Дмитрий Ротарь,
генеральный директор энергосервисной компании «Теплоучет», входящей в состав Холдинга «Теплоком»
Нынешняя зима в России пока одна из самых теплых за все время метеонаблюдения, но потребители этого на своем кармане чаще всего не чувствуют: расходы на отопление на большей части территории страны до сих пор рассчитываются исходя из количества квадратных метров. Не видят разницу и управляющие компании. Тарифы на отопление устанавливаются за гигакалорию, но в домах без теплосчетчиков пересчет тепла в площадь осуществляется в соответствии с некой идеальной «тепловой нагрузкой» зданий, которая редко где рассчитывается для каждого здания индивидуально – исходя из толщины и материала стен, типа окон, высоты потолков или, к примеру, такого эфемерного показателя, как защищенность от ветра, и т.д. В реальности поставщики ресурсов подсчитывает свои максимальные затраты и раскидывают их на потребителей, а расчеты производят, исходя из «среднезимней» температуры в 37 градусов мороза.
Управляющие организации прежде мало обращали внимания на эти перекосы, так как средства населения, собираемые для оплаты коммунальных услуг, проходили фактически мимо них. Теперь у них есть возможность львиную долю переплат оставлять в своем распоряжении, если, конечно, они озаботятся установкой в управляемых ими домах общедомовых узлов учета тепла. А если еще в УУТЭ будет установлена аппаратура для регулирования теплопотребления в зависимости от температуры на улице, эффект вырастет в разы.
Правда, определенная вольница в отношении сэкономленных средств продлится недолго: с введением в действие новых правил предоставления коммунальных услуг (Постановление Правительства РФ № 354
от 6 мая 2011 г.) платежки жителям будут выставляться в соответствии с реальными показаниями общедомовых приборов учета тепла и воды. Однако и в этом случае у управляющих организаций окажется значительно больше свободы во взаимоотношениях с поставщиками коммунальных ресурсов и с получаемыми от населения средствами, чем ранее – если, опять-таки, в «их» домах будут установлены узлы учета этих ресурсов.
Тупик за тупиком
Установка общедомовых узлов учета тепла и воды – и право, и обязанность поставщиков коммунальных ресурсов. Однако они не слишком спешат, равно как и управляющие организации не торопятся содействовать исполнению требований Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении». Судя по «общероссийским» темпам, уложиться в определенные законом сроки (до 1 июля 2012 г.) вряд ли удастся даже в городах-миллионниках где в последнее время форсируют процесс, не говоря уже о средних и мелких населенных пунктах.
Ресурсоснабжающие организации понять можно: по разным подсчетам, превышение тарифа на отопление квадратных метров над тарифом в гигакалориях составляет в разных регионах РФ от полутора до трех раз. Разница идет отнюдь не в карман каких-то недобросовестных деятелей энергетики (или не только в карман): полученные от населения средства направляются на покрытие утечек и прочие повседневные нужды тепловиков. Установка приборов учета резко сокращает эти возможности. Если не приводить в порядок сети и сами котельные, неизбежным следствием станет резкое повышение тарифов. Однако это уже не экономика, а политика – и потому под фактическим запретом. Если не принять срочных мер, выбраться из тупика просто невозможно.
Управляющие организации также понять можно: на них свалится головная боль из-за необходимости организовать собрания собственников и уговорить их на дополнительные расходы. Это проблематично, так как внятные и удобные гражданам финансовые схемы предлагают буквально единицы производителей приборов учета и подрядных организаций. На УК свалятся заботы по организации комплекса работ в каждом из управляемых домов, да еще и в очень сжатые сроки. У них появятся заботы если не по техническому обслуживанию приборов учета, то по их регулировке, снятию и обсчету показаний, сложным ежемесячным расчетам платежей населения.
А если прибавить к этому проблемы, которые возникнут, когда граждане начнут ставить себе поквартирные счетчики тепла, то им и вовсе не позавидуешь. Да и штрафы управляющим компаниям грозят приличные: за нарушение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности штраф в отношении юридических лиц может достигать 600 тыс. руб.!
Можно понять и население: редко когда наши граждане могут оценить возможную выгоду в перспективе (в том числе от установки общедомовых узлов учета коммунальных ресурсов), если за нее надо надо платить
здесь и сейчас достаточно приличные суммы.
А если бы они знали, что в ряде случаев выгоды может вообще не быть, сопротивление стало бы еще больше. Далеко не в каждом доме расходы на отопление можно снизить благодаря узлам учета тепла. Кое-где они даже вырастут – и весьма прилично.
Хотя куда уж больше: по данным Госстандарта, энергозатраты на отопление 1 м2 в течение года в России составляют более 120 кВт.ч, тогда как в Европе (даже в северных странах) – меньше 40 кВт.ч. Мы тратим втрое больше! Наша страна (даже с учетом богатства энергоресурсов) больше не в силах этого вынести. Платежеспособность потребителей также на пределе: еще чуть-чуть и пойдут массовые неплатежи. Такое, кстати, уже случилось в ряде районов, где вовремя не приняли меры. Например, в Кировской области жители массово отказывались оплачивать счета за отопление по 9–15 тыс. (!) в месяц.
Так что же, опять тупик? Опять усилия государства по созданию в стране цивилизованного коммунального комплекса пойдут прахом? Надеюсь, что нет – и как гражданин своей страны, и как руководитель предприятия по оказанию энергосервисных услуг. И не только надеюсь. Считаю, что именно сейчас созданы многие необходимые для этого предпосылки.
А ларчик просто открывался
Сложность в том, что данная проблема не имеет простого решения. Вроде бы всем невыгодно существующее положение дел, и в то же время всем невыгодно радикально его менять. И всем понятно, что менять крайне необходимо. Между тем подходы к решению проблемы станут гораздо яснее в том случае, если считать «текущий» процесс по массовой установке общедомовых узлов учета тепла только первым шагом на длинной дороге энергосбережения. Этот первый шаг неминуемо приведет (и уже приводит) к созданию в России обширного рынка энергосервисных услуг. Если рассматривать процесс с этой точки зрения, окажется, что он весьма выгоден всем его участникам.
Напомню, такого рода рынок в странах Европы сложился давно. Его финансовое обеспечение вполне классическое. На любом объекте есть устоявшийся объем платежей за энергоресуры. Энергосервисная компания проводит обследование, предлагает план модернизации, находит финансированиеи проводит необходимые мероприятия от модернизации узлов учета до, скажем, утепления чердаков и подъездов. Расчет c энергосерсивсной компанией идет из сэкономленных средств, что само по себе является стимулом для эффективной работы. Если у нас удастся повторить эту схему взаимодействия, многие из вышеназванных проблем будут сняты. Это как раз тот случай, когда государство может без особого вложения бюджетных средств установить правила игры и получить желаемый результат. Собственно, оно уже это делает (пусть и не столь быстро, как хотелось бы), тем более что к этому подталкивают все участники рынка.
У управляющих организаций есть два выхода. Первый – ждать, когда их вынудят предпринимать предписанные законом меры по энергосбережению, начиная с установки узлов учета, а сделать это могут с трех сторон: власти, ресурсоснабжающие организации и само население. Второй – возглавить процесс и организовать так, чтобы это было выгодно, в том числе и им как равноправным участникам рынка потребления коммунальных услуг. Ведь по закону именно управляющие компании считаются юридическими лицами, которые такие услуги предоставляют, хотя многие из них по-прежнему считают себя только посредниками.
В таком случае УК могут рассчитывать на взаимовыгодный союз с… производителями приборов учета и энергосервисными компаниями (Холдинг «Теплоком» объединяет эти функции). Нам нужен постоянный рынок сбыта своей продукции и услуг, управляющим организациям – реальный инструмент влияния как на поставщиков коммунальных ресурсов, так и непосредственно на их потребителей. При этом взаимный интерес усиливается таким немаловажным фактором, как полная взаимодополняемость партнеров. Мы и наши коллеги по отрасли в состоянии решить большинство проблем, которые возникают у управляющих организаций во взаимоотношениях с поставщиками и потребителями. УК в состоянии обеспечить нам устойчивый спрос.
Кстати, сами потребители окажутся от этого альянса только в выигрыше: кто за счет реальной экономии, кто за счет улучшения условий проживания в многоквартирных домах, кто за счет и того, и другого вместе.
Речь идет не о какой-то отдаленной перспективе. Холдинг «Теплоком» сегодня занимает лидирующие позиции на российском рынке производства приборов учета и энергосервисных услуг. Накоплен большой опыт. Процесс взаимодействия с управляющими компаниями идет по нарастающей, и уже есть замечательные примеры его эффективности в ряде городов нашей страны.