Юрий Яровой,
вице-президент НП «Российское теплоснабжение»
Учет энергопотребления является очень важным инструментом, дающим возможность экономного расходования топливно-энергетических ресурсов и повышения энергоэффективности российской экономики. Учету отведена особая роль в реализации Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». О том, какая сложилась сегодня в стране ситуация с учетом тепловой энергии и что здесь предстоит сделать в самое ближайшее время, мы беседуем с вице-президентом Некоммерческого партнерства «Российское теплоснабжение» Юрием Яровым.
Уважаемый Юрий Васильевич, насколько сейчас распространен учет тепловой энергии в жилых
домах на территории России?
Точного ответа на этот вопрос сегодня нет. Никто такого мониторинга не проводил. Имеются только экспертные оценки. Согласно этим оценкам приборами учета оснащено около 30–35 % жилых домов, но это весьма приблизительная цифра. В соответствии с требованием Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г. «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» все жилые многоквартирные дома в стране должны были уже до конца 2011 г. быть оснащены приборами учета. Это оснащение должно производиться за счет средств потребителей, но по инициативе и при участии теплоснабжающих организаций. Несмотря на недавний перенос этих сроков на полгода вперед, данное обстоятельство ничего не может изменить в том, что выполнение этой масштабной работы в установленные сроки является маловероятным.
В этой связи в ближайшие годы почти во всех регионах России за редким исключением должен сохраниться достаточно высокий спрос на приборы учета. При этом следует иметь в виду, что оснастить дом приборами учета – это только часть дела. Необходимо еще обеспечить, чтобы эти приборы работали по назначению и чтобы по их показаниям осуществлялись взаиморасчеты за потребленную тепловую энергию.
Кстати, какие из регионов сегодня являются лидерами по объему внедрения приборов учета?
Точных цифр по объемам внедрения приборов учета в различных регионах сегодня тоже нет. Но в качестве наиболее продвинутых в этом отношении можно назвать Москву, Московскую область, Республику Татарстан, г. Томск. Вообще данная работа идет лучше там, где имеются более энергичные губернаторы или мэры, которые стараются думать о благополучии своих граждан.
Каковы сегодня основные источники финансирования работ по закупке и установке приборов учета?
Это важный вопрос. Ситуация сложилась таким образом, что в настоящее время оснащение потребителей приборами учета закон вменяет в обязанность теплоснабжающим организациям. А у них свободных денег на выполнение этих работ нет. Получается, что для этих целей надо брать кредиты. При этом сразу встает вопрос: каким образом обеспечить возврат заемных средств? Теплоснабжающим организациям сегодня законодательно разрешено затраты на оснащение потребителей приборами включать в тариф на свои услуги. А вот на проценты по кредитам это разрешение не распространяется.
Учитывая, что проценты на выдаваемые у нас кредиты составляют весьма значительную величину, использование данного источника финансирования во многих случаях является для теплоснабжающих организаций проблематичным. Более того, сейчас активно применяется административная практика установки предельных индексов на рост тарифов. Так что и базовую часть кредита не всегда представляется возможным вовремя выплачивать.
В последнее время возник еще один инвестиционный механизм внедрения узлов учета. На рынке появились определенные структуры, которые предлагают услуги по поставке и монтажу приборов учета с рассрочкой оплаты. При этом оснащение узлов учета осуществляется полностью на средства указанного инвестора, который заключает соответствующий договор с администрацией какого-либо территориального образования или с другим подразделением, представляющим интересы потребителей. Потребитель данной услуги оплачивает ее по частям в оговоренные сроки. Схема оплаты устанавливается, как правило, не обременительной и легко реализуемой потребителями средств (услуг).
При этом полностью решается проблема возврата процентов по кредитам, поскольку в данной схеме проценты в явном виде отсутствуют. А возврат инвестированных средств можно производить в течение длительного времени из различных источников: тарифа, бюджетных средств и т.д.
Ярким примером инвестора такого типа является компания «Теплоком», которая производит широкий спектр качественных приборов для учета тепла и имеет возможность вложить средства в оснащение потребителей указанными приборами и системами. Такой источник финансирования работ по внедрению учета является, на мой взгляд, сегодня наиболее работоспособным и привлекательным и останется таковым на ближайшую перспективу.
Если жители дома решили установить у себя узел учета, куда им следует обратиться с просьбой об оснащении дома соответствующей системой и где можно получить информацию об имеющихся источниках финансирования данных работ?
С этими вопросами необходимо обратиться в теплоснабжающую организацию, обслуживающую данный жилой дом. Именно теплоснабжающая организация единовременно заплатит за закупку приборов и их установку. А жители будут рассчитываться с ней по частям в течение пяти лет.
Существуют ли в теплоснабжающих организациях очереди на установку узлов учета? Если да, то по какому принципу устанавливается очередность: по срокам подачи заявки от дома или по другим критериям, например, по территориальному расположению дома?
В соответствии с требованием Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» теплоснабжающие организации уже разослали во все управляющие компании и объединения собственников обслуживаемых домов письма с предложением оснастить дом узлом учета за счет средств теплоснабжающей организации с необходимостью последующего возврата жителями дома этих средств в течение пяти лет. Те, кто хотели установить в своем доме приборы учета, заключили соответствующий договор, и указанные приборы у них уже стоят. От всех остальных требуется только их добрая воля и инициатива. При получении заявки на оснащение дома системой учета теплоснабжающая организация должна немедленно инициировать процесс заключения договора и подготовки проектной документации на узел учета. Таким образом, сейчас все зависит только от инициативы самих жителей. Если же такой инициативы не последует, то через полгода теплоснабжающие организации будут производить установку уже в обязательном порядке.
Кто и по каким критериям осуществляет выбор приборов учета, которые будут устанавливаться?
Сегодня в России не придерживаются какого-то единого подхода в этом вопросе. Часто бывает, что теплоснабжающая организация, пользуясь своим монопольным положением, диктует потребителям свои условия выбора. Эти условия могут основываться в том числе и на объективных причинах, например, унификации технических решений и обслуживаемого приборного парка. Но все же более правильным является подход, когда потребитель также имеет право выбора приборов, которые будут у него установлены. Мы надеемся, что в процедуре выбора приборов вскоре будет наведен порядок. Сейчас завершается процесс согласования проекта новых Правил коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя. В новой редакции Правил прописан механизм, устанавливающий равные права и обязанности теплоснабжающих организаций и потребителей. После утверждения новых Правил законодательно будет исключен произвол теплоснабжающих организаций. Потребители получат необходимые права по самостоятельному выбору приборов учета. Правда, эти права будут сочетаться с обязанностью выбора только тех видов приборов, характеристики которых соответствуют требованиям, которые также будут прописаны в новых Правилах.
Скорее всего, в каждом случае будут десятки приборов, которые по своим характеристикам соответствуют нормативным требованиям. Как из них выбрать лучший?
Это действительно сделать очень непросто. Однозначно ответить, какой из приборов лучше, по абсолютно объективной оценке в целом ряде случаев совершенно невозможно. Даже к проработавшим значительное время одним и тем же маркам приборов у различных потребителей неоднозначное, а порой и прямо противоположное отношение и не совпадающая оценка их качества. Мы столкнулись с таким феноменом в оценке приборов, когда Некоммерческое партнерство «Российское теплоснабжение» производило опрос пользователей теплосчетчиков в рамках разработки своей Системы качества теплоснабжения. Иногда на оценку прибора влияла всего одна его особенность, которая на первый взгляд казалась далеко не самой главной.
Например, если прибор имеет только сетевое электропитание и не имеет автономного, то, каким бы хорошим он ни был по остальным показателям, его использование в населенных пунктах с частыми отключениями электричества или резким падением напряжения в сети вызовет многочисленные проблемы, связанные с постоянными отключениями и большими перерывами в работе. Так что на стадии выбора прибора необходимо проанализировать множество факторов его последующей работы и для этого лучше обратиться к специалистам.
Расскажите, пожалуйста, подробнее о требованиях, которые предъявляются Системой качества, разрабатываемой НП «Российское теплоснабжение» к производителям и поставщикам приборов учета.
Система качества теплоснабжения, разрабатываемая Некоммерческим партнерством «Российское теплоснабжение», устанавливает более жесткие требования к тем параметрам приборов, которые регламентируются также Росстандартом при включении приборов в свой реестр. Кроме того, этой Системой прописывается выполнение и массы дополнительных требований. К их числу можно отнести, например, минимально необходимый объем производства, наличие у производителя приборов современной лабораторной базы по контролю качества продукции, проливных установок для метрологического освидетельствования приборов, ремонтных служб в регионах массового применения продукции, системы бесплатного обучения специалистов по монтажу и эксплуатации приборов, а также целый ряд других требований.
Лишним доказательством того, что выполнить все эти требования весьма непросто, является нынешняя ситуация, когда в реестр производителей качественной продукции по учету данной Системы качества включены пока только две компании: «Теплоком» и «Тепловизор».
Каковы основные проблемы эксплуатации действующих систем учета?
На мой взгляд, это отсутствие квалифицированного обслуживающего персонала. А применительно к жилым домам есть еще проблема частного порядка – это отсутствие доступа к показаниям приборов у жителей дома. Я сам был лично свидетелем ситуации, когда член ревизионной комиссии ЖСК, который разбирается в показаниях приборов учета, получил по знакомству распечатку этих показаний за отопительный сезон со счетчика в своем доме. При анализе этих показаний он установил, что только за три месяца управляющая компания завысила величину платежей на 1,5 млн руб. Смею предположить, что такие случаи происходят довольно часто из-за непрозрачности снятия показаний с приборов и отсутствия контроля за этим процессом со стороны жителей домов.
Кто обычно снимает показания с приборов учета: управляющая компания, теплоснабжающая или какая-то третья организация, например, обслуживающая прибор? Как эта процедура будет осуществляться в соответствии с новыми Правилами коммерческого учета?
Сейчас это делается везде по-разному, кто во что горазд. Новые Правила учета требуют обеспечить равный доступ к показаниям приборов учета как теплоснабжающим и управляющим организациям, так и потребителям.
Как производятся взаиморасчеты в нештатных ситуациях? Существуют ли проблемы учета, связанные с поверкой приборов?
В новых Правилах учета достаточно подробно прописан механизм взаиморасчетов при наступлении нештатных ситуаций. Описание этого механизма достойно отдельного интервью, поэтому здесь нецелесообразно на нем останавливаться. Отмечу лишь, что при нештатных ситуациях, в том числе при отсутствии возможности учета в период проведения поверки счетчика, плата за потребление тепловой энергии начисляется исходя из показаний данного прибора за предыдущий период, но с пересчетом на текущую температуру наружного воздуха. Вместе с тем, плановая поверка, связанная с истечением межповерочного срока теплосчетчика, производится, как правило, в летний период, когда отопление отключено. Следовательно, она не может никоим образом повлиять на учет. Более того, зачастую, снимая поверяемый прибор, на его место сразу же устанавливают такой же из обменного фонда.
В новых Правилах учета прописано положение, согласно которому любая из сторон в случае возникновения сомнений в правильности показаний прибора учета может инициировать его внеплановую поверку. При этом если в результате проведенных испытаний прибор будет признан соответствующим необходимым требованиям, поверку оплачивает инициировавший ее. В противном случае поверка и ремонт или замена прибора оплачивается его владельцем.
Как распределяются по квартирам платежи за тепловую энергию, измеренную общедомовым теплосчетчиком? Имеет ли смысл организация поквартирного учета тепла?
Механизм распределения платежей по квартирам достаточно подробно прописан в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Эти Правила были утверждены Постановлением Правительства России №354.
Что же касается поквартирного учета, то, по моему мнению, его организация целесообразна не во всех случаях. Это слишком дорогостоящее мероприятие как в плане внедрения, так и в плане обслуживания поквартирных систем.
Но тогда исчезает стимул к экономии тепловой энергии у каждого конкретного потребителя.
К сожалению, да. Но сегодня, при нынешнем менталитете большинства нашего населения, ожидать максимального эффекта от поквартирного учета пока преждевременно.
Конечно, есть люди, готовые экономить и желающие для этого установить у себя в квартире счетчик. Но много и таких, кого все эти проблемы совершенно не интересуют. А если теплосчетчики будут стоять только в части квартир, никакого поквартирного учета организовать не удастся.
Существуют ли фальсификации показаний приборов учета? Как их предотвратить?
Я уверен, что такие фальсификации существуют. Насколько они часты – сказать трудно, ведь подавляющее их большинство остается незамеченным. Работа по их предотвращению должна носить системный характер. Решение этой проблемы может быть достигнуто только при объединении усилий всех заинтересованных организаций. Некоммерческое партнерство «Российское теплоснабжение» начинает проводить работу в этом направлении. Уже удалось договориться с ведущими теплоснабжающими компаниями о создании специальной структуры, которая займется решением крупных системных проблем отрасли. К числу таких проблем мы относим, в частности, достоверный учет потребленной тепловой энергии и противодействие фальсификациям показаний приборов учета.