За свою долгую жизнь барон Андрей Иванович Дельвиг освоил немало самых разных наук. Инженеры, бывшие выпускники института путей сообщения, должны были уметь работать в разных отраслях куда бы их не забрасывала судьба. К примеру, Дельвиг, занимаясь мытищинским водопроводом, в 1836 году строил еще и корпуса оружейного завода в Туле. В 1838-м, в чине капитана, участвовал в работах по соединению рек Москвы и Волги.

Вернувшись в 1839 году в Москву, он пошел работать в подчинение полковника Максимова и получил от него, ни много ни мало, как поручение составить смету к его проекту «Водоснабжение Императорского Московского Воспитательного дома». Вместе с этим Максимов назначил Дельвига ответственным за устройство этого водопровода, обустройство набережной и проведение работ по улучшению судоходства на Москве-реке.

В Воспитательном доме – знаменитом на всю Москву и Россию благотворительном учреждении жили сироты, подкидыши и беспризорники. Детей самого разного возраста было очень много, и вопрос со стиркой, помывкой, готовкой стоял серьезный: коромыслами-ведрами проблемы было не решить. И Андрей Иванович впервые применил оригинальные технические решения по водоснабжению этого многоэтажного по тем временам дома.

В 1841 году для устройства домового водоснабжения в Воспитательном доме у Варварского фонтана были установлены паровые машины, проложено несколько верст свинцовых труб по усадьбе и по зданию. Действовала эта машина следующим образом: вначале лишняя вода от Варварского фонтана поступала в здание. По раструбному водопроводу она подавалась в запасной резервуар, далее из подземного резервуара вода насосами поднималась на высоту 28 метров в резервуар на чердаке. Поскольку мытищинской воды было недостаточно, для промывки ватерклозетов и стирки белья вода бралась из Москвы-реки. Насосы могли попеременно качать в отдельные емкости мытищинскую или москворецкую воду, для чего были установлены специальные запорные краны. Таким образом, в доме был устроен «двойной водопровод»: речной, который при помощи специального сосуна забирал воду на расстоянии 11,8 м от набережной, и внутридомовой, обеспечивающий водой всех жителей Воспитательного дома.

Нагнетание воды производили две паровые машины с котлами. При каждой имелось по два насоса с воздушным колпаком. Подача воды составляла 266 литров в минуту. Всего запас питьевой воды составлял около 129 куб.м. Общая длина труб здания превышала 2,5 км. Строительство водопровода стоило тогда немалых денег – за все платили серебром.

…. Впоследствии Андрей Иванович Дельвиг отмечал, что на этих работах он лишний раз убедился в необыкновенной сметливости простого русского народа, особенно каменщиков и плотников. Он приводил в доказательство случай, когда безграмотный десятник-каменщик Савелий давал ценные советы при прокладке внутри дома свинцовых труб, чем не только помог общему делу, но и несказанно удивил присутствующего при этом английского инженера. Таким образом, если Дельвига считать первым русским водопроводным инженером, который ввел математические расчеты в проект водоснабжения, то по справедливости, каменщика Савелия – первым водопроводным прорабом.

Стоит отметить, что действовавшая в Воспитательном доме система водоснабжения была революционным прорывом для того времени. Только представьте: она успешно работала более 170 лет назад! За водоснабжение Воспитательного дома А.И. Дельвиг тоже был отмечен денежной премией. Сам же Воспитательный дом на Москворецкой набережной (длиной 379 метров!), к слову, сохранился до наших дней. Точнее, это крупнейшее здание дореволюционной поры. В нем сегодня располагаются Военная академия ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и Российская Академия медицинских наук.

Во главе московских водопроводов

В 1852 году, после смерти инженера Максимова, Дельвига приказом главнокомандующего путями сообщения назначили начальником московских водопроводов. Городские власти осознавали необходимость реконструкции московского водопровода ввиду ветхости его сооружений, недостатка подачи воды и ее неважного качества. Еще в 1850–1852 годах Максимовым была предпринята попытка
увеличить водоснабжение города за счет забора воды из Москвы-реки. Но результаты не оправдали ожиданий: вода шла сразу в водоразборные фонтаны, без какой-либо очистки. В этих условиях перед новым директором московского водопровода стояла сложная задача. Будучи блестящим профессионалом, знающим все технические новшества, Дельвиг разработал новую стратегию забора воды.

Андрей Иванович полагал, в отличие от Бауэра и своего предшественника генерала Максимова, что из Мытищинских ключей можно брать больше воды – не 330 тысяч, а 550 тысяч ведер в сутки за счет нового понижения горизонта воды в старых ключевых бассейнах в Мытищах. Он подготовил проект, который высочайше был одобрен в 1854 году, после чего Дельвиг приступил к осуществлению задуманного. При этом одним из главных принципов, заложенных в проекте А.И.Дельвига, был отказ от каменных акведуков, которыми еще древние римляне проводили себе воду. На смену им строились водоподъемные станции с резервуарами, прокладывались чугунные трубы, устанавливались паровые машины – все для подачи воды в город в достаточном количестве.

Чтобы быть ближе к месту работ, Дельвиг нанимал летом дачу под Богородицком, откуда ездил на лошадях в Мытищи, где велись основные работы по реконструкции водопровода. Впоследствии он переселился в так называемый «дом для приезда начальства» в селе Алексеевском. В нем вместе с Дельвигом жили студенты Института путей сообщения, направленные на строительство московского водопровода на летнюю практику.

Барон Дельвиг никому не доверил покупку насосного оборудования для новых водоподъемных зданий. Посетив заводы в Берлине, Гамбурге, Брюсселе и Лондоне, он остановил свой выбор на паровых машинах дома «Джеймс Уатт и К». Постепенно строительные работы подходили к завершению, и уже в ноябре 1858 года Москва начала получать в 2,5 раза воды больше прежнего. Именно благодаря трудам Дельвига москвичи получили воды столько, сколько требовалось. Об этом было написано и в статье «Московский Мытищинский водопровод», опубликованной в «Русском художественном листке» в 1860 году: «… Водопровод оправдал ожидания жителей Москвы и при его исполнении Дельвиг показал себя не только честным и добросовестным исполнителем, но и ученым-инженером, вводящим новые данные в гидравлику…».

За реконструкцию водопровода и в день 50-летия службы в офицерских чинах А.И.Дельвигу преподнесли тогда подарок – серебряное ведро работы фирмы Поставщика Императорского Двора П.Овчинникова. На одной его стороне в виде барельефа были изображены изба и перед ней телега, крестьянин, мальчик и две лошади, а с другой стороны – выгравирована надпись: «Глубокоуважаемому Снабдителю Москвы здоровою водою Андрею Ивановичу барону Дельвигу от Москвича. 1880 г».

Мытищинскую воду возили и в Санкт-Петербург для жены барона Дельвига, когда супруги поселились в северной столице. Андрей Иванович организовал ее доставку из Москвы, так как невская, по мнению врачей, оказалась вредной для его супруги. Воду возили таким вот образом более 13 лет, с одной лишь разницей – сначала каждый день, а последующие годы – через день.

Талантливый инженер, выдающийся организатор, неординарная личность

…Разные обязанности приходилось исполнять барону Дельвигу. Он был членом Комитета по надзору за устройством фабрик и заводов в Москве и уезде, председателем архитектурного совета комиссии по постройке Храма Христа Спасителя. Андрей Иванович исполнял эту должность и с 1852 по 1861 годы. В 1857 году в свет вышел его многолетний труд «Руководство к устройству водопроводов», где он изложил теоретическую разработку основ гидравлики, исследовал законы движения жидкости по трубам, сделал анализ потерь напора. За эту работу Академия Наук назначила ему вторую Демидовскую премию.

В 1867 году Дельвиг был избран председателем Императорского русского инженерно-технического общества. В 1867–1871 годах Дельвиг – Главный инспектор и начальник железных дорог России. Некоторое время он был министром путей сообщения. «Железные дороги, – отмечал Андрей Иванович, – несут с собой народу просвещение и цивилизацию. Чтобы ускорить это важное дело, надобно всячески учить и просвещать самих железнодорожников».

Как отмечали современники барона, горячее стремление к правде, преданность науке, беспредельная любовь к России и всему русскому были характерны для этого человека с иностранной фамилией. Но откуда она кстати? Предок отца Андрея Ивановича был родом из Вестфалии. В своих воспоминаниях Дельвиг писал: «Фамилия наша в старину была богата». Постепенно далекие родственники-предки состояние промотали, и последующим поколениям остались одни долги. Уже отец Андрея Дельвига, не имея никакого состояния, очень рано поступил на военную службу. Фамилия была хоть и бедная, но знатная, сплошь князья да бароны. Это и позволяло Дельвигам вращаться в светском обществе, водить знакомства и дружбу с передовыми людьми того времени.

Молодой барон Дельвиг, к примеру, часто сам бывал в гостях, да и к нему приезжали А.С.Пушкин, П.Я.Чаадаев, М.Ю.Лермонтов, А.И.Герцен, Н.А.Некрасов. С некоторыми из них встречался запросто и дружил. У Андрея Ивановича были теплые отношения со своим двоюродным братом Антоном Дельвигом, другом Пушкина. Он вспоминал, что Антон был «очень добрый человек, весьма мягкого характера, чрезвычайно обходительный со всеми». Антон Дельвиг обладал поэтическим тактом, и его друзья поэты, прежде чем отправить печатать свои стихи, отсылали их ему для прочтения. И.А.Крылов и П.А.Вяземский, как пишет А.И. Дельвиг, «высоко ставили оценку А.Дельвигом произведений изящной словесности».

Казалось бы, такие «корни», светское окружение, образованность! Однако придворная карьера Андрея Ивановича Дельвига не задалась. Дело все было в его характере – строптивом, независимом, но справедливом. Например, Дельвиг не раз отказывал в концессиях на строительство высокопоставленным царским чиновникам, если это могло принести убытки государственной казне. О нем даже поговаривали: «Слеплен не из той глины, из которой делают министров».

…В течение долгой трудовой деятельности Дельвиг изъездил европейскую Россию во всех направлениях. Он занимался строительством мостов, гидротехнических сооружений. При его участии проложено 32 железные дороги общей протяженностью 11 тысяч верст. Он строил шоссейные дороги от Кавказа до Санкт-Петербурга. По его проекту был возведен каменный мост через Днепр в Киеве, мост на реке Упе в Туле. Дельвиг был также автором проектов по соединению рек Москвы и Волги, Волги и Дона. Были в его жизни и эпизоды, связанные с военными кампаниями на Кавказе, в Венгрии, где ему довелось руководить работами по устройству переправ через реки, строительству дорог…

Сенатор, инженер-генерал-лейтенант, общественный деятель – барон Дельвиг был личностью, безусловно, неординарной. В своих мемуарах он описал много интересных событий и явлений русской жизни середины ХIХ века. И все-таки особая грань в его масштабной и разносторонней деятельности – это водопроводное дело, которому он отдал почти 25 лет своей полувековой службы. И как отдал! Самозабвенно, с воодушевлением, талантом, отеческой заботой о Москве и горожанах. 

Комментарии закрыты.