Евгений Гашо,
доцент Московского энергетического института
Вячеслав Пузаков,
выпускающий редактор журнала «Новости теплоснабжения»
Екатерина Репецкая,
заместитель генерального директора по энергоэффективности ООО «Даер»
Для эффективной реализации мер по энергосбережению необходимо сформировать ряд стимулирующих механизмов. В их числе финансово-экономические механизмы, нормативная правовая база, информационно-пропагандистские меры, тарифное стимулирование.
Реализация ряда технических мероприятий, необходимых для развития энергосистемы региона и повышения уровня энергоэффективности, требует совершенствования нормативного правового поля, создания благоприятной мотивационной среды и формирования различных стимулирующих механизмов, в том числе:
- финансово-экономических механизмов;
- нормативной правовой базы, регламентов и стандартов;
- информационно-пропагандистских мер;
- рычагов тарифного и иного стимулирования.
Полноценная и масштабная деятельность в сфере энергосбережения требует создания целой системы финансово-экономических механизмов, основанной на комплексном подходе к решению проблемы энергосбережения региона с учетом его особенностей.
Структура таких механизмов требует привлечения значительных инвестиций из разных источников финансирования. Важно разработать механизмы, которые не только мотивировали бы реализацию энергосберегающих мероприятий, но и создавали бы нужные предпосылки будущего развития региона.
Разработка и внедрение стимулирующих механизмов, как правило, проходят ряд этапов, которыми являются:
- предварительная оценка объема финансовых средств, которые могут быть сэкономлены в результате реализации технических и организационных мероприятий;
- построение потоковых (финансовых, документальных) схем взаимодействия между всеми участниками процесса;
- построение правовой карты (анализ правового обеспечения существующих схем), включающей в себя федеральное и региональное законодательство, регламенты, нормативы;
- разработка изменений и дополнений с целью корректировки существующих схем для формирования механизма;
- согласование и внедрение разработанных изменений;
- мониторинг действенности механизма.
Рис. Структура программных мотивационных механизмов энергосбережения.
Основным правилом при разработке стимулирующих экономических механизмов является окупаемость проектов. Дополнительное стимулирование быстро окупаемых проектов не требуется. Необходима поддержка важным с позиции развития региона и не окупаемым при текущих условиях проектам.
В этом случае требуется консолидация всех побочных экономических эффектов (таких как уменьшение бюджетных затрат, повторное использование высвобожденной мощности, предотвращение опасной перегрузки элементов энергосистем, экологические эффекты) и ее трансформация в экономически привлекательные условия для реализации проектов.
Гармоничное внедрение финансово-экономических механизмов, направленное на использование в комплексе различных источников финансирования, должно сопровождаться повышением эффективности нормативного правового поля энергосбережения региона.
Примеры осуществления мер по энергосбережению в различных странах
Специалистами Всероссийского научноисследовательского проектного института энергетической промышленности (ОАО «ВНИПИэнергопром») в 2009 г. был проведен анализ требуемых для реализации в Российской Федерации механизмов, направленных на поддержку внедрения энергосберегающей политики. Было предложено свыше 100 таких механизмов, которые можно разделить на 5 групп, как показано на рисунке.
Основная доля в текущих условиях для повышения энергоэффективности отводится жестким требованиям, стандартам и запре там (52%), госконтроль и управление составляют 22%, субсидии, льготы, бюджет – 11%, информация и пропаганда – 9%, бизнес – всего 6%. Именно последовательные и жесткие меры сейчас весьма актуальны на пути энергосбережения в России, ряде других стран.
В таблице приведены базовые механизмы осуществления мер по энергосбережению в разных секторах экономики с примерами их реализации в различных странах мира. Стимулирующие механизмы демонстрируют, как повысить мотивацию субъектов в разных секторах экономики, преодолеть барьеры на пути активной реализации потенциала энергосбережения.
Таблица. |
|
Мероприятия и обеспечивающие механизмы |
Примеры реализации |
Варианты модернизации; надстройка действующих энергоблоков газотурбинными установками; утилизация тепла дымовых газов; освоение новых технологий, создание тиражируемых проектов |
В России энергокомпании «Башкирэнерго» и «Татэнерго» стали одними из первых, начавших внедрение газотурбинных и газопоршневых установок (ГТУ и ГПА) как российского, так и зарубежного производства (Салихов А.А. Неоцененная и непризнанная «малая» энергетика. – М.: Издательство «Новости теплоснабжения», 2009. – 176 с.). Так, за период 2002–2004 гг. специалистами ОАО «Башкирэнерго» было введено в общей сложности 17 ГПА на 5 объектах общей установленной электрической мощностью 34,25 МВт и 30,15 Гкал/ч тепловой мощностью. В 2003 г. на Казанской ТЭЦ-1 ОАО «Татэнерго» был построен первый в Республике Татарстан комплекс ГТУ-ТЭЦ суммарной мощностью 50 МВт (2 блока по 25 МВт) на базе современных газотурбинных технологий с утилизацией тепла уходящих газов в котлах-утилизаторах. В ходе эксплуатации зарубежных агрегатов происходили отказы отдельных узлов, что в совокупности с отсутствием на тот момент налаженного сервиса повлекло за собой длительные простои оборудования. |
Оптимизация структуры энергоисточников |
В Дании имеется Национальная система планирования теплоснабжения (Пузаков В.С. Теплоснабжение по-европейски // Новости теплоснабжения, 2008, № 8,18–23). Муниципалитеты обязаны планировать развитие систем теплоснабжения (но не обязаны создавать эти системы). Особым направлением в политике энергосбережения в Дании стала перестройка систем теплоснабжения в сторону их централизации вокруг ТЭЦ, в том числе мини-ТЭЦ мощностью менее 1 МВт. Сегодня в системе ЦТ Копенгагена около 30% годового спроса на тепло покрывается за счет энергии, получаемой от переработки мусора; основным источником топлива является биомасса (50%). До 12–18% производства тепла обеспечивается углем. Незначительный процент в тепловом балансе составляют природный газ и нефть (причем, в Дании самая высокая цена природного газа в Европе – 1123 евро за 1000 м3 – данные 2007 г.). Все энергоисточники работают на общую систему, в первую очередь загружаются все источники по сжиганию отходов (мусора) и утилизации тепловой энергии от промышленных сбросов, затем загружаются системы ЦТ и только потом – пиковые котлы. Электроотопление в Дании категорически запрещено (хотя еще осталось, в виде исключения, несколько домов, которые отапливаются электрокотлами). При выработке тепловой энергии во Франции также сначала загружаются источники по сжиганию мусора, затем источники на угле, природном газе и только потом на мазуте (Пузаков В.С. Теплоснабжение по-европейски // Новости теплоснабжения, 2008, № 8, 18–23). |
Повышение доли применения возобновляемых и нетрадиционных источников энергии. Комплексное использование местных, вторичных энергоресурсов |
Система «зеленых сертификатов» на электроэнергию была введена в Швеции в мае 2003 г. в рамках процесса передачи программ финансирования от государства рынку (Энергоэффективная Швеция // Новости теплоснабжения, 2008, № 2, 13–18). Целью этой системы было увеличение объема выработки электроэнергии на базе ВИЭ на 10 ТВт.ч в год в период с 2001 по 2010 гг. без учета энергии, вырабатываемой на существующих крупных ГЭС. Сертификаты могут предоставляться на электроэнергию, полученную за счет использования энергии ветра, солнца, волн, торфа, геотермальной энергии, определенных видов биотоплива и гидроэнергии. Все потребители электроэнергии должны приобретать сертификаты в соответствии с долей своего электропотребления. Например, в 2004 г. «зеленые сертификаты» необходимо было приобретать на 8,1% объема энергопотребления. Эта величина ежегодно увеличивается и в 2010 г. достигнет 16,9%. Правительство Швеции осуществляет программу инвестиционной поддержки перехода от прямого электрического и нефтяного отопления на централизованное теплоснабжение, биоэнергию, тепловые насосы и солнечное отопление – это пятилетняя программа, начавшаяся в 2006 г. (Энергоэффективная Швеция // Новости теплоснабжения, 2008, № 2, 13–18). Ее бюджет составляет 2 млрд шведских крон, а оказание поддержки осуществляется в форме субсидий. |
Повышение эффективности тепловых сетей |
Сейчас одним из новшеств в стимулировании энергосбережения у потребителей в Дании является уменьшение величины тарифа за снижение температуры обратной сетевой воды, с обязательным соблюдением определенных требований для потребителей (Пузаков В.С. Теплоснабжение по-европейски // Новости теплоснабжения, 2008, № 8, 18–23). Средний уровень потерь в тепловых сетях Латвии составляет около 17%, причем в некоторых системах теплоснабжения он достигает 20–30% (Дубсон М.И. Опыт эксплуатации тепловых сетей и индивидуальных тепловых пунктов предприятия «Ригас Силтумс» // Новости теплоснабжения, 2008, № 4, 14–20). В соответствии с документом «Направления развития энергетики на 2007– 2016 гг.», в стране необходимо обеспечить снижение среднего уровня тепловых потерь в передающих и распределительных сетях с 17 до 14% (в тепловых сетях Риги в ходе реконструкции системы ЦТ уровень тепловых потерь был снижен с 20% в 1998 г. до 13% в 2007 г.). В настоящее время в Латвии заменено около 19% изношенных тепловых сетей. |
Повышение эффективности систем водоснабжения |
Для преодоления двух основных препятствий к массовой установке приборов учета воды (стоимость установки и процесс перевода потребителей на новую систему оплаты) муниципалитет г. Еревана (Армения) принял закон о частичном списании задолженности потребителям, которые установят у себя приборы учета. В результате реализации этой программы количество установленных приборов учета возросло с 1 тыс. шт. в 1999 г. до 277 тыс. шт. в 2005 г. В настоящее время около 80% бытовых потребителей оснащено приборами учета, что включает приблизительно 90% всех многоквартирных домов Еревана. В результате применения приборов учета и использования тарифных схем с оплатой только за фактическое потребление воды среднее потребление воды на душу населения сократилось с 250 до 110 л. Совокупное потребление во всех секторах снизилось с 112 млн м3 в 2002 г. до 77 млн м3 в 2005 г., то есть почти на 30%. |
Повышение энергетической эффективности бюджетной сферы |
В США с 1985 г. федеральное правительство в целом снизило потребление энергии на 1 м2 площади федеральных зданий более чем на 23% в 2001 г., превысив целевой показатель (20%), установленный для 2000 г. Федеральному правительству удалось сэкономить почти 1,4 млрд долл. в 2001 г. По сравнению с 1985 г. в результате снижения расходов на энергоресурсы. В Германии соответствующим законом запрещено устанавливать холодильные машины в системах кондиционирования зданий бюджетной сферы, так как полагается, что налогоплательщик не должен платить за комфорт правительственных чиновников (Гершкович В.Ф. Антиевропейское кондиционирование // Энергосбережение в зданиях (г. Киев), 2010, № 2). |
Повышение энергетической эффективности жилищного фонда |
В Словакии крупное жилищное строительство долгое время велось по старым техническим стандартам от 1970 г. (сегодня весь новый жилищный фонд строится по новым стандартам, отвечающим требованиям ЕС), в связи с этим на всех «старых» зданиях запланирована реализация энергосберегающих мероприятий – утепление зданий и др. (Особенности энергоснабжения Словацкой Республики // Новости теплоснабжения, 2010, №2, 12–17). Для повышения уровня энергоэффективности зданий в рамках действующей нормативно-законодательной базы некоторые мероприятия на ряде зданий, подключенных к системе ЦТ, уже реализованы: в 88% жилых зданий установлены узлы учета тепловой энергии; на 57% жилых зданий налажен гидравлический режим; в 55% жилых зданий установлены регулирующие клапаны. Рост цен на тепловую энергию привел к увеличению объемов мероприятий по энергосбережению, в частности по утеплению зданий. |