Дмитрий Матвиец,
министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия: «Планомерная работа в отношении объектов жизнеобеспечения граждан необходима».
Роспотребнадзор провел проверку по факту вспышки нынешней осенью дизентерии в г. Медвежьегорске (Республика Карелия). По версии ведомства, наиболее вероятной причиной возникновения инфекции оказалась вода ненадлежащего качества из водопроводной системы города.
Ситуация, сложившаяся с качеством водоснабжения в г. Медвежьегорске, к сожалению, касается не только Республики Карелия – это далеко не единичный случай, привлекший к себе внимание общественности. Такая же проблема совсем недавно была зафиксирована в г. Махачкале, существует она и в Ленинградской области.
Сегодня наш собеседник, с которым мы обсуждаем вопросы качества питьевой воды – министр строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия Дмитрий Матвиец.
Дмитрий Сергеевич, сложная ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения наблюдается не только в Карелии, но и в других регионах. Но если говорить о Карелии, то, каковы, на Ваш взгляд, основные причины сложившегося положения?
Действительно, проблема «чистой воды» затрагивает многие регионы. На мой взгляд, она складывается из нескольких составляющих, а именно: изношенности сетей, отсутствия очистных сооружений, недостатка финансирования, особенностей местной почвы, недостаточного уровня экологической культуры среди предприятий, в том числе – коммунальных объектов.
В Карелии непростая ситуация в сфере водоснабжения и водоотведения сложилась во многих населенных пунктах. Несмотря на то, что свыше 90% сточных вод формально проходят очистку, в большинстве случаев это лишь частичная (биологическая или механическая) очистка, из общего объема сбрасываемых сточных вод за 2015 г. только 6% доводится до нормативного уровня. Подавляющая часть действующих канализационных очистных сооружений требует капитального ремонта, реконструкции устаревшего оборудования, не соответствующего по своей мощности объемам принимаемых сточных вод, с большой степенью физического износа.
Кроме того, до настоящего времени в шести районных центрах, в том числе, в Медвежьегорске, канализационные очистные сооружения отсутствуют. Неочищенные сточные воды сбрасываются в водные объекты, как правило, являющиеся источниками водоснабжения населения. Объекты жилищно-коммунального хозяйства лидируют в сбросе таких веществ как азот общий, хлориды и фосфаты.
Какую из вышеперечисленных причин Вы назвали бы главной?
На мой взгляд, основной причиной сдерживания развития систем водоснабжения и водоотведения являются ограниченные финансовые возможности ресурсоснабжающих организаций в рамках действующего тарифного регулирования. Инвесторов, готовых к реализации проектов по строительству (реконструкции) объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, также найти достаточно сложно.
В настоящее время водоснабжение и водоотведение является инвестиционно малопривлекательным сектором. Единственным источником возврата инвестиций, по существу, является тариф, который в случае реализации крупного проекта должен быть увеличен в 5–10 раз, чтобы достичь приемлемого для инвестора срока окупаемости. Но это не значит, что поиском и привлечением инвесторов не стоит заниматься.
В то же время модернизация систем водоснабжения и водоотведения – это мера, которая имеет колоссальный социальный и экологический эффект. Особенно – для малых городов и сельских поселений.
Почему именно для них?
Масштабные инвестиционные проекты по строительству (реконструкции) объектов водоотведения и очистки сточных вод реализуются в регионах с крупными промышленными городами и достаточными региональными бюджетами. Там имеются крупные водоканалы, а промышленные предприятия проводят модернизацию производства, строят или реконструируют инфраструктурные объекты. В регионах, основу которых, как в Республике Карелия, составляют малые города и сельские поселения, где инвестиционная активность организаций значительно ниже, реализация проектов по реконструкции и строительству объектов водоснабжения и водоотведения возможна только при условии софинансирования за счет бюджетных источников, в том числе средств федерального бюджета.
Что необходимо предпринять на федеральном уровне для решения этой проблемы?
Требуется разработка программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод с долей софинансирования из федерального бюджета не менее 80%. Только в этом случае возможна комплексная реализация проектов организациями водопроводно-канализационного хозяйства, позволяющая кардинально снизить износ морально и физически устаревшего оборудования в отрасли, повысить надежность и качество предоставляемых услуг.
Есть ли в Карелии подобная программа?
На территории Республики Карелия действует единственная программа, которой предусмотрена реализация проектов в сфере водоснабжения и водоотведения – долгосрочная целевая программа «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011–2017 гг., разработанная в рамках федеральной целевой программы «Чистая вода» и рассчитанная на указанный период.
На момент разработки программы необходимым условием участия в ФЦП и получения федерального софинансирования реализации проектов являлось обеспечение процентного соотношения софинансирования на весь период действия программы в следующей пропорции: федеральный бюджет 2,71%, консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации 2,71%, внебюджетные источники 94,58%.
При этом следует отметить, что федеральной целевой программой софинансирование программных мероприятий за счет бюджетных средств было предусмотрено в 2011–2013 гг. Начиная с 2014 г. реализация мероприятий предусмотрена только за счет внебюджетных источников, привлечение которых должно быть обеспечено органами местного самоуправления, в том числе за счет средств инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и заключенных концессионных соглашений.
Обязательным условием реализации проектов, включая мероприятия в рамках долгосрочной целевой программы «Обеспечение населения Республики Карелия питьевой водой» на 2011–2017 гг., является наличие проектной документации и положительного заключения государственной экспертизы. В соответствии с действующим в Республике Карелия законодательством, финансирование указанных работ должно осуществляться за счет средств местных бюджетов, которые в большинстве муниципальных образований являются дефицитными. В случае реализации крупного проекта, например, строительства канализационных или водопроводных очистных сооружений, стоимость разработки проектной документации может составлять до 50% годового бюджета муниципального образования.
Впереди у Карелии значительная дата – 100-летие со дня образования. Вероятно, можно было бы включить необходимые мероприятия в план к празднованию юбилея?
Министерством проведена работа по формированию Плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и празднованием в 2020 г. 100-летия образования Республики Карелия. П. 43 «Модернизация инженерно-технических сооружений и коммунальных сетей Республики Карелия» плана предусматривал 16 проектов по реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Общий объем финансирования составлял 1 188,27 млн руб.
Однако, в соответствии с принятыми позднее Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации, субсидии могут быть направлены на реализацию культурно-массовых мероприятий, осуществление просветительской и издательской деятельности, проведение выставок и фестивалей, а также выполнение реставрационных работ в отношении объектов, непосредственно связанных с предстоящим празднованием на федеральном уровне памятной даты субъекта Российской Федерации (за исключением расходов капитального характера). В этой связи реализация мероприятий за счет средств федерального бюджета, не включенных в федеральные целевые программы, не представляется возможной. Соответственно, вышеуказанные проекты из Плана основных мероприятий были исключены.
При формировании мероприятий ФЦП Минстроем Карелии было предложено к реализации порядка 300 мероприятий в данной сфере. Но в окончательной редакции федеральной целевой программы данные предложения были исключены.
Жаль это слышать, но что можно предпринять в такой ситуации?
По восьми проектам по реконструкции объектов водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод администрациями муниципальных образований проделана определенная работа, за счет средств местных бюджетов заключены муниципальные контракты на разработку проектной документации, по четырем проектам проектная документация разработана. Указанные проекты, по согласованию с органами местного самоуправления, включены в перечень приоритетных объектов.
Со своей стороны министерство неоднократно обращалось в Минстрой России, также подготовлены проекты писем для их направления в это ведомство, в том числе за подписью руководителя рабочей группы № 2 Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Республики Карелия М. Соколова, о включении этих объектов в федеральную целевую программу. Министерством предложено включить в проект решения восьмого заседания Государственной комиссии по подготовке к празднованию 100-летия образования Республики Карелия соответствующий пункт.
И все же, какие главные задачи видит перед собой министерство в части обеспечения населения качественной питьевой водой?
Приоритетной задачей на сегодняшний день является изыскание возможности финансирования мероприятий по строительству и реконструкции водопроводных и канализационных очистных сооружений, в связи с многочисленными предписаниями надзорных органов, направленных в органы местного самоуправления, обязывающих обеспечить строительство (реконструкцию) сооружений, с целью предоставления качественных услуг населению.
С учетом изложенного, для решения проблем в сфере водоснабжения и водоотведения Минстрой Карелии считает целесообразным: поэтапное выделение средств из консолидированного бюджета Республики Карелия на восстановление объектов водоснабжения и водоотведения там, где такие капитальные затраты будут экономически эффективными; укрупнение малых водоканалов с созданием нескольких крупных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения по аналогии со сферой теплоснабжения; субсидирование организаций, оказывающих услуги в сфере водоснабжения и водоотведения аналогично организациям теплоснабжения, поскольку средств, предусмотренных тарифными решениями, в пределах установленных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги, не достаточно на реализацию проектов в сфере ВиВ.
Что на Ваш взгляд, необходимо сделать помимо технических мероприятий?
Думаю, что одна из важных составляющих успешного решения вопроса качественного водоснабжения – планомерная работа, выстроенная по всей вертикали власти.
Беседовала
Татьяна Копыленко.