Дмитрий Спицын,
коммерческий директор ГК «ВЗЛЕТ»
В России политика энергосбережения объявлена одним из государственных приоритетов. Одним из действенных инструментов ее воплощения должен был стать Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 № 261-ФЗ. Однако его применение на практике оказалось затруднено по ряду причин. Попытаемся разобраться, какие барьеры стоят сегодня на пути его реализации, и какие имеются способы стимулировать его исполнение.
Климатические условия нашей огромной страны сложно назвать благоприятными. Ее географическое расположение создает массу объективных сложностей для сельского хозяйства, производства и ЖКХ. Если говорить простыми словами – у нас холодно. А значит, для нормальной работы предприятий и жизни людей требуется много энергии, много топлива. В результате затраты энергии на производство единицы товара многократно превышают аналогичные показатели ведущих экономик мира. На практике это означает снижение конкурентоспособности российской экономики.
При движении от сырьевой экономики к производству качественных продуктов, пользующихся спросом на мировом рынке, решение проблемы высоких энергозатрат становится одной из важнейших задач. Понятно, что по этому показателю мы не сможем достичь и даже приблизиться к таким странам как Индия. Однако мы вполне способны существенно улучшить ситуацию за счет снижения потерь и рационального использования энергии.
В озвученной проблеме нет ничего нового. И среди ученых, и в органах власти это не составляет ни для кого секрета. Пути решения существующей проблемы также предлагаются уже довольно давно.
Первое, с чего следует начать, это точно установить, куда энергия расходуется, где намечается ее избыток, а где нехватка. То есть нужно обеспечить полный приборный учет производства и потребления энергоресурсов.
Процесс установки приборов учета идет с середины 90-х годов прошлого века. Продвигается он не очень активно, но движение есть. Придать ускорение этому процессу был призван ФЗ № 261 – так называемый закон об энергосбережении.
Появление новой редакции закона об энергосбережении поначалу вызвало эйфорию. Поскольку он четко устанавливал сроки, в которые 100% объектов должны были быть обеспечены узлами учета потребления энергии всех видов. Но в дальнейшем начались коррективы, сначала сроков, а затем – ответственных. В результате, спустя почти семь лет действия закона № 261, к реализации мероприятий по энергосбережению по-настоящему еще и не приступали.
Новые старые задачи
Осенью 2016 г. ситуация с приборным учетом выглядит гораздо лучше, чем 10 лет назад. С одной стороны, это не может не радовать. С другой стороны, расстраивает то, что «белых пятен» еще много, а в Северном Ледовитом океане не появилось теплое течение, хотя зимы и стали мягче. Таким образом, решать проблему энергоэффективности по-прежнему надо. Тем более в условиях санкций и падения нефтяных доходов.
Задачи остались прежними, но появилось несколько нюансов, которые серьезно влияют на ситуацию. Как и ранее имеется потребность в постоянной достоверной информации о движении энергии на всем пути от источника до конечного потребителя.
Проблему можно разделить на четыре составляющих.
- Организация полного учета на источниках энергии, в том числе ТЭЦ, ГЭС, АЭС. Должны быть обеспечены измерения на всех входящих потоках (топливо, вода и т.д.) и выходящих потоках.
- Организация учета при транспортировке энергии (в точках разделения потоков) и в точках продаж энергии коммунальным компаниям.
- Организация учета у абонентов (в том числе квартирный учет, при условии заключения прямых договоров с собственниками жилых помещений).
- Объединение информационных потоков по позициям 1–3 в общую измерительно-аналитическую систему.
Все четыре задачи – не новые, но важно учитывать потребности клиентов и современные технические возможности. В 2016 г. очень многие делают покупки, оплачивают счета и смотрят кино, не выходя из дома. Доступность информации достигла небывалой высоты. В таких условиях мало кто согласен оплачивать счета за энергоресурс, не обладая всей информацией. Причем делать это людям удобно, опять же, у себя дома.
Поэтому ограничивать возможности автоматизированных систем сбора показаний опросом приборов раз в месяц не разумно – все заинтересованные стороны хотят видеть информацию о состоянии сетей энергоснабжения в реальном времени. Более того, настал момент, когда АСКУЭ пора сделать действительно системами диспетчеризации – должна быть реализована возможность оперативно и удаленно вмешиваться в распределение потоков энергии. Именно в этом случае возможно реальное энергосбережение. Настало время комплексного учета с применением современных технологий связи.
Оптимальное решение озвученных задач возможно при сокращении издержек на проектирование, монтаж и обслуживание узлов. Фактический провал программ установки приборов с пятилетней рассрочкой, кроме юридических сложностей, вызван и неоправданной дороговизной учета энергореусрсов.
Сокращение издержек возможно при выполнении следующих условий:
- сокращение числа производителей приборов в зоне обслуживания. Этот шаг позволяет сократить затраты на проектирование узлов учета за счет унификации процесса. Отсутствие «уникальных» приборов позволяет снизить затраты на проектирование за счет конкуренции проектных организаций;
- широкая линейка модификаций приборов учета для обеспечения оптимального соотношения цена/возможности. Наличие возможности «тонкого» выбора конкретного исполнения позволяет заказчику достичь максимального приближения к оптимальной стоимости узла учета;
- производитель приборов обладает развитой сетью сервисных центров. Здесь сокращение затрат идет от оптимизации расходов на логистику и сокращения времени бесприборного учета.
Имеет смысл упомянуть и о необходимости ориентироваться на отечественного производителя.
Главное – создать условия
Всем указанным критериям соответствует Группа Компаний «Взлет» – лидер рынка производства приборов учета расхода воды, газа и тепловой энергии. Линейка продукции обеспечивает потребности энергоснабжающих компаний по всем четырем пунктам. Широкий модельный ряд и развитой сервис компании обеспечивают оптимизацию затрат на проектирование, монтаж и обслуживание узлов учета. Все приборы внесены в Государственный реестр средств измерений РФ, качество продукции компании подтверждено сертификатами соответствия МОЗМ. Компания имеет большой опыт реализации крупных проектов совместно с генерирующими компаниями.
Номенклатура продукции ГК «Взлет» включает в себя современные средства измерений, обеспечивающие достоверный учет на источниках энергии, на магистралях, в точках передачи энергии, у абонентов и в квартирах. Кроме того, компанией накоплен большой опыт производства средств автоматического регулирования, а также систем удаленного сбора данных о потреблении. Новые разработки обеспечивают удаленное управление системами регулирования потребления, что полностью обеспечивает возможность внедрения комплексной системы учета и диспетчеризации в зоне ответственности энергоснабжающей компании.
Таким образом, технических проблем практически нет. Главное – создать условия, при которых организация учета не становилась бы обузой. Обязанность устанавливать узлы учета возложена на ресурсоснабжающие организации. Более того, в Правительстве РФ подготовлен законопроект, устанавливающий новый порядок наказания РСО за отсутствие приборов учета. Если до сих пор решение о наложении штрафа принимала Федеральная антимонопольная служба РФ по представлению жилищной инспекции, то теперь штраф сможет накладывать сама жилинспекция.
Таким образом дается четкая установка на ускорение процесса установки приборов.
Вместе с тем одними штрафами дело не исправишь. Говоря откровенно, внедрение учета и последующие энергосберегающие мероприятия – это потеря выгоды для энергетиков. Поэтому необходим экономический механизм, обеспечивающий сохранение рентабельности. Надеемся, что скоро такой механизм появится, и поставленные задачи будут решены.